11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Гроза двенадцатого года13.09.2012

История, ассоциации и грусть

Фотограф: Ольга Моисеева

В областном центре открылась выставка «Недаром помнит вся Россия»

 В большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра представили экспозицию, посвященную 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Составленная в основном из произведений графики, выставка интересна тем, что авторами ее стали как уже состоявшиеся и известные художники, так и юные живописцы.

Первоначально был одно­именный с выставкой конкурс детского рисунка, объявленный Тверским городским музейно­выставочным центром в начале этого года. Свои работы, посвященные победе над Наполеоном, представили более трехсот молодых дарований, учащихся общеобразовательных школ Твери, изостудий и рисовальных классов. В оргкомитет было прислано огромное количество рисунков – более пятисот, говорит председатель жюри конкурса заслуженный художник России Людмила Юга, особенно отметившая на вернисаже роль педагогов, которые сумели так преподнести материал, что дети заинтересовались этой сложной темой. Детские рисунки занимают последний из залов центра и отличаются непревзойденной непосредственностью в создании образов, в изображении известнейших и безымянных героев Отечественной войны. Ученица детской художественной школы имени Валентина Серова Полина Орехова, показывая свой рисунок, рассказывала первым зрителям, что изначально она намеревалась нарисовать портрет Барклая­де­Толли, которого признает своим любимым полководцем. Однако в ходе работы замысел каким­то непостижимым образом изменился, и на рисунке появился… Наполеон. «Я очень люблю историю, – признается Полина, – для меня важно было выразить дух того времени, передать настроение эпохи. Ничего страшного, думаю, что у меня получился в итоге Наполеон…»

Вообще обойти вниманием такой колоритный исторический персонаж, каковым является Наполеон Бонапарт, было невозможно – многие из юных авторов при создании своих рисунков вдохновлялись именно его богатой биографией. Вместе с тем детская экспозиция дает вполне полное представление о том, как именно художники видят события 200­-летней давности. Выставленные работы – это иллюстрированная экскурсия в прошлое, яркая и эмоциональная. Юные художники не скрывают, что, готовясь к конкурсу, пользовались как художественной, так и специальной литературой, в том числе и по искусству: некоторые из рисунков представляют копии хорошо известных картин и портретов. Дипломант конкурса Роман Анищенко, воспитанник детских рисовальных классов при художественном училище имени Венецианова, смущаясь, рассказал, что, прежде чем нарисовать портрет князя Петра Ивановича Багратиона, изучил имеющиеся изображения военачальника. В итоге вышло нечто среднее, неизменным остался лишь бравый характер генерала, который чувствуется даже в этом, по-­детски пока не вполне совершенном портрете.

Екатерина Соколова, занявшая первое место в конкурсе в своей возрастной категории, призналась, что ей помогал дедушка:
– Сначала мы рисовали с ним карандашом, а заканчивала работу уже сама, – рассказывает победительница. – Когда делала наброски, то брала в библиотеке книги, смотрела иллюстрации, узнавала, как, например, рисуются пушки, какое обмундирование носили солдаты.
– Это была страшная война, – добавляет Екатерина. – Я рисовала и представляла себе, что происходило на полях сражений двести лет назад.

Может быть, именно такое глубокое погружение в материал сделало все рисунки очень эмоциональными. Одни названия чего стоят! «Деревня Субботино встретила французов неласково» Полины Готлиб, емкое «Москва горит» Антона Мешкова, «У костра» Анастасии Лебедевой – пересказывать сюжет рисунков не требуется, и так все понятно. Дальше идут схематичный «Бой за деревню» Ивана Кафтанова, «К батарее Раевского» Евгении Аниксенко, «Осмотр укреплений» Анны Курочкиной, «Александр I принимает парад» Георгия Зверькова, иллюстрации Константина Баранова к стихотворению Лермонтова «Бородино», строчкой из которого названа выставка.

Детские конкурсные рисунки – лишь часть большой экспозиции. Открывает ее графика художника из Удомли Леонида Константинова, работы которого можно при желании счесть графической летописью событий. В названии его листов есть указание на время действия (например, октябрь 1812 года) и описание этого действия. Историческую достоверность, впрочем, художник соблюдает не всегда. Так, подпись под одной из работ гласит: «Ратники 2-­го казачьего пешего полка Тверского ополчения обучаются стрельбе и строю», что не вполне, конечно, верно.

В работах рано умершего Никиты Родионова дан необходимый культурный контекст, который создают, во­-первых, лаконичные иллюстрации к повестям Пушкина – «Метель», «Выстрел» и другим, во­вторых, серия «Декабристы» (из замысла произведения эпохи 1825 года, напомним, выросло грандиозное творение Толстого «Война и мир»). Третья часть работ Никиты Родионова посвящена собственно событиям и людям 1812 года – это портреты Платова, Остермана­-Толстого, Багратиона, Барклая-­деТолли, входящие в цикл «Генералы 1812 года». Ассоциативный ряд продолжают гуаши Киры Петушковой – эффектный триптих «Отечественная война 1812 года», выполненный в черно­красных тонах; несколько листов из серии «Брошенный дом», на которых запечатлена бывшая усадьба Млевичи в Торжокском районе. Экспозиция, таким образом, условно делится на несколько разделов – исторический, эмоциональный, ассоциативный и… грустный. В центральном зале разместились работы Людмилы Юга, входящие в серии «Герои Отечественной войны 1812 года. Двести лет спустя» и «Время собирать камни». Художник обращается к тверским усадьбам, в которых когда­-то жили герои войны – генерал­-лейтенант Константин Маркович Полторацкий (1782–1858), генерал Никанор Михайлович Свечин (1772–1849), генерал­майор Николай Логинович Манзей (1784 – 1862) и генерал от артиллерии Алексей Андреевич Аракчеев (1769–1834), и скрупулезно фиксирует их нынешнее плачевное состояние. На больших листах – развалины усадьбы Трубниковых Михнево, врата церкви в селе Бялиницы, бывшем поместье Татищевых, погост Спас­-на­-Низу и родовая усыпальница Тыртовых, интерьер храма в Алабузине. Все, что осталось от них сейчас.

Автор: Евгений Петренко
81

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию