28 Февраля 2017
$57.94
61.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура08.08.2012

Фотограф в большом городе

Фотограф: Борис Михайлов

Продолжается цикл «Тверская глубинка».

В течение нескольких лет областной народный фотоклуб представляет зрителям коллективные выставки фотографов, работающих в разных районах области. Нам уже представились фотоклубы семи районов, теперь настала очередь Конакова – в кинолекционном зале музейно-выставочного центра имени Лизы Чайкиной в рамках проекта «Тверская глубинка» открыта выставка «Потомки древней Корчевы».

Этот проект интересен тем, что, несмотря на сугубо индивидуальный стиль авторов и каждый раз новые особенности отбора экспонатов, в результате получается достаточно показательная панорама творческой жизни конкретного города или района. Несмотря на название «Потомки древней Корчевы», вроде бы предполагающее исторические экскурсы и фольклорно-этнографические штудии с акцентом на «вечные ценности», выставка получилась самой «городской» из всех, показанных в рамках этого проекта. Удивительное дело, но здесь практически нет идиллических пейзажей, которые так любят снимать фотографы, живущие и работающие в живописных местах.

Нет, нынешнее Конаково живописностью не обижено – чего стоят только разливы Волги с многочисленными островами, которые так хороши в любую погоду и в любое время суток! Однако не меньшее, а, судя по экспозиции, и большее влияние на авторов оказывает индустриально-урбанистический колорит города. Рядом с романтическими островами, как неустранимая данность, всегда возвышаются трубы Конаковской ГРЭС, а городской ландшафт во многом формируют уже порядком руинированные, но по-прежнему монументальные краснокирпичные корпуса фаянсового завода еще кузнецовской постройки. Да и сам город в силу архитектурных особенностей (а точнее – их отсутствия) не выглядит тверским и в целом – провинциальным, но имеет колорит окраинного столичного микрорайона. Собственно, так оно и есть: изрядная часть конаковцев работает в Москве, что накладывает определенный отпечаток на видение художника. Тут уж не до идиллий и пасторалей.

Возможно, именно поэтому конаковские фотографы предпочитают снимать человека, причем не в парадном, а в самом что ни на есть обыденном виде вплоть до затрапезности. Каковая, впрочем, за счет игры со светом может быть возвышенной до символизма – таковы, к примеру, «Джентльмен на пленэре» и «Рынок» Бориса Смирнова. Этот автор вообще очень интересно работает с жанровой сценой, что позволяет применить к его работам термин Михаила Задорнова «наблюдашки».

К этому жанру можно было бы отнести и некоторые работы Евгения Рожкина, если бы не его эксперименты не то со словом, не то с неким глубинным смыслом. Мы, к примеру, так и не смогли расшифровать посыл снимка «Шутки с пенталгином». Тетушки на нем развеселые – явно шутят. И красная коробочка упомянутого анальгетика после длительного разглядывания обнаружилась на совсем уж дальнем плане. Но вот какая тут сюжетная связь, уяснить так и не удалось. Не менее загадочной оказалась «Свадьба на воле»: там есть и свадьба, и воля в виде обширного волжского разлива, и искажения, которые дает широкоугольный объектив. Что-то они, эти искажения, явно символизируют. Но вот что именно…

Зато в формалистических построениях этот Евгений Рожкин предельно конкретен и убедителен. Чудо как хороши его орнаментальные построения, материалом для которых может служить все что угодно, включая свежепойманную рыбу, в которой он усмотрел настоящее золото. Как раз в его работах полнее всего проявилась «городская» сущность конаковских фотографов. Казалось бы, какие образы навевает название «Крещенские морозы»? Представляется тот самый идиллический пейзаж: елочки в инее, мерцающее теплым светом окошко, блестящие луковки и кресты церкви… Ан нет. Для этого города базовым символом выступает вполне урбанистический административный корпус ГРЭС, украшенный светящимся градусником: «-25».

В качестве формалиста в этот раз выступил известный мастер жанровой съемки иногда весьма острого социального звучания Александр Калион. Серии «Фактуры» №1 и №2 представляют собой нечто, более близкое к графике, нежели к фотографии, – здесь автора заинтересовал собственно образ прибалтийского или, точнее, европейского города вообще, нежели частная жизнь людей в его контексте. Частную же, а точнее, свадебную и постсвадебную жизнь («а потом стали они жить-поживать…») исследовал Александр Субботин. Он счастливо избежал соблазна, преследующего всех снимающих свадьбы фотографов, – представить на выставке гламурные красоты. Подборку очень милых церковно-свадебных мотивов у него логично завершает дивный, практически безупречный и по свету, и по «уловленному» моменту снимок «Благая весть», апеллирующий не столько к христианскому мотиву Благовещения – все-таки дите на руках у маменьки уже имеется – сколько к классическим европейским мадоннам. Блок работ этого автора портит только композиция «Модели», основанная на скучной литературщине. Сопоставление на одном снимке девочки во всем пафосе утрированной чистоты и не менее утрированной «неформалки» в тельняшке (возможно, в глазах автора именно так выглядит воплощенный порок) выглядит надуманно и натужно.

Пожалуй, единственный в этой экспозиции пейзаж (впрочем, не то чтобы совсем пейзаж) «Опять весна» выставил фотограф, от которого этого менее всего можно было бы ожидать, – Максим Малахов. В целом он показал подборку в стиле «А я еще и на швейной машинке умею…», где по-импрессионистски мгновенно и точно зафиксированные настроения поддерживаются заковыристо-формальными, чуть ли не в духе Родченко, композиционными построениями («Веловодные процедуры»), а конкретный человек, как бы случайно пойманный в неожиданном ракурсе («АЖМ – цып») становится забавным мультяшным персонажем, по характеру от этого человека более чем далеким. Но наиболее впечатлил вроде бы неброский снимок неопределенного жанра «На службу»: и единственно верное название (ну да, Макс все-таки журналист – ему ли не чувствовать слово?), и игра ритмов превращают обыденный, если не банальный сюжет в целую историю. Такое вот «городское кино».

Автор: Наталья ЗИМИНА
30

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Верхневолжье показало участникам инвестиционного форума «Сочи-2017», куда бизнес должен вкладывать деньги
Что объединяет производство по выпуску сыров, предприятие по переработке масличных культур и создание авиационных теплообменников? Все эти проекты реализуются или будут реализованы в Тверской области.
27.02.201721:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию