23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 31.08.2012

Независимый взгляд

Фотограф: artkeramiktver.ru

Не стало художника Анатолия Камардина

 В среду на 62-м году жизни скончался заслуженный художник России, член Союза художников России, один из самых заметных мастеров тверского искусства Анатолий Викторович Камардин.

Он имел репутацию человека с независимыми взглядами на творчество. Уже при его жизни было понятно, что этот художник внес значительный вклад в историю отечественной керамики. Декоративные скульптуры, пластические объекты и панно, графика, архитектурно-пространственные композиции Камардина хорошо известны и, сейчас отрадно это осознавать, в большинстве своем опубликованы. А значит, у ценителей настоящего искусства есть возможность познакомиться с творчеством этого художника мирового масштаба не только в музейных экспозициях (его работы находятся в крупнейших собраниях), но и в каталогах и альбомах, один из которых издан в Твери не так давно – в 2008 году.

Отец Камардина был художником-самоучкой. Возможно, именно этот факт повлиял на выбор профессии. Причем выбор этот был сделан в пользу керамики. Мастер признавался, что на его решение во многом повлияли детские воспоминания: Анатолий Викторович вырос в Конакове, где всюду были разбросаны кусочки фаянса. «Россыпи черепков, вся эта фантастическая мозаика, цветочные орнаменты, «агашки», птички, причудливая вязь узора, блеск золотых отводок, цветные майоликовые всполохи, рельефные «грибочки» вдруг чья-то фаянсовая головка, ручки от чашек. Все это манило и будоражило детское воображение. Это был целый мир. Мы играли этими черепками, пытаясь собрать что-то целое, или составляли из осколков какие-то свои немыслимые мозаичные мироздания», – признавался художник в автобиографии. Отслужив в армии, Камардин поступил на отделение керамики Абрамцевского художественно-промышленного училища. После защиты диплома его направили на Конаковский фаянсовый завод имени М. И. Калинина, но и здесь молодой художник продемонстрировал свою независимость и стал работать на сувенирном участке цеха промышленной керамики Калининского стекольного завода, где и прошло его творческое становление.

В это время авторские коллекции графических работ и керамические скульптуры Камардина начинают активно экспонироваться на городских, областных, всесоюзных (впоследствии – на всероссийских и международных) выставках, которые всю жизнь давали художнику стимул для постоянного профессионального роста и обретения мастерства. Работы Анатолия Викторовича даже в ранний период творчества были лишены налета «советскости» и далеки от идеологических потребностей эпохи – он поднимал вечные темы: гармонии человека и окружающего мира, красоты природы. Постепенно художник пришел к открытию собственной студии, потому что создание керамики без промышленной базы невозможно. Начиная с 1987 года он работал в своей мастерской с печью для обжига, привезенной из Германии.

Анатолий Камардин был известен не только как непревзойденный мастер, но и как высочайший знаток истории искусства, прежде всего истории развития своей любимой керамики в странах Европы и Востока, он блестяще знал искусство античного мира. Собственный взгляд на мировую художественную культуру, изучение богатых традиций изготовления керамики – все это позволило художнику обрести свой неповторимый творческий голос, всегда узнаваемый, всегда интересный, всегда поражающий индивидуальностью и артистизмом.

Главная особенность творчества Анатолия Камардина заключена в мощной энергетике созданных им произведений, в насыщенности его образов огромным духовным смыслом. Художник искал сюжеты для своих работ в повседневности («Песнь льна», «Река»), в прошлом и настоящем. Закономерным стало для мастера обращение к древнерусскому искусству, которое он почитал особенно, к духовным началам жизни («Дневник ангела», «Апостолы»). Из иконописи он почерпнул и свой излюбленный художественный прием – расположение росписи на клеймах. Камардина вдохновляло народное искусство. Работая в этом направлении, он широко использовал пластический и образный язык лубка, вышивки, глиняной игрушки, никогда, впрочем, напрямую не повторяя и не заимствуя, но всегда переосмысляя традиционные орнаменты и формы, предлагая их интерпретации. Даже незначительные элементы бытия мастер возводил до уровня явления.

Керамика Анатолия Камардина формирует собственный мир с особой сферой существования и своими героями. В его искусстве уживаются противоречащие друг другу понятия и художественные средства. По мнению искусствоведа Ольги Пиотровской, здесь можно говорить о своего рода «фигуративном реализме», в целом присущем искусству, где встречаются и конкретная, и обобщенно абстрактная формы и переплетаются интеллектуальность высокого с предельной простотой. «Многие работы – это неожиданная «художественная провокация, – пишет искусствовед, – где порой существуют определенные концептуальные идеи, превращающие общение с ними в «игру для посвященных».

Анатолий Камардин, как настоящий художник, всегда очень много и плодотворно работал, говоря о себе, что он вечный ученик, для которого керамика – истинная художественная страсть.

Автор: Отдел культуры редакции газеты "Тверская жизнь"
21

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость