28 Июля 2017
$59.41
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Транспорт04.09.2012

По водным путям Верхневолжья

Фотограф: yandex photo.ru

Впервые за долгое время проводится комплексное научное исследование внутренних водных путей и возможностей речного флота России

 Если спросить у среднестатистического жителя Тверской области, какова его ассоциация на слово «транспорт», то наверняка первое, что услышим, – автомобильный, потом «общественный» (трамваи, троллейбусы), воздушный, железнодорожный, и только редкие единицы вспомнят про водный. Это в нашем-то краю с первой в России Вышневолоцкой водной системой! Опрос моих коллег подтвердил такие предположения (был еще вариант – телега, но это уже раритет). А за водный транспорт обидно. И не только в Тверской области, но и в целом по стране. Россия располагает самой протяженной в мире сетью внутренних водных путей – 101,3 тысячи километров. А на долю речного транспорта приходится менее двух процентов от общего объема грузоперевозок в стране. По прошлогодней информации Минтранса РФ, число пассажирских и коммерческих речных судов в стране составляет две тысячи единиц, а грузовых – 2,5 тысячи. Не густо. При этом их средний возраст достигает 33 лет.


Минтранс России

Уникальное исследование

Но, может быть, произойдут изменения, и рейтинг различных плавучих средств повысится? Надежду на такое развитие сюжета дает инициатива Министерства транспорта России по исследованию конкурентоспособности внутренних водных путей страны. На эти цели подотчетная ведомству «Ространс­модернизация» потратит 60 миллионов рублей. Средства не такие уж большие – пока речь идет только об исследовании. С какой целью оно проводится и на что повлияют его результаты, с такими вопросами «ТЖ» обратилась непосредственно в Минтранс РФ и получила ответ:

– В современных условиях, когда инфраструктура железнодорожного и автомобильного транспорта в большинстве морских портов России и Европы функционирует практически на полную мощность, пропускная способность внутренних водных путей используется не в полной мере. Повышение качества услуг внутреннего водного транспорта позволяет увеличить скорость доставки грузов и способность справляться с растущими объемами перевозок при более плотном и сложном движении в сетях. Все вышесказанное и позволяет говорить о необходимости создания особой программы. Минтранс России приступил к разработке «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации до 2030 года». Этот документ позволит определить приоритеты развития данного транспорта и будет нацелен на реализацию его основных преимуществ, постановки более масштабных и значимых задач, определения путей их решения.

Для преодоления тенденции снижения роли внутреннего водного транспорта необходимо выполнение комплексного научного исследования, направленного на преодоление инфраструктурных, организационных, законодательных, технических и технологических препятствий и ограничений, и создание условий для стабильного его развития. В истории современной России такого не было. Впервые за длительный период времени пристальное внимание экспертов обращено на инфраструктуру внутренних водных путей, флота, портов, судоремонтных предприятий, вопросы обеспечения безопасности как самого транспорта, так и судоходства.

Практическая реализация данной стратегии позволит достичь существенного роста показателей эффективности внутреннего водного транспорта, обеспечит устойчивое развитие отрасли в ближайшей и долго­срочной перспективе.
***
К сожалению, наш запрос в ФГУП «Канал имени Москвы», организацию, непосредственно обслуживающую водные пути, по поводу состояния Тверского района гидротехнических сооружений и транспортного потенциала участка Тверь – Москва, остался практически без ответа. Нам отписали: «ФГУП «Канал имени Москвы» не является исследовательской организацией». 

Однако исследователи могут сейчас лишь строить прогнозы. А какова практика последних десятилетий и дня сегодняшнего? Спросим у людей, непосредственно работающих в данной области. 

Пассажирский транспорт

Судоходная обстановка

Директор ООО «Волгари» Борис Полевода: – Если конкретно говорить про наш регион, за последние 20–30 лет мы потеряли много транспортных линий. Понятно, что рейсовый транспорт сейчас не так актуален: практически везде можно подъехать на автомобиле, который быстрее и дешевле. Есть отдельные места, куда добраться можно только по воде, но в Твери автомобиль однозначно вытеснил речников.

Однако есть маршруты, вполне востребованные теми же прогулочными теплоходами. Говоря о потерях, я имею в виду федеральные пути с необходимой судоходной обстановкой, бесплатные для всех. Теперь они заканчиваются в Твери, а именно – на речном вокзале. Но наш город тянется за Мигалово, за автомобильный мост. Почему­-то Канал имени Москвы не считает необходимым ставить судоходную обстановку до конца Твери. Иногда мы ходим вверх с разрешения судоходной инспекции. Но недавно пришло распоряжение, что это направление вообще закрыто, и прогулочные суда от горсада теперь ходят только вниз. 

Канал имени Москвы готов поставить судоходную обстановку, но за деньги. А сумма такая, что для пассажирского флота никогда не окупится: доходы пассажирского транспорта по сравнению с грузовым на порядок меньше. Когда грузовым судам необходимо вверх по Волге доставить песок заказчику, им ставят обстановку, и они за каждый день платят – получаемые доходы позволяют это. Для пассажирского флота это нереально.

Можно вспомнить и то, как прогулочные теплоходы катали людей по Тверце. Раньше на этой реке была судоходная обстановка, и суда, имея соответствующую осадку, могли ходить до Долматова. 

Чтобы в федеральные пути включили участок до Путиловских лагерей и дальше, как это было раньше, я считаю, нужна региональная инициатива. И, конечно, сами теплоходы требуют обновления. Без государственной поддержки это невозможно. Даже крупное предприятие не способно взять на себя такую функцию. Требуется госзадание на разработку проектов судов разных классов и видов. Последние суда массово строились в конце 80­-х. Сейчас тоже создаются отдельные теплоходы (даже один в Твери). Но когда они выпускаются, что называется, поштучно, это очень дорого, как, например, индивидуальный проект автомобиля.

Грузовой транспорт

Предполагаем быть

Анатолий Михайловский, с 1989 года капитан теплохода «Речной­-94» (буксир­толкач), трудовой путь начинал с матроса в 1971 году:
– Расцвет строительства флота приходился на 80­-е годы прошлого века. Тогда активно списывались старые суда и на смену приходили новые. Был даже их избыток: десятки теплоходов стояли, потому что не хватало команд. И сейчас мы работаем на этих судах, срок службы которых 25 лет. Наш теплоход 75-­го года постройки, то есть более 10 лет как его должны были списать на гвозди (на переплавку). Баржи тоже выношены до предела.

Но мы по возможности поддерживаем их в рабочем состоянии, ремонтируем, модернизируем, заменяем двигатели. Правда, к некоторым уже сложно найти детали. Например, «шкода» чехословацкая – уже и страны такой нет, или хабаровские двигатели – уже нет такого завода. Приходит сравнение: наш флот точно пенсионер – что в молодости купил, то в старости донашивает. И это наблюдается по всей стране.

До перестройки было 10 грузовых речных судов, которые возили грузы в Тверь, и их было мало. Сейчас – 7. Процентов 70 минерально­строительных грузов (песок, гравий, щебень) доставляем в Москву. Раньше возили и лес, и зерно.

Загрузки пока хватает. Конечно, перевозка по воде выгодна – на железной дороге платформа выдержит лишь 60 тонн, а у нас – 3000 тонн, и себестоимость значительно меньше. 

Что касается кадров, основной состав команд опытный, проверенный временем. Но приходит и молодежь, чаще с периферии. В порту есть лицензированные курсы и для командного состава, и для рядового. В этом году у нас проходили практику студенты из речного училища Рязанской области.

Работа сложная, и даже тому, для кого она знакома, привычна, все равно нельзя расслабляться. Всегда надо быть готовым к изменению обстоятельств, от тебя не зависящих. Поэтому мы никогда не уточняем время прибытия в определенное место. Мы говорим: «Предполагаем быть».

P.S. Пока готовилась статья, теплоход «Речной­94» был продан в Коломну. Его команда перейдет на другой буксир.

***
Предполагает быть и российский речной флот в целом. Если федеральные структуры поддержат это естественное желание – значит есть перспективы оживления наших водных линий. По договоренности с Министерством транспорта России «ТЖ» получит информацию о результатах исследования конкурентоспособности внутренних водных путей страны и продолжит тему на своих страницах.

Автор: Татьяна Иванченко
58

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость