19 Января 2017
$59.18
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура07.08.2012

Учитель великих художников

Он был способен уловить и развить особую живописную манеру каждого талантливого ученика.

Валентин Серов назвал Павла Чистякова «единственным истинным учителем незыблемых законов формы». Академик живописи Чистяков действительно более известен как педагог, вырастивший Виктора Васнецова и Михаила Врубеля, Василия Поленова и Илью Репина, Валентина Серова и Василия Сурикова. Причем это мнение не только искусствоведов всех поколений, но и самих его выдающихся учеников.

Будущий академик родился крепостным
Павел Петрович Чистяков родился 5 июля 1832 года в селе Пруды Весьегонского уезда, ныне это Краснохолмский район. Отец был крепостным, но управлял имением генерал-майора Тютчева. Барин дал ребенку вольную за заслуги его отца и тем самым обеспечил не только его будущее, но в определенной степени и будущее русской живописи второй половины XIX века.

Получив первичное образование в Бежецком уездном училище, Павел, имея заметные успехи в рисовании, отмеченные его первым учителем Иваном Пылаевым, в 17 лет поступил в Петербургскую академию художеств.

Учился он, как говорится, взахлеб, терпеливо пройдя все обязательные этапы рисования: сначала изображал, по его собственным воспоминаниям, «с оригиналов карандашом головы», затем – «голые фигуры», после этого – гипсовые головы и копировал гравюры. Живя неподалеку от Александро-Невской лавры, он накручивал в день пешком больше двадцати верст с учетом того, что не только сам учился, но давал уроки и подрабатывал время от времени заказами.

Еще будучи студентом, Павел Чистяков приобрел в Петербурге репутацию замечательного учителя. Это проложило ему дорогу к преподаванию в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Как педагог он стал с этого времени авторитетом даже для дипломированных молодых художников.

Кистью Мастера
Павла привлекала и увлекала историческая живопись. Годы упорного труда дали свои результаты. В 1861 году Чистяков получил Большую золотую медаль академии за работу под названием, которое в полном виде звучит так: «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Темного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно». Ныне картина подзабылась, хотя и находится в Русском музее (правда, в запасниках), но в ту пору строгий Владимир Стасов назвал ее блестящей и был прав, поскольку она совершенна по гармоничному сочетанию композиции с сюжетом. Спустя годы автор «Трех богатырей» Виктор Васнецов написал учителю: «Надо помнить, что русская историческая настоящая живопись началась с Вашей Софьи Витовтовны».

Много дала художнику длительная поездка в Италию, полагавшая­ся золотым медалистам. Свойственная Чистякову основательность особенно проявилась в работе над картиной «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия». Он начал ее в этой командировке, писал почти всю жизнь, но так и не завершил.

Восемь лет провел Чистяков у «святых камней Европы» и, вернувшись в 1870 году в Петербург, получил за лучшие из написанных в Италии полотен звание академика. В альбомах по русской живописи и теперь публикуются его «Римский нищий» и «Голова чочары». Обе крупные работы 1870-х годов, созданные в России, – «Боярин» и «Портрет матери» – вызвали одобрение у ценителей живописи и соратников по цеху.

С любовью к учительству
И все же главным делом жизни нашего замечательного земляка стало преподавание. Сам Чистяков писал Павлу Третьякову: «Кажется, я и родился со способностью и любовью к учительству». Уже вскоре после возвращения на родину он начал вести занятия в собственной мастерской и частных студиях, принял приглашение на должность адъюнкт-профессора Академии художеств. Его популярность среди молодежи была исключительной, но, как часто бывает в России, именно это обстоятельство вызвало такую зависть у коллег-преподавателей, что должность профессора он получил только через двадцать лет, а еще через два года отошел от преподавания в академии.
Около четверти века Павел Петрович, заведуя мозаичным отделением Академии художеств, наблюдал за выполнением таких работ в храме Христа Спасителя в Москве, а также в Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова в Петербурге. В разные годы жизни Чистяков, нежно любивший свою малую родину, написал несколько икон для бежецких храмов. Он скончался 11 декабря 1919 года.

Что же отличало чистяковскую школу живописи, какие художественные принципы он ставил во главу угла? Прежде всего величайший мастер и педагог учил видеть натуру такой, какой она есть и какой кажется, органично соединять линию и колорит, уметь вживаться в предмет творчества – от самого простого и тривиального объекта до сложнейшего многофигурного сюжета. Базовым для него было «живое отношение к природе», а изображение ее он расценивал как художественный способ познания сущего.

Чистяков был способен уловить и развить особую живописную манеру каждого талантливого ученика и при всей строгости очень бережно относился к молодому дарованию. Анна Менделеева, жена великого химика, вспоминала: «Увлекшись рисунком, я не видела никого и ничего, кроме стоявшей передо мной ярко освещенной гипсовой фигуры да своего рисунка. Чье-то покашливание заставило меня оглянуться. Я увидела нового для меня профессора: худощавого, с негустой бородой, длинными усами, большим лбом, орлиным носом и светлыми блестящими глазами. Он стоял на некотором расстоянии от меня, но смотрел на мой рисунок издали, скрывая тонкую улыбку под длинными усами. По своей неопытности я сделала странные пропорции тела Германика. Павел Петрович кусал губы, сдерживая смех, потом вдруг быстро подошел ко мне, легко перешагнув спинку скамьи, сел около меня, взял из моих рук резинку и карандаш и уже серьезно начал поправлять ошибки. Тут я услышала слова, оставшиеся в памяти моей на всю жизнь: «Когда рисуешь глаз, смотри на ухо!» Не сразу я поняла мудрость этого. Прекрасно нарисованная часть лица или фигуры не выразит ничего, если она поставлена будет не на место и не в гармонии с остальными частями».

Феномен Чистякова
Он заключается прежде всего в том, что кроме деклараций своих принципов ему удалось последовательно реализовать их и добиться необыкновенных результатов. Подтверждением служат имена выдающихся русских художников, воспитанных нашим земляком. Их благодарность Учителю была безмерной. Виктор Васнецов писал ему: «Желал бы называться Вашим сыном по духу», Суриков постоянно твердил любимую поговорку Чистякова: «Будет просто, как попишешь раз со сто», а Репин сказал Влентину Серову как бы от имени всех, отправляя того в учение к Павлу Петровичу: «Он – наш общий и единственный учитель».

Чистяков, как никто другой, был способен на раннее распознавание таланта. В 1875 году он писал Поленову: «Есть здесь некто ученик Суриков, довольно редкий экземпляр, пишет на первую золотую. В шапку даст со временем ближним. Я радуюсь за него. Вы, Репин и он – русская тройка...» Сурикову было 27 лет, и до классических полотен было очень далеко, но учитель смело предрек ему блестящее будущее и не ошибся.

Мы нередко задумываемся: а есть ли особые черты тверского характера, имея в виду какой-то суммарный образ тверитянина? Наверное, нет, но по записанным мыслям, суждениям, кредо, высказываниям и даже прибауткам того или иного земляка можно составить портрет конкретной личности, соотнеся его с родом занятий, миропониманием и эпохой. И в этом портрете будет немало из детства, воспитания и малой родины.

Таков Павел Петрович Чистяков. Из его мемуаров, переписки, воспоминаний и статей о нем можно извлечь настоящие сокровища мысли, изложенные порою нарочито незатейливо, – не только для начинающих художников, но и для любого из нас.

Я сам не сразу когда-то понял его броскую фразу: «Начинать надо по таланту и кончать по таланту, а в середине работать тупо». Но когда понял, то слово «тупо» лишилось для меня применительно к работе негативной окраски, став синонимом упорства, терпения и сосредоточенности, знаком понимания необходимости рутинной, порою многократно повторяющейся процедуры, ручной работы. Особенно часто я вспоминал эту фразу, работая много лет над «Тверским топонимическим словарем», в который вошли статьи о 9000 названий селений тверской земли, и над докторской диссертацией о культурно-этнических контактах на всех 109 крупных водоразделах планеты. Как я был благодарен земляку-весьегонцу за его невольную поддержку в рутинной работе! А в моменты, как мне казалось, научных озарений вспоминал слова Чистякова, что «наука в высшем проявлении переходит в искусство». Раскованность восприятия натуры, поэтическое отношение к ней, легкое смещение образа от фотографичности и «правильности» – эти черты художника-творца он взращивал и в своих великих учениках. Надо сказать, что все они, каждый по-своему, но все с глубочайшей благодарностью усвоили эти и другие заповеди.

Дмитрий Кардовский с горечью писал: «Как жаль, что, работая у Чистякова, я не записывал всего того, что слышал от него! А теперь такими оторванными, как будто ни с чем не связанными афоризмами, да часто еще имеющими загадочную форму, встают в моей памяти высказывания Чистякова. Этими афоризмами не передать ценных мыслей Чистякова об искусстве…»

И все же – вот некоторые из них:
«Насколько у кого знания и силы, настолько нужно энергии и прилежания в деле – вполсилы ничего не выйдет».

«Не нужно стараться написать все точь-в-точь, а всегда около того, чтобы впечатление было то самое, как в природе».

«Учись как следует и делай как сможешь».

«Если представить, что в какой-либо части искусства вы так сильны, что и думать уже не стоит, то знайте, что это ошибка... и старайтесь поверять себя, то есть налегайте на эту часть искусства».

«Пишите во всю душу и со всей любовью, остальное само придет».

«Чувствовать, знать и уметь – полное искусство».

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
180

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию