22 Января 2017
$59.67
63.73
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура18.09.2012

Вернисаж на двоих

Фотограф: Ольга Моисеева, Наталья Зимина

Разные мысли о разном

 В городском музейно-выставочном центре открылась экспозиция «Портрет». Вместе выставились два очень непохожих и весьма своеобразных художника – Роман Усачев и Константин Федоров.

Куратор выставки искусствовед Марина Сафонова рассказала, что идея этой художественной акции родилась в прошлом году на фестивале Марата Гельмана «Верь в Тверь». Оба художника обнаружили, что в экспозиции «Объективная реальность», которая, напомним, была размещена в залах ныне, к сожалению, пустующего бывшего гарнизонного Дома офицеров, их работы, обосновавшиеся рядышком на красных стенах Колонного зала, весьма интересно дополняют и оттеняют друг друга. В малом зале музейно-выставочного центра уже сложилась практика парных выставок, которая предполагает два авторских зала и один общий, где авторы как бы общаются друг с другом. В этот раз смысловым центром экспозиции стали два портрета, размещенных на противоположных стенах, – персонажи точно повторяют позу друг друга, а художники несколько цитируют творческую манеру портретируемого. Искусствовед Ирина Грачева даже призналась, что с первого беглого взгляда приняла эти работы за автопортреты. 

Более известный как портретист Роман Усачев в этот раз выставил несколько интерьеров, эмоциональная особенность которых заключается как раз в отсутствии там человека и в поэтизации одиночества. В них сконцентрирована характерная для этого художника трагическая нота, отдающая, впрочем, специфической эстетикой Даниила Хармса. В отношении творческой манеры Романа Усачева, созерцательной и философской, очень уместно будет столь любимое писателями-деревенщиками словечко «раздумчивый»: он не столько изображает реальный материальный мир и реальных людей, сколько применяет к нему свои собственные мысли и переживания, создавая особый специфически-мрачноватый мир. 

Интересно, что заявленная как выставка «на двоих», эта экспозиция вместила еще много персонажей: в работах обоих художников обязательно присутствуют жены, дети, друзья и подруги. Что, помимо прочего, еще и познавательно – ну когда еще доведется увидеть настолько непривычную Ирину Махову? Обычно элегантно-сдержанная, на картине Константина Федорова она обнаруживается в очаровательно-затрапезном домашнем виде.

Константин Федоров в этой экспозиции позволил себе «в полный рост» продемонстрировать свое недюжинное чувство юмора, обычно скрытое за монументальностью и масштабом его работ. Впрочем, что значит – скрытое? Тут стоит вспомнить чудесного улыбающегося льва или рьяно вырывающегося за пределы картинной плоскости Александра Македонского, которому стало тесно на использованном вместо холста куске упаковочного картона. Константин Федоров, надо заметить, не единственный среди тверских художников любитель экспериментировать с нетрадиционными «носителями» – в самом деле, надписи, логотипы и прочие утилитарные изображения, помещенные в определенный контекст, приобретают новое художественное качество и придают вещи дополнительную декоративность.

Как график, Константин Федоров много играет именно с декоративными моментами. Причем практически невозможно уловить точку перехода станкового натюрморта в декоративную кайму, ограничивающую композицию этого натюрморта: вот пестрый ковер присутствует как объект, а вот он уже вылез за границу картинной плоскости и превратился в абстрактный орнамент. 

Оказалось, что Федоров-график умеет находить и декоративность, и глубину даже не в обыденном, а в сугубо приземленном: на его листах по-новому звучат рисунки на футболках, конфетные фантики, надписи на пакетах из-под чипсов, а занудный вид из окна на листах «Дождь» и «Дождь 2» приобретает неожиданное изящество. Трудно найти более непрезентабельный пейзаж: кусок крыши, кривая антенна, провод, невнятный куст… А с помощью художника можно и в этом увидеть множество форм и смыслов.

Впрочем, Федоров-монументалист никуда не делся. Главным акцентом его авторского зала стали четыре характерные для него большие вещи, определяющие творческие пристрастия. Он много работает в технике фрески, расписывает храмы – и вот уже некто Олег превращается в библейского пророка, взирающего на зрителя с паруса храмового здания. Он давно и основательно изучает античность – и вот получаются характерные античные «Ветер» и «Капительское море». Он работает в контексте архитектурного сооружения – и вот масштаб и монументальность архитектурной детали приобретает маленький дамский браслет с камушками. 

Впрочем, особенности фресковой живописи проявляются и в маленьких графических листах. Помимо прочего, как и в церковной фреске, и в иконописи, в этих работах важную роль играет текст, несущий и смысловую, и декоративную нагрузку: буквы расползаются по картинной плоскости как многоногие жучки-паучки, оказываясь в самых неожиданных местах. С одной стороны, уравновешивают композицию, а с другой – сообщают, что вот это, к примеру, «Иркин чай фарфоровый» (иногда часть букв может и уползти совсем). Вообще эти надписи надо читать, поскольку они иногда решительно расходятся с объявленным на этикетках. Указан на ней, допустим, солидный «Владимир Попов». А на самом деле нарисован залихватский «Вовандефул»! 

В этой экспозиции вообще много игры – с объектами, с техниками, с традициями, с историей искусств. Показательны в этом смысле камерные натюрморты, такие, как «Ананас». Мало того что небольшой лист исполнен со вполне архитектурной монументальностью, так еще он заставляет вспомнить известную историю о художнике, который написал на стене корзину с виноградом так, что птицы пытались его клевать: Константин Федоров вообще очень склонен к подобным ироничным экскурсам, предполагающим у зрителя сочетание чувства юмора с изрядной художественной эрудицией. Получается, что два художника показали нам два пути погружения в реальность: в глубину своего «я» и в глубину времен и традиций.

Автор: Наталья Зимина
96

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери чествовали журналистов, операторов и фотокоров
В киноконцертном зале «Панорама» бизнес-центра «Тверь» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню российской прессы. Его главными героями стали наши коллеги, сотрудники редакций региональных и районных газет, телерадиокомпаний и сетевых изданий.
20.01.201721:46
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию