05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Безопасность 18.09.2012

«Иноверцам» платить необязательно

Фотограф: Ольга Моисеева

Как иеговисты вынуждают близких разделить их веру

Если человек долго живет с бедой – он с ней свыкается. И даже учится радоваться, когда ему удается хоть в чем-то победить несчастье.

Дочь жительницы Торжка Инны Ф. стала свидетельницей Иеговы. Развелась с мужем, бросила сына, чуть не довела до инфаркта престарелую бабушку. Ну а мать считает злейшим врагом. Дружная, красивая, благополучная семья, казавшаяся такой крепкой, распалась в одночасье.

Когда мы виделись с Инной почти два года назад, она очень переживала за дочь. И за внука, который ушел из дома с матерью, потому что надеялся защитить ее. У нее и сейчас болит душа за Марину. Но теперь в рассказе Инны не только боль. Она рада, что к ней вернулся внук Дима, и гордится его силой духа. Иеговистам так и не удалось «обработать» подростка. Хотя очень пытались.

– Не сумели сломать парня, – говорит бабушка. – Все-таки правильно мы его воспитывали. С самого раннего возраста мы отвечали на все Димкины «почему». Но не просто констатировали факт, а сперва спрашивали: «А ты как думаешь?». Мы говорили с ним о таких понятиях, как свобода, совесть, добро и зло. И о религии тоже говорили. Мы обсуждали ее через призму истории, культуры и нравственности. Например, едем на экскурсию по древним русским городам, смотрим церкви, монастыри, крепости, и я Димке рассказываю, как вера вдохновляла на создание прекрасных произведений искусства и на защиту родной земли. Это делалось просто для общего развития – надо же учить ребенка самостоятельно мыслить, прививать ему понятия культуры и духовности. Но в экстренной ситуации это стало для него опорой.

Так-то оно так. Но ведь и Марину, Димину мать, воспитывали на тех же принципах. Однако ее это не удержало. Получается, любой из нас может стать жертвой подобной ситуации?

Это неудивительно. В игре, где один человек руководствуется принципами порядочности и уважения к партнеру, а другой считает, что ему все позволено, скорее всего выиграет второй. Большинство обычных людей подходят к представителям «экзотической» религии с мерками толерантности. И надеются, что и те будут действовать в духе общепринятых моральных норм. Но у тех своя мораль. Мораль «Свидетелей Иеговы» христианской не назовешь. Впрочем, приверженцы других конфессий и атеисты тоже не одобряют то, что иеговисты считают для себя приемлемым. Итак... 

Заповеди – ничто

«Почитай отца и мать, не возжелай жены ближнего своего». Для свидетелей Иеговы, это, похоже, пустой звук. Марина была счастливой женой, любимой дочерью, матерью прекрасного сына. Но, когда она пустила в дом иеговистов, все изменилось. Проповедник сперва нацелился на супруга Марины, военнослужащего. Но вскоре понял, что жена – талантливая художница и успешная предпринимательница – более «перспективна».

Иеговист разбил семью. Причиной развода стала супружеская измена. Как рассказывают родные Марины, иеговист что только не делал, чтобы втереться между мужем и женой. Женщина поверила – поначалу только в страсть молоденького проповедника. И бросила супруга, несмотря на прожитые вместе годы и переживания сына-подростка.

Едва бывший муж собрал чемоданы, как проповедник въехал в квартиру, принадлежащую матери Марины. Они еще расписаться не успели, а «гражданский зять» стал препятствовать теще в пользовании ее же собственностью. Пенсионерка обратилась в суд. Но об этой истории мы уже рассказывали, повторяться не будем. Главное, что права пожилой женщины отстояли, суд обязал Марину и ее сожителя покинуть квартиру матери.

Тогда они переехали в другое жилье, принадлежащее в равных долях маме Марины и ее несовершеннолетнему сыну Диме. Подросток не захотел бросить мать, которая все больше увязала в сомнительной вере.

Мальчик прожил с мамой и отчимом около года. Стоит ли говорить, какому моральному давлению он подвергался все это время? И не только моральному.

Родные – никто

В прежней квартире Марина и ее тогда еще сожитель занимали лучшую комнату. Вторую комнату, поменьше, Марина превратила в мастерскую: глина, гипс, краски, лаки. Вот тут-то и поставили раскладушку для мальчишки. Диме пришлось дышать пылью и химикатами. Ну а когда иеговистам пришлось переехать, подростка вообще выгнали на кухню, устроив ему постель рядом с газовой плитой (комната нужна для проведения встреч и собраний). У школьника даже не было стола, чтобы делать уроки. И времени на это тоже не было, мать и отчим самоустранились от домашних дел. Все, от стирки до уборки, приходилось делать школьнику. К тому же массу времени съедали собрания иеговистов – Диму заставляли посещать каждое. Чтобы избежать «повинности», он уходил в эти дни из дома. Иногда засиживался у друзей. А чаще просто болтался по улицам – хоть в дождь, хоть в мороз. Видеться с бабушкой ему запрещали.

Он упрашивал мать опомниться, задавал «неудобные» вопросы, касающиеся иеговистских устоев. Новому мужу мамы это надоело. Он и его единоверцы потребовали отправить Диму к родственникам со стороны отчима – для воспитания в духе смирения и покорности. Марина охотно согласилась отослать Диму к свекрови. Тогда он и понял, что мама свой выбор сделала – «братья по вере» ей дороже сына, которого она готова из его собственного жилья прогнать к чужим людям. Он собрал вещи и переехал жить к родной бабушке.

– Диме было сложно привыкать к нормальному режиму, к теплым отношениям в семье, он привык жить в постоянном напряжении, – делится бабушка. – Как-то я ему говорю: мол, что ты все время один, друзей бы своих пригласил. Он сперва насторожился: «А зачем тебе это надо?» И только потом понял, что я не преследую никакой скрытой цели, а просто хочу, чтобы внуку было комфортно дома.

Закон? Не нравится

Передо мной лежит расписка: «Я, Марина Ш., обязуюсь ежемесячно отдавать моему сыну Дмитрию Д. алименты, присылаемые его отцом, также обязуюсь достойным образом заботиться о сыне». Как рассказывает Инна, обещания так и остались на бумаге.

Зачем нужен подобный документ? Разве мало Семейного кодекса? Там все прописано – и насчет алиментов, и насчет обязанности родителей заботиться о детях. Оказывается, это в органах соцзащиты бабушке посоветовали потребовать расписку в качестве воспитательной меры, чтобы у мамы совесть пробудить. Не удалось. 

Да, о материальной стороне дела поневоле пришлось вспомнить: Марина переложила все заботы о старшекласснике на мать-пенсионерку.

Официально мама родительских прав не лишена, бабушка не является Диминым опекуном, так что никаких пособий на него она не получает. Отец присылает алименты, но они перечисляются на карточку Марины. А та поначалу только вздыхала: мол, слезы одни, тысяча рублей придет, и то за счастье. Димке, мол, этого все равно ни на что толковое не хватит. И не отдавала даже эти деньги.

Бабушка обратилась к судебным приставам, просила уточнить полноту и своевременность перечисления алиментов. Оказалось, да, отец задолжал ребенку около пятидесяти тысяч. В Кунцевском отделе УФССП по городу Москве (там сейчас живет отец Димы) возбудили исполнительное производство по взысканию задолженности. И вскоре на карточку Марины пришел первый платеж в счет этой задолженности – одиннадцать тысяч рублей, о чем уведомили и бабушку.

Однако Марина эти деньги так и не передала сыну. И прямым текстом сказала родным: если мама и Дима разделят ее веру – она будет отдавать алименты. А если нет – пусть крутятся сами, иноверцам она ничем не обязана. 

Не уходят ли средства, предназначенные на содержание ребенка, на «пожертвования» в религиозную группу? А там, получается, не гнушаются и такими поступлениями – деньги есть деньги, пусть даже «детские». 

Бабушка с внуком так и «крутятся» сами. Дима на каникулах подрабатывает. Бабушка экономно ведет хозяйство и ухитряется не только Диму растить, но и непутевой дочери время от времени помогает. То долги за коммунальные услуги погасит, то телефон оплатит. Семья иеговистов, видимо, считает, что и по счетам иноверцам платить необязательно. Или же после пожертвований в «церковь» денег даже на коммуналку не остается? 

– Я попросила Марину помочь собрать Димку в девятый класс, – делится бабушка.
– Дочка отказалась. Ее вообще не интересует учеба сына. Она за последние годы ни разу не спросила, какие у него отметки, есть ли у него необходимые учебные принадлежности, какой предмет ему особенно хорошо дается, а с каким возникают трудности, куда он хочет поступать.

Неудивительно, ведь согласно иеговистским канонам неполного среднего образования вполне достаточно. Оканчивать одиннадцать классов и потом поступать в вузы они своим детям не разрешают. Высшее образование якобы губит душу.

Вот и угадай – то ли женщина и впрямь в это верит, то ли изящно ушла от хлопот и расходов по сборам сына в школу и дальнейшей оплаты его образования.

Впрочем, пару раз Марина все-таки появлялась в жизни сына и часть алиментов отдавала. Делала она это после очередного обращения бабушки в правоохранительные органы. 

Инна Ф. все инстанции обошла: ПДН, участкового, прокуратуру, соцзащиту. Она требует проверить, не опасна ли для общества деятельность «Свидетелей Иеговы». Но везде ситуация расценивается как бытовой конфликт. Теще не нравится новый зять, подросток переживает из-за развода родителей... Ну а насчет всего остального – у нас свобода вероисповедания. 

Реакция органов соцзащиты, как рассказывает Инна, ограничилась советом взять у мамы ту самую расписку, не имеющую юридической силы. Маму, как видим, это не «напугало». Прокуратура по последнему обращению Инны провела проверку, усмотрела в действиях Марины признаки административного правонарушения (часть 1 статьи 5.35 КОАП – неисполнение родительских обязанностей). Возбуждено производство об административном правонарушении, постановление направлено в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города. Проведена полицейская проверка и по факту самоуправства (сейчас Марина и ее муж живут в квартире Димы и не пускают на порог юного собственника). Их привлекли к административной ответственности. Сотрудники ПДН также вызывали Марину на административную комиссию. Там ее пожурили. Мол, понимаем, новая семья, у сына трудный возраст, но надо же как-то компромисс находить. А потом то же самое высказывают Инне: мол, и вы попытайтесь понять дочь. Только и всего. В общем, все пытаются бороться со следствием, а не с причиной. 

– Я на административную комиссию ходил. Объяснял: проблемы с матерью начались именно из-за того, что она стала свидетельницей Иеговы, –переживает Дима. – Почему у иеговистов есть свобода вероисповедания, а у их близких, получается, ее нет? Если мы не разделяем их веру, так нас просто перестают считать за людей! Но меня не услышали.

Да, свобода выбора – высшая ценность. Разумный и интеллигентный человек легко примет аргумент: я в это верю, и я считаю это правильным для себя.

Но ключевое слово – «для себя». Как говорится, свобода твоего кулака кончается там, где начинается свобода чужой челюсти. Тот, кто это правило нарушил, толерантного отношения вряд ли достоин. Никакая религия не оправдывает разрушения семьи и предательства близких.

Стало быть, в случае со «Свидетелями Иеговы» речь идет не о свободе вероисповедания – о вседозволенности. Так что вряд ли можно считать проблему Инны, Димы и Марины их личной бедой. Эта история наглядно показывает, как псевдорелигиозные ценности ломают все нравственные рамки. 

Диму лишили отца, забрали у него мать и пытались сломить его волю. Он это выдержал.

Нельзя допустить, чтобы другие дети проходили такую же «проверку на прочность».

 

Автор: Павел Макаров
26

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию