06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура20.07.2012

Дощатый пол сцены

Фотограф: Личный архив Сергея БАНДУРИСТА

Профессия художника по свету предполагает умение делать чудо

Известное утверждение, что профессии режиссера научить нельзя, но научиться можно, относится также и к профессии художника по свету. С одним из представителей этой редкой специальности надо непременно познакомить читателей нашей газеты. Сергей Бандурист, художник
по свету Тверского театра кукол, человек творческий и талантливый. Именно он, воплощая замысел режиссера-постановщика, сценографа, художника по костюмам, создает образ спектакля и дарит маленьким зрителям чудо сказки.

– Сергей, на днях был профессиональный праздник художника по свету. Вы отмечали этот день?

– Ну что там отмечать! Если говорить о профессиональных праздниках, то мой – это Международный день театра. Поскольку я окончил Тверское культ­
просветучилище, моим праздником, по идее, должен быть День работника культуры.

– Давно ли День театра стал вашим?

– У нас в училище несколько скептически относились к культ­просветработе, хотя это был профилирующий предмет. Юлия Владимировна Розова (был такой замечательный педагог) вела нас как театралов. Мы занимались театром, мнили себя режиссерами.

– И куда потом пошли, в театр?

– Сразу после окончания училища по распределению я немного проработал в Медном заведующим постановочной частью народного театра. В ДК «Пролетарка» был рабочим сцены, своими руками в одиночку сделал «французский» занавес, который до сих пор там висит. Потом  – директором Дома культуры общества слепых. Один сезон отработал в театре драмы администратором, стал главным администратором. Но почувствовал: не мое. И ушел в ДК «Химволокно». 12 лет пролетели, как один день, – так мне все там нравилось. Был диджеем, но поскольку в одиночку вести дискотеки тяжело, да и моя картавость сковывала, я сколотил команду, стал режиссером дискотеки. Кстати, лучшей в городе. Мы и на фестиваль студентов в Москву поехали как лучшая дискотека области. И были там признаны первыми, даже обогнали дискотеки из Прибалтики – с их супераппаратурой. Был я и замдиректора, и художественным руководителем ДК «Химволокно», но все это было не мое. А когда Аркадий Целик, худрук и художник по свету народного театра ДК (я был там актером), ушел в театр кукол художником по свету, я ушел вслед за ним. Аркадий позвонил, сказал, что в театре кукол есть вакансия осветителя: «Беги, хороший театр!» Это было в ноябре 1993 года, я как раз оканчивал Высшую профсоюзную школу культуры в Ленинграде и не знал, чем заняться – время было такое, появилось новое понятие «платные услуги», но меня привлекал дощатый пол сцены. И пошел в театр.

– Когда пришла любовь к дощатому полу сцены?

– Да она у меня в генах. Папа всю жизнь занимался в самодеятельности. Вообще­то я родителей своих подвел – они хотели, чтобы я шел на филфак после школы. Они уехали отдыхать, вернулись и узнали, что я поступил в культпросветучилище. Профсоюзная школа мне мало что дала, больше всего я благодарен училищу – до сих пор пользуюсь тем, чему нас там учили. В училище такой педагогический состав, что дай Бог каждому! И филфак столько не дал…

– Все-­таки филфак?

– Ну да, пришлось поучиться. Ушел с пятого курса. Уже даже практику прошел, сдал на «отлично», но ушел и почувствовал облегчение. Не мое.

– А профессия актера – ваше?

– Я играл в театре­студии «Эксперимент» у режиссера Саши Тяпова, и в «Номере 13», других спектаклях. Даже Воланда сыграл. Как лучший актер получал призы в ДК «Химволокно». Актерство во мне есть, да, но... Пусть другие работают.

– Но желание­-то есть?

– Есть. Но не приглашают. А самому проситься…

– Как встретил вас театр кукол?

– Это был театр моей мечты. Я пришел в свой дом. Сейчас вспоминаю: пульт допотопный, огромный, несколько ползунков главных и огромное количество мелких – надо было вот такую растяжку иметь, чтобы одновременно вводить ручки. Приходится признать, что я по жизни абсолютно не технический человек. Но у нас в театре, слава Богу, разделение – есть художник по свету и есть заведующий осветительским делом. На нем и лежит вся техническая сторона. Я удивил Сергея Львовича Белкина, художественного руководителя театра, тем, что уже через месяц вел спектакли. Не потому, что я такой талантливый, а потому, что мне все ужасно нравилось. Когда Целик оставил театр, художником по свету стал я, хотя у меня и не было специального образования.

– Как обычно вы работаете над спектаклем? Режиссер высказывает какие­то пожелания, предложения?

– От меня требуется понимание того, что нужно режиссеру, ставящему спектакль. И мне не надо, чтобы он со мной работал. Я смотрю репетиции, определяю точки, начинаю что­то искать, направлять прожектора и через несколько дней предлагаю свои варианты. У меня есть понимание того, что нужно постановщику, есть интуиция. Нам не надо искать общего языка, потому что он есть.

– А сколько этих самых прожекторов?

– Около 200, они размещены на галерках, выносах, софитах, рамах, порталах. И каждый направлен на свою точку, и на каждом спектакле она другая. И все они имеют свой номер, свое назначение.

Свет идет вместе с действием, отмечает его ритм, настроение. Он созвучен музыке. Световые переходы мы делаем не только на реплики актеров, но и на звуковые акценты. Я слушаю музыку, чувствую, как работает звукорежиссер Люба, смотрю из осветительской на актеров. Мне все сверху видно, как они, бедные, полуприсев или на коленях, играют, произносят текст, одно­временно управляя куклой и помогая друг другу. И не перестаю восхищаться невероятной слаженностью всех этих сложных действий. Мы считаемся младшим братом «взрослых» театров. У нас зарплаты такие, что я и называть эти цифры­то не буду – не поверите. Но, как сами признаются наши коллеги из театра драмы, актер театра кукол может больше драматического артиста.

– Какая задача стоит перед художником по свету кроме очевидной – осветить действующих лиц?

– Да надо, чтобы куколка была высвеченной. У нас в отличие от драматических театров все махонькое, куколка – вот такусенькая. И важно, чтобы светилась она одна. Все спектакли в театре кукол – сказки. А это значит, что мы должны делать чудо. Наша задача – создать ощущение сказки. Вот на сцене появляется ковер, не простой – волшебный. Мне надо это показать, сделать его сказочным. Такое происходит в каждом спектакле. Мы создаем атмосферу, подчеркиваем смену сцен, придумываем эффекты, и все это для того, чтобы дети сказали: «Да, была сказка».

– Любители театра, обсуждая достоинства спектакля, говорят об актерах и режиссере. Кто способен оценить работу художника по свету?

– Когда открывается занавес и зрители хлопают, я говорю: «Все, я свою работу сделал, свою долю аплодисментов получил». Но еще радостнее, когда в самом начале спектакля по залу прокатывается такое «а­а­а». Приятно, когда режиссер после закрытия занавеса говорит: «Спасибо, Серега, все было очень хорошо». Помню, как­то композитор Владимир Успенский, который работал в нашем театре, говорил мне: «Сереж, я мечтаю, чтобы на сцене была только моя музыка и твой свет. Только музыка и свет».

…А праздники, нет, не люблю. Они мне действуют на нервы – кажется, вся жизнь замирает. Я и свой день рождения никогда не отмечаю, тем более что он пришелся на 31 декабря. В этот день я, как правило, где­нибудь Дедом Морозом работаю. Есть, правда, праздники – дни рождения жены, мамы, папы, сына и внучки. 20 августа ей будет пять лет.

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
30

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию