14 Декабря 2017
$59.14
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 06.08.2012

Степан Микоян: Я только молил – дотяни…

Фотограф: Архив Вячеслава Воробьёва

Сын члена Политбюро бил врага во фронтовом небе Верхневолжья.

Золотую Звезду Героя Степан Микоян заслужил и получил через тридцать лет после войны,но золото боев и побед Великой Отечественной в ней весомо.

Он родился 12 июля 1922 года в Тбилиси в семье видного деятеля партии и советского государства Анастаса Микояна. Службу в Красной Армии Степан начал в 1940 году, а в первом военном году вместе со своим другом Тимуром Фрунзе окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков, переведенную из­под Севастополя в Саратовскую область.

С декабря 1941 года летчик­истребитель Степан Микоян находился на фронтах Великой Отечественной войны. Сначала он воевал в составе 11­го истребительного авиаполка, оборонявшего Москву, но в несчастливом 13­м боевом вылете его самолет был по ошибке сбит другим нашим истребителем. Летчику удалось посадить горящую машину, но со сломанной ногой и сильными ушибами он попал в госпиталь.

По возвращении на фронт Степан Анастасович воевал в составе 32­го гвардейского
авиаполка под Сталинградом и на Северо­Западном фронте. Наибольший интерес для тверитян представляет тот период, когда 32­й авиаполк базировался на аэродромах Калининской области, нанося с них удары по воздушным и наземным целям противника. Приведем отрывок из книги воспоминаний Степана Микояна «Мы — дети войны», изданной в 2006 году.

От первого лица
«Василий [Сталин] до этого на фронте бывал только наездами в качестве начальника инспекции и в боевых вылетах не участвовал. А теперь его направили в качестве командира в 32­й гвардейский полк. Он решил забрать с собой из инспекции «своих». 11 февраля 1943 года группа из восьми самолетов Як­9 вылетела на Северо­Западный фронт. В составе группы было несколько «ветеранов» – полковники Михаил Якушин, Петр Коробков и Герои Советского Союза полковник Николай Герасимов и подполковники Александр Семенов и Николай Власов, а также Андрей Баклан (тут Степана Микояна немного подводит память: Коробкова звали Павел, и он был Героем Советского Союза; Александра Семенова, будущего командира полка, в группе не было, а был Александр Зайцев. – В.В.). Взяли и меня. Промежуточная посадка была в Калинине. Я садился с закрытым фонарем и сел на три точки точно у посадочного «Т». Это видел руливший рядом после своей посадки Василий и объявил мне благодарность (за то же, за что два месяца назад я получил замечание).

Сели на аэродроме полка Старая Торопа вблизи Торопца, но полк уже был готов к перебазированию в Заборовье, западнее Осташкова, и мы в тот же день полетели туда вместе со всеми. Там 32­й полк и базировался в течение всей Демянской наступательной операции, в которой наши войска в феврале 1943 года пытались замкнуть кольцо вокруг уже на три четверти окруженной немецкой группировки. Но немцам все­таки удалось из «мешка» уйти.

Командовал полком до нашего прилета Василий Бабков, который под Сталинградом был штурманом полка. Теперь командование принял Василий Сталин, а Бабков стал заместителем (генерал­полковник Василий Петрович Бабков— «летчик­долгожитель», он летал на реактивных истребителях до 64­летнего возраста. В сентябре 2001 года он скончался). Командиром нашей 1­й эскадрильи был капитан Сергей Долгушин (ныне — генерал­лейтенант авиации в отставке), прилетевший туда немного раньше нас. В числе летчиков— Александр Шишкин (позже Герой Советского Союза, а после войны— командир полка, погиб при катапультировании с реактивного самолета Ла­15), Владимир Орехов (позже полковник запаса, заслуженный военный летчик), Владимир Луцкий (Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик, ушел в отставку в звании генерал­лейтенанта авиации и умер в конце 70­х).

Василий Сталин успел шепнуть…
Однажды, когда две группы были в вылете, на аэродром вышли три Ю­88, тоже неожиданно для себя наткнувшись на базу истребителей. Небо было безоблачным, и укрыться им было негде. Я подбежал к своему самолету, но техник сказал, что самолет неисправен. Ничего не подозревая, я побежал в соседнюю эскадрилью, но она вся была в полете. Стоянка третьей эскадрильи была далеко, я не успевал туда добежать. (Спустя много лет на встрече ветеранов мой бывший техник Хайдар Амиров признался, что Василий успел ему шепнуть, чтобы он мне сказал о неисправности самолета. Ослушаться Василия Сталина он не мог. Задним числом я вспомнил, что видел Василия недалеко от моего самолета— наша эскадрилья была рядом со штабной землянкой — а техник, говоря о неисправности, был несколько смущен.) Взлетел только Володя Орехов и, набрав высоту, атаковал один из «юнкерсов», который пикированием ушел на бреющий полет, но Орехов его догнал и поджег. В это время подошла с линии фронта одна наша группа, и судьба остальных «юнкерсов» была решена у нас на глазах. Одного сбил Володя Луцкий, выйдя с иммельмана ему в лоб, а другого Саша Шишкин…

Меня на самую линию фронта Василий не пускал. (Как он мне сказал после войны, по указанию своего отца, которое он дал, отругав Василия, после того как вслед за Тимуром Фрунзе погиб мой брат, а потом и Леонид Хрущев.) Но я этого тогда не знал и все ждал, что мне разрешат. Я летал на прикрытие аэродрома и на другие задания. Однажды мы с Николаем Власовым были подняты на перехват немецкого разведчика, шедшего на большой высоте. Когда набрали около семи тысяч метров, Власов передал мне по радио, что выше идти не может из­за кислородного голодания, и приказал снижаться. Дело в том, что со всех наших самолетов для облегчения были сняты кислородные приборы, а без кислорода предельной высотой, до которой сохраняется работоспособность, считается 5000 м. Однако я чувствовал себя терпимо (видимо, выручала молодость), но меня бы тоже ненадолго хватило. После этого на двух самолетах полка на такой случай установили кислородные приборы…

На честном слове и «чихающем» моторе
Как­то мы группой полетели на сопровождение «особо важного» транспортного самолета, на котором летел какой­то большой военный начальник. Проводили его в Калинин, потом, заправившись, полетели обратно. Вдруг у меня «обрезал» мотор. Я стал планировать, выбирая место для посадки, но вскоре мотор снова «забрал». Через несколько минут все повторилось, потом еще раз. Каждый раз я ожидал, что мотор не заработает. Вот он снова заглох. Глянув вправо, я увидел аэродром со стоящими самолетами. Как оказалось, это были штурмовики дивизии Георгия Байдукова, друга Чкалова. Я быстро развернулся на посадку, но от волнения и по неопытности сделал разворот слишком близко к аэродрому и поэтому планировал с явным перелетом.

Приземлиться я мог только где­-то в середине полосы, а за ней был густой лес, и закончить пробег до него мне явно не удастся. Ничего не оставалось, как дать газ, надеясь, что мотор «заберет». И он, к счастью, заработал. Я разворачивался над лесом, набирая высоту, и только молил: «Не обрежь!» Мотор дотянул до нормального разворота на посадку, и я сел. Еще один случай везения: встреча с лесом не сулила ничего хорошего. Потом оказалось, что барахлила бензопомпа.

После окончания Демянской операции, в марте 1943 года, полк перевели на отдых под Осташков, а потом мы, оставив самолеты другому полку, группами улетали на транспортных самолетах в Москву».

Микоян оказался в 12­м гвардейском авиаполку ПВО Москвы. Полк базировался под Вязьмой и прикрывал очень большое воздушное пространство. Степан Анастасович вспоминал: «…в начале 1944 года летчиков 3­й эскадрильи за вылеты на боевые задания представили к награждению орденом Отечественной войны: комэска Цыганова — орденом 1­й степени, а нас — 2­й степени. Но командир корпуса генерал Митенков снизил награды на одну ступень; командир получил «Отечественный» 2­й степени, а мы — ордена Красной Звезды. Упоминаю об этом потому, что назначенный позже в полк Лева Булганин, успевший сделать всего два или три вылета на боевое задание, вскоре неожиданно для всех был награжден орденом Отечественной войны 1­й степени— кто­то в большом военном руководстве решил позаботиться о нем (он был сыном члена Политбюро и члена Военного совета фронта Николая Булганина). Леве было неловко, и он в полку этот орден никогда не носил».

От Мига до космического корабля
Степан Микоян закончил войну с двумя боевыми орденами в звании капитана и в должности командира звена истребительного авиаполка.

В 1951 году, по окончании Военно­воздушной инженерной академии имени Жуковского, он перешел на работу летчиком­испытателем в НИИ ВВС имени Чкалова, с 1959 года стал там начальником Испытательного управления, а с 1965 года — первым заместителем начальника НИИ.

3 апреля 1975 года за освоение новой авиационной техники — самолета МиГ­25 — и проявленное при этом мужество Степану Микояну было присвоено звание Героя Советского Союза. Он летал до 1978 года, и в его послужном списке 102 типа и модификации летательных аппаратов. Оставив штурвал, Микоян работал заместителем генерального директора по летным испытаниям НПО «Молния» и принимал участие в создании и испытании знаменитого космического корабля­челнока «Буран», разработанного под руководством генерального конструктора космических кораблей, академика и нашего земляка­торопчанина Юрия Семенова. Во время космического полета «Бурана» Микоян отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки. В 1992 году он вышел в отставку заслуженным летчиком­испытателем СССР в звании генерал­лейтенанта авиации, заслужив за мастерство и отвагу при испытаниях еще пять боевых орденов. Сейчас 90­летний ветеран воздушных боев в небе Верхневолжья живет в Москве.

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
624

Возврат к списку

На решение жилищного вопроса молодых семей Тверской области направят 136 млн рублей
Уже почти два месяца в квартире пятиэтажного дома на улице Коробкова постоянно звучит звонкий детский смех. Иван и Анна Израйлевы и три их прелестные дочки обустраиваются на новом месте. 
13.12.201716:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость