24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура03.08.2012

…Манерой одеваться была похожа на немку

Помощь бедным стала для Глинка делом ее жизни

В будущем году исполняется 150 лет с того момента, как отошла в мир иной Авдотья Павловна Глинка (1795–1863), жена литератора и декабриста Федора Николаевича Глинки. Она была яркой личностью и заметной фигурой в литературной и общественной жизни 1830–1850 годов, автором многочисленных стихотворений и повестей, публиковавшихся в крупнейших журналах того времени. Религиозные произведения Глинка пользовались огромной популярностью, например, ее книжка «Жизнь Пресвятой девы Богородицы из книг Четьи­Минеи» с 1840 по 1915 годы выдержала 16 изданий. Глинка была знакома, в том числе и благодаря связям мужа, с Чаадаевым и Жуковским, в московском салоне Глинок в 1840 годы собирались славянофилы, в Твери Глинки общались с Жизневским и Лажечниковым. Весьма активной была и общественная деятельность Глинка: она состояла в Московском благотворительном обществе, была попечительницей женского училища в Кашине, в Твери основала общество «Доброхотная копейка».


Родилась Авдотья Глинка 19 (30) июля 1795 года в Петербурге. Ее отец, Павел Иванович Голенищев­Кутузов, был попечителем Московского университета, знал пять языков, переводил греческих и римских классиков. Мать, Елена Ивановна, урожденная Долгорукова, — дальняя родственница княжны Долгоруковой, которая была невестой Петра II. Крещение прошло в церкви Андрея Первозванного на Васильевском острове; крестными были родной дед, адмирал Иван Логинович Голенищев­Кутузов, и Евдокия Ильинична Кутузова, жена будущего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Детство Авдотьи прошло в доме деда, в котором в то время собирались ученые, литераторы, художники. Свое образование она продолжила в Москве: под руководством отца и профессоров Московского университета изучала французский, итальянский, немецкий языки, музыку, занималась переводами. После смерти отца (1829) оказалось, что денежные дела семьи запутаны, имение было описано. Вдова и дочь вынуждены были оставить Москву и переселиться в родовое имение Голенищевых­Кутузовых — село Кузнецово Бежецкого уезда (сейчас Рамешковский район).


Со своим будущим мужем Авдотья Павловна познакомилась в Твери. Федор Николаевич Глинка был назначен в Тверское губернское правление «советником сверх штата». Венчание состоялось в 1831 году во Владимирской церкви Твери. По воспоминаниям современников, Авдотья Глинка не отличалась красотой, внешностью и манерой одеваться была похожа на немку. В неопубликованной автобиографии писательница скажет, что своим замужеством она решила «подать руку человеку, обставленному так же неблагоприятными для него обстоятельствами», как и она. Оба супруга были уже немолоды, однако брак оказался счастливым, Глинки не только любили, но и безмерно уважали друг друга.


После недолгой службы Федора Глинки в Орле, в 1835 году, супруги переехали в Москву, где быстро втянулись в литературно­общественную жизнь. Еженедельно Авдотья Павловна устраивала в своем доме литературные вечера, которые стали заметным явлением московского быта того времени и посещались многими известными литераторами, среди которых были Лажечников, Тютчев, Хомяков, Даль, Аксаковы.


Первым литературным опытом Авдотьи Глинка, появившимся в печати, был перевод «Песни о Колоколе» Шиллера, который получил одобрительный отзыв Жуковского, сказавшего: «Я несколько раз принимался за «Колокол», но никогда не был доволен собою и оставлял; ваш же перевод так отчетист и красив, что сам Шиллер полюбовался бы им!» Позднее стихотворные переводы Шиллера она издала отдельной книгой.


Была Глинка и автором многочисленных прозаических произведений, повестей «Леонид Степанович и Людмила Сергеевна», «Графиня Полина», «Катя». Совет детских приютов Санкт­Петербурга рекомендовал ее повесть «Гибель от пустого чванства» для занятий в своих учебных заведениях. Широко были известны ее произведения религиозного характера «Жизнь Пресвятой Девы Богородицы», «Житие великомученицы Анастасии, поименованной узорешительницею». В 1859 году Глинка была избрана почетным членом Общества любителей русской словесности при Московском университете.


В 1840­е –1850 годы Глинки жили в Москве и Петербурге, но часто приезжали в Тверь и Кузнецово. В это время Авдотья Павловна ближе сходится с духовенством и подвижниками, усердно посещает храмы и обители, особенно Желтиков монастырь, где был погребен ее отец, занимается благотворительностью. Много времени она уделяет литературному творчеству, пишет акафисты, духовные стихотворения, которые публикуются в журналах. Сборник стихотворений «Задушевные думы» вышел лишь после ее смерти.


Помощь бедным стала делом жизни Авдотьи Павловны. Ее заботили быт и положение крестьян, она лечила их гомеопатией, входила во все их нужды, в своем имении провела целый ряд преобразований. Заметив, что крестьянских детей приносят в церковь даже в ненастную погоду без чепчиков, она сама начала кроить и шить детские шапочки из остатков цветных тканей. Это стало ее постоянным занятием по вечерам и в деревне, и в Москве. Через некоторое время в деревенской церкви в праздничный день запестрел целый цветник детских головок: накануне роздано было матерям несколько сотен разноцветных шапочек.


В конце 1850­х–начале 1860 годов Глинки окончательно переехали в Тверь. Здесь Авдотья Павловна стала одним из организаторов благотворительного общества «Доброхотная копейка», которое помогало семьям бедняков. Проект «Доброхотная копейка для бедных» был написан еще в 1845 году и переведен Чаадаевым на французский язык. Глинка была убеждена, что современное общество слишком много внимания уделяет внешнему блеску, роскоши. В проекте она пыталась найти «точки, с которых могло бы начаться примирение избытков с недостатками». Глинка не предлагала вносить в пользу бедных значительные суммы, а призывала откладывать копейку с каждого рубля, потраченного на предметы роскоши, особенно на наряды. Идея благотворительного общества нашла поддержку у тверитян, в том числе и у тверского губернатора князя Багратиона. Председателем Тверского дамского общества доброхотной копейки в декабре 1862 году единогласно была избрана Авдотья Глинка.


Однако руководить деятельностью общества ей пришлось недолго: в 1863 году Глинка тяжело заболела и, несмотря на усилия лучших врачей, скончалась. Она была похоронена в Желтиковом монастыре, рядом с могилой отца. Обряд погребения совершил архиепископ тверской и кашинский Фелофей. В память об основательнице «Доброхотной копейки» члены общества учредили стипендию имени Глинка, которая выплачивалась одной из беднейших учениц Тверской женской гимназии.


Это лишь очень краткий очерк жизни чрезвычайно достойной дамы, оставившей заметный след в истории Твери. Множество страниц ее биографии еще ждет вдумчивого изучения.

Автор: Светлана Васильева
24

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери у стелы «Город воинской славы» прошел митинг в честь Дня защитника Отечества
В мероприятии приняли участие Губернатор Тверской области Игорь Руденя, председатель Законодательного Собрания региона Сергей Голубев, главный федеральный инспектор по Тверской области Юрий Стрелецкий, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, ветераны, представители общественных, молодежных организаций, военнослужащие. 
23.02.201713:21
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию