29 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Туризм16.08.2012

В зеленый троллейбус сажусь на ходу,или опыт сбережения социализма в отдельно взятой стране

Фотограф: Наталья Зимина

В зеленый троллейбус сажусь на ходу,или опыт сбережения социализма в отдельно взятой стране

 Беларусь не принадлежит к особенно привлекательным в туристическом смысле регионам: там почти нет эффектных древностей (а многие из тех, что есть, таковыми уже не являются, но об этом как-нибудь в другой раз) или водоемов, пригодных для ленивого пляжного отдыха на турецко-египетский манер. Однако посетить эту страну решительно необходимо прежде всего людям молодым, не заставшим того, что в свое время называлось «развитой социализм»: нынешняя Беларусь остается едва ли не последним заповедником этого социального эксперимента. 

Как ехать

В том, как доехать до Минска, нет никакой загадки: соответствующий вокзал, связывающий Москву со всевозможными Европами, называется отнюдь не «Европейским», а как раз Белорусским. Если он представляет собой историко-культурный памятник, то Минский железнодорожный вокзал, открытый в 2000 году, суть чудо хай-тека и без преувеличения одно из главных архитектурных украшений белорусской столицы. Не менее интересен открытый годом ранее автовокзал «Московский», проект которого отмечен высшей государственной премией.

Для железнодорожных пассажиров Минск начинается с Привокзальной площади, на которой чудесным образом соседствуют сплошное зеркальное стекло вокзала и пафосный декор комплекса зданий, построенных в 1947–1952 годах по проекту Бориса Рубаненко. Две монументальные башни, фланкирующие улицу Кирова, официально называются «Воротами Минска», местные жители же именуют их «Башмаками». Если смотреть со стороны улицы Кирова – действительно похожи.

В Минске есть метро. Оно достаточно обыкновенное и функциональное, там нет грандиозных дворцов, которые так восхищают гостей русской столицы. И поезда там тоже обыкновенные, не новые – такие ходили в московском метро еще десяток лет назад. Так что гораздо интереснее перемещаться по Минску наземным транспортом.

Минчане и вообще белорусы очень гордятся тем, что весь общественный транспорт у них свой. При строительстве СССР и формировании социалистического разделения труда для БССР была уготована роль «общесоюзного сборочного цеха», так что там делали в том числе автобусы, трамваи и троллейбусы едва ли не для всей страны. Делают и сейчас. Они выдержаны в зеленой гамме и не заклеены рекламой. Кстати, бледно-зеленые минские троллейбусы нам хорошо знакомы – они ездят до Химинститута по маршрутам №1 и №5.

В минском транспорте нет кондукторов. Вместо них в вагонах установлены агрегаты, определенно неизвестные молодому поколению, – компостеры. Специально для упомянутого поколения объясняю: это такие специальные машинки, в которые надо засовывать предварительно купленные талончики – маленькие бумажки, на которых нарисованы «Ворота Минска». В ларьке на остановке талончик стоит 1500 белорусских рублей, непосредственно в вагоне водитель продаст его уже за 1700. Компостер сделает в них несколько дырочек, и это будет означать, что проезд оплачен. И никаких сердитых тетенек! В принципе можно ездить и бесплатно, но это, право же, неприлично.

Главная примета «нового белорусского социализма» –отсутствие автомобильных пробок. Их нет вообще. В столице государства. В центре города. В час пик. Нам, уныло стоящим в пробке где-нибудь на Волоколамке, такое трудно даже вообразить. Дело тут не в особенностях планировки или других объективных факторах, хотя послевоенный Минск перепланирован, безусловно, очень рационально. Просто мало кто из белорусов может позволить себе личный транспорт – дороги машины, дороги запчасти и очень дорог бензин.

Как платить

В Беларуси своя национальная валюта – белорусский рубль. Когда-то их называли «зайчиками», поскольку на первых купюрах были изображены представители местной фауны. К ней, кстати сказать, белорусы и сейчас относятся любовно: в главном столичном книжном магазине на самом почетном месте мы обнаружили несколько роскошных альбомов и наборы открыток с чудесными «портретами» лосей, рысей, волков и прочей дикой живности. Сейчас на купюрах увековечивают даже не историко-архитектурные памятники, как у нас, а просто учреждения культуры – театры, музеи, библиотеки: и в этом белорусы остаются достойными потомками Франциска Скорины.
На момент нашего визита один русский рубль стоил 275 белорусских. Цифра эта постоянно меняется: за симпатичным и благопристойным фасадом «заповедника социализма» скрываются немалые экономические проблемы и сопутствующая им инфляция. Цены растут очень резво, соответственно им печатаются новые деньги: так, в марте этого года введена в оборот купюра в 200 тысяч рублей. Мы это все проходили в «лихие 90-е». 

Надо сказать, забавное ощущение – поменяв деньги, оказаться миллионером… Около кассы или ларька, впрочем, «забавность» несколько выветривается: поначалу разобраться в толстой пачке денег со множеством нулей не представляется возможным. Проще всего предъявить этот разноцветный веер кассирше или продавщице, которая сама ловко выберет из него нужные купюры. А вот любителей коллекционировать иностранные монеты спешу разочаровать: «железных денег» в Беларуси нет. 

Где жить

Мы поселились в гостинице «Планета» на проспекте Победителей. Она была построена к Олимпиаде 1980 года – часть соревнований тогда проходила в Минске. И сейчас там живут спортсмены, судя по цвету волос и сложению – кавказские борцы. Они были живым укором для нашей совести, поскольку вставали в невероятную рань и выходили на пробежку и разминку: обширные территории вокруг гостиницы этому весьма способствуют. 

Сейчас, в преддверии чемпионата мира по хоккею, который пройдет в Минске в 2014 году, «Планете» попытались придать европейский лоск, сделав новую облицовку и приладив к фасаду балкончики, с которых было хорошо любоваться панорамами и наблюдать за тренировками наших соседей. Однако она так и осталась нормальной советской гостиницей.

К безусловным достоинствам «Планеты» следует отнести ее расположение: с одной стороны – дивный вид на реку Свислочь, с другой – «шаговая доступность» центра города. Тут, однако, крылся подвох. Застройка этой части города, более или менее уцелевшей после войны, оказалась не очень регулярной, а точнее, практически средневековой: улицы там пересекаются как им вздумается, иногда под самыми неожиданными углами, так что есть опасность, направляясь в одно место, оказаться совсем в другом. Так мы обошли изрядных размеров холм, на котором стоит гостиница, а когда-то, говорят, там находилось самое первое минское городище – лишь через пару столетий люди переселились к месту впадения в Свислочь ныне не существующей речки Немиги.

Проспект Победителей подарил нам редкое в Минске явление – автомобильную пробку, в которой мы застряли на выезде из гостиницы. Оказалось, впрочем, что это не совсем пробка – просто сам батька Лукашенко утром ехал на службу. Ради этого трассу перекрыли минут на двадцать. Впрочем, по широкому и идеально ровному проспекту регулярно ездят не только правительственные кортежи, но и великолепные минские байкеры, которым, похоже, официально дозволяется напрочь игнорировать скоростной режим.

Потом мы решили поэкономить и съехали из трехзвездочной «Планеты» в двухзвездочную гостиницу «40 лет Победы» – бывшее ведомственное заведение, со всех сторон окруженное ужасно секретными оборонными учреждениями. Особой разницы обнаружить не удалось, разве что вместо гламурной живописи чистенький комфортный номер украшала плохонькая фотография в рамке, да из окна пришлось любоваться не на живописную Свислочь, а на задворки очередного «почтового ящика». Но номер здесь стоил втрое дешевле – примерно по 600 русских рублей с носа.
Метро поблизости не оказалось, зато нашелся трамвайчик, который за четыре остановки довез нас до «Ворот Минска». Оттуда рукой подать до площади и проспекта Независимости и вообще до центра города, где досужего туриста поджидает множество чисто белорусских соблазнов. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Автор: Наталья Зимина
28

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию