24 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура02.08.2012

Константин Федоров: Художник должен работать в храме

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ

Любое движение, изыск светского мира здесь могут ожить.

15 лет в храме «Всех скорбящих Радость», что на улице Володарского (или Скорбященской, как прежде она называлась), стены были скрыты от глаз прихожан лесами. Еще не полностью, но стало освобождаться пространство – верхний ярус лесов убран, и теперь можно увидеть росписи, украшающие свод ротондной части храма. Работа идет больше пяти лет, и в алтарной части уже завершена. И все годы каждый день поднимался по этим лесам к куполу художник Константин Федоров, автор почти всех храмовых росписей. Сегодня мы беседуем с Константином Ефимовичем о его пути из художников светских в художники церковные, о поисках стиля храмовых росписей и современном искусстве.

– Константин Ефимович, как получилось, что вы оказались в этом месте?

– Опуская длинную предысторию, скажу только, что я, съездив раз­другой в Городню к священнику Леониду Водолазскому, почувствовал, что нашел родственную душу. И в 1990 году мы с моим другом художником Мишей Пантелеевым отправились к нему креститься. Я бывал там иногда, потом шел своими путями, возвращался и снова уезжал. А когда узнал, что отца Леонида переводят в Тверь настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», мы пришли сюда служить первый молебен, который состоялся у стен храма (он был возвращен верующим в 1995 году, но здесь еще оставался книжный склад). Это было в октябре­ноябре, иконы стояли на снегу... Миша остался при храме, а я окончательно пришел только в 2006 году. Понял, что уже невозможно бегать туда­сюда, пришло время не брать, а отдавать.

– Вы в одиночку расписываете храм?

– Сначала я был один, потом Михаил, который курировал все художественные работы в храме, подключился. У нас еще работали скульптор Андрей Долженко и Владимир Попов – автор иконостаса, резчик. Я писал фигуру Христа Пантократора, а когда дело дошло до ангелов, Миша изъявил активное желание писать архангела Михаила. Теперь мы вдвоем. Сейчас я делаю композицию «Благовещение», а он – «Успение». Можно было бы набрать бригаду, хотя это в любом случае сложно – найти подготовленных квалифицированных людей. Ну, не бывает такого, чтобы вышел, покурил и опять за кисть. Надо все время находиться в особом состоянии, жить этой жизнью. Нельзя ни с кем ругаться, думать плохое. Как начнешь с кем­нибудь препираться, не заметишь, как оступишься. Или краска прольется, или что­нибудь упадет на голову. Сакральное место требует соответствующего, постного, поведения. Надо бодрствовать, как солдат, стоящий на посту.

– Какой была ваша самая первая работа в этом храме?

– Георгий Победоносец. Я попросил отца Леонида позволения что­нибудь порисовать в невидном месте, где­нибудь за дверью, чтобы, если будет совсем плохо, можно было замазать. Он разрешил. К тому времени у меня уже был опыт работы художником, я понимал, что иконопись, роспись в храме – это высший пилотаж. Художник должен работать в храме.

– Но эта работа не предполагает раскрытия себя, реализации своих устремлений, творчества. Разве не так?

– Это и есть самое настоящее творчество, но оно – из другого источника. Если обычный художник, который в миру, выражает свое внутреннее «я», всегда противоречивое, сложное и неидеальное, то здесь он сотворит. Являясь частью церкви, он пытается выразить все самое лучшее, что там есть. Хотя, конечно, наше воспитание и рисование обычных картин накладывают негативный отпечаток, от которого трудно избавиться. Прежде всего надо знать, что делаешь не для себя и что началось не с тебя и не тобой заканчивается. Ты – связующее звено, просто в какой­то момент оказался на этом месте. Будешь возвеличиваться, ничего не получится.

– Есть потребность уйти от светской живописи?

– Такие мысли посещают, но к этому решению я совсем не готов. Есть обязательства – дети, которых надо кормить... И, кроме того, я считаю, церковному художнику нужна подпитка извне. Первые иконописцы, еще в римские времена, всю изобразительную основу брали из того, что было до христианства. Так и сейчас. Из современного раздробленного мира можно многое брать, чтобы нести сюда, в цельный мир. Любое движение, изыск светского мира здесь могут ожить, если их грамотно и умно привить.

Архитектура – римская, роспись – византийская

– В каком стиле вы расписываете и как его нашли?

– Архитектура ротондного типа предполагает стиль не византийский, не русский, а римский (изначально храм был круглым, только потом появились пристройки). В ротонде лучше всего смотрелись бы росписи итальянские, академические. Но мне хотелось сделать иконописно, и мы остановились на византийском стиле. В тысячелетней истории Византии несколько периодов, каждый из которых характеризует своя манера рисовать. Мы берем образцы, сделанные в разное время. Сочетание византийского стиля росписи и итальянской архитектуры рождает что­то новое. После советской власти иконописцы стали ориентироваться на XV–XVI века, а сейчас многие художники уходят в X–XII века и даже к катакомбным временам.

– К какому столетию вы склоняетесь?

– Я начал с образцов XII века. Мне нравилась четко отработанная иконография, прорисованность деталей. Постепенно прихожу к VI–VII векам, римскому рисованию. Но, хотя образцы находятся в Риме, делали­то их в основном греки.

– А краски какие используете? Какие-­то особенные?

– Мы работаем по сухой штукатурке и берем обычные водные краски, сделанные по нашему методу. Водо­эмульсионная краска состоит из двух частей – связующей и пигмента, который, если он сделан химическим способом, со временем выгорает. Поэтому мы используем настоящий пигмент – глину, тертые камни, натуральные красители и добавляем их в связующую основу.

– Ваше изобретение?

– Это мы думали, что изобретение. Оказывается, так многие работают.

– Сколько пигментов вы используете?

– Охру светлую и красную, гематит холодный и красный, венецианскую красную и черную, свинцовые белила, окись хрома, кобальт синий. То есть всего девять. Но я стараюсь, чтобы их было меньше – чем больше цветов, тем больше ненужного фонтанирования. Со временем стал понимать, что чем меньше цветов, тем больше фантазии включается и у зрителей, и у меня как рисовальщика.

– Как долго будут жить росписи?

– 50 лет точно проживут. Раньше, чем связующее начнет разлагаться, они закоптятся. Обычно со стен копоть не смывали, а рисовали по новой, в среднем каждые 50–70 лет.

– Это главное дело в вашей жизни?

– Не знаю, какое главное дело. Наверное, жить. Понимаю, что это дело у меня получается. Я имею в виду рисование – здесь, в храме. А насколько получается, не мне судить. Иконописцев много.

– Кого считаете лучшими?

– В иконописи дальше всех, на мой взгляд, пошли архимандрит Зинон, Александр Лавданский, Александр Солдатов.

– Хотелось бы с ними общаться?

– Я и общаюсь – с их творчеством.

Или о высоком, или о низком

– Как вы относитесь к современному искусству?

– В современном искусстве важны шок, фокусы, выкрутасы, ему не нужна красота. Сейчас даже реклама красивее, чем актуальное современное искусство. Основное явление, которое его интересует, это изобрести нечто новое. Художник не поддерживает гармоничную традицию красивого рисования, он каждый раз изобретает. И люди приходят на выставки для того, чтобы только это новое увидеть. В этом я вижу трагедию современного актуального искусства. Если искусство ни для чего не существует, если художник без царя в голове, то и результат закономерен: один прыгает голым по улицам Москвы, другой большую кучу навоза в центре зала в Лондоне выставляет или акулу в формалине демонстрирует.

– На ваш взгляд, в этом нет никакой ценности?

– Ценность абсурда. Это похоже на не имеющий приложения, существующий ради себя дизайн. Хотя я сам на этом вырос. Когда я работаю в мастерской, основная моя задача – сделать так, чтобы быть заметным на выставке. Похохмачестее надпись придумать, чтобы людям было смешно, чтобы их цепляло. Если люди не двигаются к чему­то большому и соответственно ради этого не живут, то они будут жить ради себя. А если не видишь в себе большого – служишь низкому. Человек говорит либо о высоком, либо о низком. Мне кажется, законы современного искусства в какой­то степени сходны с особенностями применения нашей речи. У каждой ее формы есть свои сферы применения: сакральный – для высоких, истинных, чистых чувств, средний – для бытовой речи, профанный – для низкой. С приходом советской власти сферу сакрального отрезали, но потребность говорить так, чтобы выглядело сильно, не по­бытовому, сохранилась. И произошла подмена – когда говорят о значительном, применяют низкую лексику. Мы все слышали, как дети, пытаясь выглядеть убедительно, говорят очень грубо.

– Вы работаете не за деньги. Вы лишаете себя возможности самовыражаться. И получается, что жертвуете благосостоянием, заграничными поездками, даже рисованием.

– Рисованием – да, это самое главное. Я говорю, конечно, о светском. Я и воспринимаю это как «баловство», потому что на серьезные вопросы искусство сейчас ответить не в состоянии. Прихожу к пониманию, что назначение искусства в том, чтобы задавать вопросы, но не стремиться на них ответить. Искать, но не находить. Художник работает либо для того, чтобы показать, как он здорово рисует, либо показать, как он умеет искать. Но есть другой путь: свои умения и знания приносить Тому, кто этот талант дал. И здесь обретать истинный смысл жизни. И я уже не могу отказаться от этой работы. Это для меня самое интересное.

– Много ли еще предстоит сделать?

– Согласно эскизу, будет три яруса изображений в ротонде – она высокая. Делаем первый верхний ярус, потом средний и нижний. Затем переместимся в трапезную. В общем, работы много, еще лет на десять.

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
499

Возврат к списку

Поисковики со всей России соберутся в Ржевском районе
В ближайший вторник рядом с деревней Есемово состоится открытие Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт».
21.04.201722:26
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию