29 Июня 2017
$59.54
67.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование28.09.2012

Учить по­-новому

Школьные педагоги сели за парты

 Введение федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много непониманий, а иногда и страхов. Особенно пугают новшества педагогов с большим стажем, которые привыкли к работе по четкому плану: дал информацию – спросил с ученика. Теперь от учителей требуется иной подход к преподаванию. 

Как известно, прошедший учебный год для всех первоклассников страны стал первым годом внедрения новых образовательных стандартов. С 1 сентября в Тверской области наряду еще с 13 пилотными регионами на ФГОС перешли и ученики 5­-х классов. Повсеместный же перевод общего образования на стандарт второго поколения стартует с 2015 года. А до всех старшеклассников он доберется через восемь лет, к 2020 году.

– Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленных за время обучения в школе, – пояснила главный специалист отдела инновационной педагогической практики областного института усовершенствования учителей Марина Евстигнеева. – А достижение таких результатов требует от педагогов принципиально иного подхода к проведению урока. 

Соответственно перед учителями встают вопросы, которые имеют прежде всего практическую значимость. Как организовать урок, отвечающий современным задачам образования, как сформировать у школьников систему универсальных учебных действий, какие учебно­-методические комплекты позволят реализовать новые подходы – эти и многие другие темы призваны раскрыть обучающие семинары, которые организует Тверской областной институт усовершенствования учителей. 

На прошлой неделе такие встречи сотрудников института с учителями начальных классов прошли в Твери. В них приняли участие представители муниципальных образований области. Понятно, что в разгар учебного года собрать всех педагогов начальной школы (а их в регионе более 2,5 тысячи) невозможно. А потому на семинары были приглашены представители районных отделов образования, руководители методических объединений, учителя пилотных школ по опережающему введению стандартов, которые затем проводят подобные встречи на местах. 

– Только так педагоги могут быть в курсе всех дел, происходящих в образовании. Реформирование отрасли идет с такой скоростью, что учителям трудно отследить и воспринять все новшества. Повышение квалификации происходит раз в 3–5 лет, а информация обновляется гораздо чаще, – рассказала Марина Евгеньевна и в подтверждение своих слов привела пример: – Уже в этом году появились новые учебники, в частности новый курс по формированию универсальных учебных навыков у учащихся «Мир деятельности», который школы уже могут реализовать в рамках внеурочной деятельности. В него заложены те моменты, на которые на уроке не хватает времени. 

* * *
Формирование универсальных учебных навыков, о котором говорит Марина Евстигнеева, – это неотъемлемая часть нового стандарта. Во главу угла ставится индивидуальный подход к каждому ребенку. И если раньше источником знаний являлся учитель, задача которого сводилась к тому, чтобы преподать ученику готовые знания, то теперь школьник сам должен докапываться до нового, а педагог лишь подталкивает его к этому. Приветствуется групповая работа, в ходе которой ребенок может побывать и руководителем, и консультантом группы. 

– Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ученик может легко встать перед всем классом и ответить учителю, – считает Марина Евгеньевна. – Высший пилотаж при проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, направляя детей, лишь дает рекомендации. А ученикам кажется, что они ведут урок сами.

Как уже было сказано, новые стандарты предполагают развивающую функцию обучения, которая нацелена на становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент делается на умении применять знания. Потому-­то теперь и задания на уроках звучат несколько иначе. Так, например, в математике нацелены не на узнавание и называние фигур, а на умение находить их в окружающем мире и работать с ними. А на уроках окружающего мира требуется не столько усвоить конкретные знания, сколько научить ребенка работать с текстами, таблицами, схемами, чтобы он сам мог найти информацию для ответов на вопросы, аргументацию своей точки зрения.

– Учителя воспринимают новый стандарт по­-разному. Конечно, в более выгодном положении  оказались педагоги, работающие по системе развивающего обуче­ния, так как в этих учебниках уже заложен подход, схожий с требованиями нового стандарта, – говорит Марина Евстигнеева. – Труднее приходится тем, кто преподавал по традиционным программам, например, «Школа России», которые нацелены на формирование и отслеживание знаний, умений и навыков. И таких учителей в нашей области в прошлом учебном году было большинство – до 70%. 

* * *
Еще одна серьезная проблема, связанная с введением нового стандарта, – освоение учителями новых образовательных технологий. Они заложены и хорошо разработаны в системе развивающего обучения. А если большинство учителей работали по традиционным образовательным программам, то им этот переход будет сделать сложно. Нужно научить учителя выстраивать новые, партнерские отношения с детьми. А это непросто. Ведь не всегда хочется отказываться от привычного пути и перестраиваться, но делать это необходимо, так как успех реализации стандарта второго поколения в большей степени зависит от учителя, уровня его квалификации, от владения им современными методиками. И с этим согласны все участники обучающих семинаров. 

– Безусловно, многое зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, ему будет намного проще делать шаги в сегодняшних условиях, – уверена Марина Стогова, учитель начальных классов Ново-­Ямской общеобразовательной школы – пилотной по внедрению новых стандартов. – Лучшие педагоги смогут без проблем реализовать новый стандарт за счет своего умения быстро перестраиваться.

Отношение учителя к урокам и ученикам, его творчество и профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это все и есть главные качества, без которых невозможны перемены в школе.

Автор: Елена Тихонова
107

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя встретился с молодежью Тверской области
У нас есть хорошая традиция – в День молодежи России глава региона Игорь Руденя встречается с представителями молодежных общественных организаций. Не стал исключением и нынешний праздник, на который был также приглашен заместитель председателя Государственной Думы РФ, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.
28.06.201722:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость