04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура21.09.2012

Поющая керамика

Фотограф: Александр Солодков

В Твери открылась выставка глиняной игрушки

 Лекционный зал Тверского городского музейно-выставочного центра в эти дни представляет выставку «Поющая глина». В экспозицию вошли произведения, выполненные в традициях русской глиняной игрушки, профессионального фольклориста Владимира Ситникова, а также работы студентов Тверского филиала Государственной академии славянской культуры (ГАСК) – пояса и полотенца, многие из которых являются точными копиями этнографических образцов.

Профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников глиняной игрушкой занимается уже лет тридцать. Работая в Челябинском институте искусства и культуры, он начал изучение и освоение различных видов традиционных художественных ремесел – с одинаковой тщательностью и основательностью Владимир Иванович постигал секреты каргопольской и хлудневской традиций, абашевского, дымковского, филимоновского и других промыслов.

В Твери это его первая персональная выставка, однако его работы тверитяне могли видеть, во-первых, на ежегодных выставках «Что имеем – сохраним», а во-вторых, на Всероссийских выставках «Гончары России», которые проводятся при поддержке областного Дома народного творчества.

– Глиняные игрушки, как и все в фольклоре, связаны с конкретной местностью. Каждая традиция своеобразна и отлична от другой, – рассказывает Владимир Ситников. – Это касается не только народного декоративно-прикладного творчества, но и песенного, и музыкального фольклора, народного костюма.

Владимир Иванович занимается разными видами творчества – и берестой, и лозоплетением, и ткачеством, но к керамике испытывает особые чувства. Глиняная игрушка притягивает его прежде всего глубиной, в ней выражается особое мировоззрение человека, его особое отношение к природе. «Глиняная игрушка – это культура, пронизанная пафосом гуманизма, пониманием ценности любых форм жизни, и это очень интересно, в том числе и прежде всего в духовном смысле», – говорит Владимир Ситников.

Когда Ситников увлекся глиняной игрушкой, то много ездил по стране, встречался с мастерами, знакомился с подлинными носителями традиции, каждая из которых, по его справедливому мнению, уникальна и неповторима. «В ней есть особые секреты, – объясняет мастер. – В разных местностях технология изготовления игрушки разная, не существует какого-то унифицированного подхода. Эти «секретики» интересны тем, что они связаны с формой, пластикой, с приемами декорирования, украшения игрушек».

Выставку «Поющая глина» можно смело назвать своеобразным путеводителем по традициям разных регионов нашей страны. Абашевская игрушка стоит рядом с дымковской, а она в свою очередь соседствует с новоторжской.

Говоря об игрушках, генетически связанных с абашевским промыслом, Владимир Ситников объясняет, что, по мнению исследователей, такие фигурки создавались для того, чтобы человек мог в ходе обрядовых действий приобщиться к крови жертвенного животного: «Игрушка была своеобразным заменителем этого животного – убивали, скажем, быка, и потом в его кровь макали эти фигурки. Поэтому все они имеют такой характерный красный цвет».

Надо сказать, Владимир Ситников не просто следует давней традиции изготовления глиняных игрушек, но и превращает ее в полноценный музыкальный инструмент. Глиняные инструменты известны у многих народов, они по-разному назывались и выполняли либо сакральные функции, либо функции музыкальные. Например, в любимой мастером абашевской традиции игрушек с игровыми отверстиями было не так много, но он сделал их, так что даже игрушка больших размеров «поет». Накануне вернисажа Владимир Иванович зашел в лекционный зал, где на фоне экспозиции сотрудники музейно-выставочного центра проводили занятие с дошколятами, и автор игрушек лично показал, как они могут звучать. После окончания этого импровизированного концерта Владимир Ситников рассказал, что многие гончары пытаются делать музыкальные инструменты (они называются окаринами), но не учитывают закономерностей настройки духовых инструментов: «Для меня же это просто, так что я любой инструмент отстраиваю в нужном звукоряде, и он звучит».

В экспозиционных витринах обращает на себя внимание дымковская игрушка, декоративная, красочная, создающая мажорное настроение. Был, например, в этой традиции сюжет «скоморох на свинье». Владимир Ситников решил сделать скомороха с ложками, а не с обычными гармошкой или балалайкой. Даже в рамках этого промысла он пытается решить сложную задачу по превращению коников и коровок в музыкальный инструмент, при этом не забывая о другом – фигурки должны иметь эстетически ясную и выразительную форму и обладать даже особым психологизмом. Каргопольские игрушки – одни из самых архаичных, их образы уходят в далекую древность, на что в свое время обратили внимание советские исследователи. «Женщина с двумя голубями – этот образ как будто бы сошел с полотенца, богиня всего сущего, великая мать-прародительница. Каргопольская игрушка как раз и подкупает мифологической архаикой. Когда углубляешься в смысл художественного образа, тогда открывается вся мудрость его, поскольку с помощью этих образов мастерами высказывалось отношение к природе. Для меня это очень важно», – говорит Владимир Иванович, переходя к игрушкам, выполненным в хлуновской традиции, зародившейся в калужском крае. Они не такие монументальные, как, скажем, абашевская, это действительно просто свистульки небольшого размера, но и здесь не обходится без секретов. Есть в богатом образном ряду хлудневских игрушек коза-гремотуха или баба-гремотуха – погремушка и свистулька одновременно, забава для детей. С другой стороны, за этой забавой стоит многовековая культурная традиция славян, связанная с магией звука, который оживлял природу после зимнего сна.

По словам Владимира Ивановича, самая молодая традиция глиняной игрушки – новоторожская, она родилась по воле автора Галины Климовской, от ее поисков и организовался промысел. Особенности появления новоторжской игрушки позволили Ситникову идти на более смелые эксперименты – работы, представленные на выставке, не были характерны для традиции: это большие козлики, баранчики, олени, которые решены, с одной стороны, как музыкальные инструменты, а с другой – демонстрируют поиски автором новой пластики. Есть, впрочем, игрушки, повторяющие традиционную форму, но содержательное их наполнение несколько иное. Особенности технологии массовых новоторжских игрушек позволяют добиваться только одного звука, Ситников же делает пустотелые фигурки, и они поэтому дают более сочный музыкальный звук.

Произведениям Владимира Ивановича присуще все то, что позволило керамическим игрушкам пройти сквозь века и сохраниться до нашего времени: верность национальной традиции, юмористическая нотка в решении формы, красочность колорита, индивидуальность звучания и, конечно, теплота рук мастера, вдохнувшего в них свою душу, поющую во всех работах. Игрушка, говорит Владимир Ситников, должна быть забавой, а если мы хотим художественно развивать детей, то она должна быть еще и музыкальной забавой. Сейчас многие ребята, учащиеся фольклорных отделений музыкальных школ, играют на окаринах, фольклорные коллективы Твери и области включают подобные номера в свои концерты.

Автор: Евгений Петренко
523

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию