23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 03.08.2012

Инновации на рынке интеллекта

Фотограф: Игорь Монахов

Как формируется креативная среда.

Инновации – основные индикаторы развития экономики. За последние годы в ведущих странах мира создана особая среда для развития инновационного бизнеса и его утверждения в качестве определяющего фактора обновления производства и общества. Ежегодный объем инновационного бизнеса превысил 2,5 трлн. долларов, а объем продаж новых технологий составляет 2/3 мирового рынка хай-тека.

Элементы управления
Что отличает среду, в которой инновационный бизнес получил столь динамичное развитие? Каковы основные направления влияния на становление и развитие инновационных процессов в регионе? Попробуем назвать наиболее значимые. В числе ключевых составляющих инновационной среды – инновационный менеджмент: специалисты, владеющие основами управления проектами, их освоения и представления на рынок; сфера специального образования: учебные центры инновационного бизнеса, школы, семинары, офисы инновационного консалтинга.

На физико­техническом факультете ТвГУ вводится специальность «Инноватика». Инновационная тематика представлена в Президентской программе подготовки управленческих кадров. Институтом непрерывного образования ведется работа по созданию школы инновационного менеджмента. Активно участвует в подготовке специалистов нового уровня областная библиотека им. А.М. Горького, где проводятся семинары с привлечением экспертов из Федерального института промышленной собственности и Российской государственной академии интеллектуальной собственности. Все это – хорошая база для формирования региональной образовательной сети в области управления инновациями.

Основу территориальной среды обновления составляет инновационная инфраструктура поддержки научных коллективов и предпринимателей, представленная большой группой центров и лабораторий. Среди них – технопарки, бизнес­инкубаторы, инновационно­технологические центры, центры трансфера и коммерциализации технологий, лаборатории сертификации, центры научно­производственных услуг и прототипирования, рискового финансирования, инновационного консалтинга, регистрации ноу­хау, фонды государственной поддержки и стимулирования инноваций, школы инновационного менеджмента и другие.

Тверской государственный университет признан победителем федерального конкурса по развитию инновационной инфраструктуры высшей школы и определил в качестве приоритета свое участие в решении этой задачи на уровне региона, выступая в роли общественного научно­методического центра по проблеме. Ведется разработка проектов создания группы технопарков: научно­промышленного парка «Электромеханика» в Ржеве, агротехнопарка «Сахарово» на базе ТГСХА, научно­технологического парка «Соминка» на базе ТвГУ. Созданы центры инновационного консалтинга и рискового финансирования. Успешно функционирует регистрационная палата по ноу­хау. В стадии становления – лаборатория сертификации биопродуктов. Завершилась организация Тверского регионального межведомственного ЦКП, объединившего измерительный потенциал двенадцати вузов, научных организаций и промышленных предприятий региона. Формируется база данных интеллектуальных ресурсов университета. Ведется разработка проектов индустриальных парков инновационного типа, решаются другие задачи.

В числе основных элементов инновационной среды региона – центры генерации, хранения и распространения новых знаний. Бизнес представлен большой группой предприятий, располагающих значительным научно­инновационным потенциалом, ресурсами по освоению новшеств и их представлению на рынке новых технологий. В числе лидеров – Тверской вагоностроительный завод, кимрский завод теплового оборудования «РАДИАТОР», «Электромеханика», Редкинский опытный завод, «Ди­электрические кабельные системы». Высшую школу представляет группа государственных вузов, академическую науку – научные учреждения РАСХН, корпоративную науку – группа НИИ, КБ, научно­технических центров.

Патентный потенциал
Мы провели анализ патентного потенциала региона и условий его практического освоения в экономике. В среднем наука и бизнес оформляют в год более 200 патентов и занимают по этому показателю место в первой пятерке среди регионов ЦФО. Защита нововведения в режиме «ноу­хау» представлена лишь отдельными примерами и пока не стала основным инструментом поддержки инновационных решений. В то же время до 70 процентов объема мирового рынка интеллектуальной продукции составляет ноу­хау. В ведущих зарубежных фирмах доля интеллектуальной собственности составляет 2/3 активов, а у лидеров рынка – до 90 процентов. В числе основных факторов влияния – иное отношение к интеллектуальной собственности, трансформации идеи, замысла, результата творческого поиска в ходе инновационных преобразований в интеллектуальный капитал – актив предприятия, организации.

Сотни патентов, тысячи ноу­хау – таков творческий потенциал региона, он должен и может воплощаться в десятки новых технологий, товаров, услуг, инноваций. Каждый патент требует сопровождения и поддержки, каждая технологическая и иная инновация заслуживает особого внимания и должна рассматриваться как основа для оформления ноу­хау. Задача системного отношения к этой проблеме успешно решена в нашем университете: стал свое­образным центром притяжения для новшеств депозитарий трансфера технологий, осуществляющий функции регистрации учета, хранения ноу­хау и его использования на рынке интеллектуальной продукции и услуг.

Малый, но наукоемкий бизнес
В инновационной среде региона особое положение занимает малый наукоемкий бизнес, центры его воспроизводства и развития. Это важный ресурс занятости и привлечения в первую очередь молодежи к творческому поиску. А также это инструмент диверсификации экономики. Развитие на сетевой основе – важнейший признак малого научно­технического предпринимательства. Пояса сопровождения инновационных компаний в университетской и научной среде, региональные кластерные системы, студенческие и технологические инкубаторы, научные и индустриальные парки, научно­промышленные и технико­внедренческие зоны, территории инновационного развития – основные зоны стимулирования малого и среднего наукоемкого бизнеса.

Федеральное законодательство предоставляет право бюджетным научным и образовательным учреждениям создавать на своей базе малые инновационные фирмы. В регионе таких учреждений девять, из них шесть – на базе ТвГУ. Закон создал реальные условия для сближения высшей школы, университетской науки и бизнеса, подтвердил интерес государства к более активному участию научно­образовательного сообщества в развитии инновационных процессов на всех уровнях. Надо в полной мере использовать эти новые возможности. По замыслу Минобрнауки России каждый вуз и бюджетная научная организация должны выполнять функции не только центра воспроизводства и развития малого инновационного бизнеса, но и содействовать формированию в университетах и научной среде инновационных сетей малых наукоемких фирм.

Надо быть умником
Еще один канал поддержки и финансирования идей, замыслов, проектов на начальном, «посевном» этапе становления новых компаний – программа «У.М.Н.И.К.», в которой объем государственного финансирования каждого проекта составляет 297 тыс. рублей.

Мы вышли на новый уровень в программе «У.М.Н.И.К.», и в течение 2010–2011 гг. 25 студентов, аспирантов, молодых ученых государственных вузов стали участниками программы, а их проекты были профинансированы в объеме 7,42 млн. рублей. В 2012 году число тверских «умников» сохраняется на таком же уровне: 26 проектов с общим объемом финансирования 7,82 млн. руб­лей. Практически впервые 16 из них выполняют исследования по проектам в течение двух лет и соответственно получают прямое финансовое обеспечение в сумме 400 тыс. рублей на проект. Текущий год они должны завершить освоением заявленного проекта, защитой интеллектуальной собственности и формированием новых молодежных коллективов инновационного бизнеса.
Выход на программу «Старт» – главный итог программы «У.М.Н.И.К.», и здесь наши успехи пока невелики. За 9 последних лет было поддержано фондом 13 тверских проектов (в Белгороде – 34, Туле и Ярославле – по 48). В текущем году всего один, тогда как в 2011­м шесть проектов было профинансировано в объеме 15 млн. руб., что подтверждает возможности региона.

Среда обитания мысли
Особую значимость для развития инновационных процессов все более приобретают формирование бизнес­сообщества, создание повседневной среды общения руководителей компаний, инновационных менеджеров, специалистов в области инноватики, инновационного сервиса, венчурных фондов и бизнес­ангелов (частные инвесторы), руководителей учебных и консалтинговых центров, таможенников и других специалистов, вовлеченных в инновационный процесс обновления. Постоянные встречи, совместные обсуждения проблем, клубы, семинары, лекции, выставки и презентации успеха, обмен опытом, сотрудничество формируют ту особую среду, в которой «рождаются» новые инновации, новые компании, инновационный бизнес.

* * *
Так формируются основные признаки инновации: результаты науки, творческого поиска, защищенные как объекты интеллектуальной собственности на основе патента или ноу­хау и представляемые в процессе инновационных преобразований как интеллектуальный капитал, актив, товар, востребованный рынком.

Инновации – это новое знание, новый ресурс, возможности для развития.

Инновации – это образ мышления, поведения, повседневной деятельности предприятия, организации, ученого, разработчика.

Инновации на рынке интеллектуальной продукции и услуг – это во всех случаях приобретение предприятием дополнительной ценности, преимуществ, то есть это не только прибыль, но и опережение конкурентов, утверждение приоритета, превосходства бизнеса, его постоянная ориентация на развитие. Инновации формируют особый настрой и уровень менталитета общества, не только открытого для восприятия нововведений, но и готового к активному участию в процессах обновления и становления инновационного общества.

Должен быть создан особый климат, особая среда поддержки инновационных процессов, стимулирования деятельности каждого специалиста и отдельной компании. Это должно стать нормой для средств массовой информации, общественности и организаций, органов управления, каждого руководителя научного, производственного, образовательного коллектива, бизнес­сообщества. Надо сделать так, чтобы в числе признанных лидеров нашего общества, народных героев стали наряду с другими исследователи, разработчики, инноваторы, бизнесмены, которые вносят вклад в укрепление инновационного потенциала региона.

По объему инновационной продукции Тверская область входит в десятку регионов­лидеров с высоким показателем – 8,7 процента. Это не только достойный результат, но и большая ответственность.

Автор: Ефим ЛУРЬЕ, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, директор Научно­ методического центра по инновационной деятельности высшей школы Тверского государственного университета
313

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость