22 Сентября 2017
$58.22
69.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 19.07.2012

Лето для смены менталитета

Какими должны стать учитель, ученик и процесс обучения в соответствии с новыми стандартами

Совсем скоро школы начнут подготовку к новому учебному году. Однако ремонт и приобретение новой мебели, техники – это еще не все, что нужно предпринять преподавательскому составу. Новые образовательные стандарты требуют ни много ни мало модернизации сознания.

«Неправильный ответ» – теперь, если учитель так встречает слова ученика, ему самому можно поставить низкую оценку. Любое мнение принимать без излишних эмоций и организовывать обсуждение так, чтобы у его участников неверные варианты отпадали сами – вот мастерство, которому обучаются наши педагоги в соответствии с новыми образовательными стандартами второго поколения. Конечно, декларировать такой подход легко, а вот руководствоваться им на практике – задачка еще та. Позитивного лета для корректировки менталитета пожелаем нашим преподавателям. Ведь жить в эпоху перемен всегда сложно. А перестройка системы образования сейчас идет весьма серьезная. Лишь бы на пользу. Чтобы вникнуть в ее суть, «ТЖ» обратилась в Тверской областной институт усовершенствования учителей.

Ученик – не только память
Сочетание слов «образовательный стандарт» может вызывать различную реакцию. Ведь «стандартный» кроме «образцовый» таит в себе еще и «обыкновенный». Но не стоит, наверное, придираться к терминологии, лучше разобраться, как обновилось ее содержание.

– Раньше основной задачей образования было дать определенный минимум знаний по предмету, а сегодня нужны результаты не только предметные, но и метапредметные, и личностные, – поясняет Сергей Махновец, директор Тверского областного института усовершенствования учителей. – Ученик – это не только память. Как мы оценивали учащегося: запомнил информацию – значит ты хороший, нет – плохой. Теперь перед учителем ставится цель посредством своего предмета сформировать универсальные учебные действия – умение находить информацию, выделять главное, анализировать, формулировать задачу и намечать пути ее решения и т.д. Знания должны найти свое отражение в практическом применении. Вокруг этого строится логика стандарта. Плюс в его фундаменте – концепция духовно­нравственного воспитания. Впервые дано понятие национального воспитательного идеала, определены национальные ценности. А работа педагога будет оцениваться и по личностным результатам его учеников. Хотя понятно: что­то можно мониторить (те же универсальные учебные действия), а есть вещи, которые можно лишь наблюдать (берем из стандартов: воспитание патриотизма, формирование ответственного отношения к учению, осознание значения семьи). 

На срезе
Выходит, что по новым стандартам личность начинает больше весить, а старательное копирование учеником преподавателя тускнеет на фоне способности мобильно, самостоятельно мыслить. Посыл замечательный. Насколько адекватна будет система оценки таких результатов? Некоторые выводы можно сделать уже по начальной школе, где приняты новые образовательные стандарты. С 1 сентября все первоклассники вошли в их формат, а до этого в Тверской области было 11 школ, которые осваивали их в опережающем режиме. Кстати, в следующем учебном году 34 школы региона будут с опережением внедрять стандарты второго поколения в основной школе.
Итак, чем удивят проверочные, срезовые работы?

– Задания необычны тем, что они многоспектровые, – поясняет Марина Евстигнеева, главный специалист института, курирующая учителей начальных классов. – Например, дается сплошной текст с иллюстрациями, на основе которого проверяются знания по русскому, математике, окружающему миру и ряд универсальных учебных действий — поиск необходимой информации, умение составить план, выделить главное, гипотезу. Если у ребенка не сформированы эти навыки — он будет тратить много времени. И следует отметить, что по результативности выпусков из начальной школы лучше справляются с заданиями те, кто обучался по развивающим программам 2100, Эльконина­Давыдова, Занкова, Перспективная начальная школа. Учителям работать по этим системам было сложнее, но они неожиданно для себя убедились, что если им следовать, то дети без специальной подготовки в мониторинге проявят себя замечательно. 

Сами с усами
Дети в новую систему входят постепенно и, похоже, подобным комплексным заданиям не слишком удивляются. Чего не скажешь про родителей. Зачастую осмыслить домашнее задание своего чада или следовать алгоритму, предложенному учителем, их логики не хватает. Марина Евстигнеева рекомендует:

– Родители не должны авторитарно вмешиваться в учебный процесс. Они не владеют технологией деятельностного метода, и потому их советы могут только помешать, запутать ребенка. И оценивать программу по тому куску, на который они обратили внимание, не стоит. Например, математика Петерсона направлена на развитие логики, это целостная система, из которой нельзя вырывать отдельные элементы, ей нужно пошагово следовать. Поэтому домашнее задание ребенок должен выполнять самостоятельно, и, конечно, объем его строго лимитирован. Так, ученик 3 – 4­го класса тратит на русский язык дома 20 минут. В идеале ребенок осваивает инструменты действий на уроке и дома справляется сам. Если алгоритм им не усвоен, он не сможет его правильно применить, и родители не помогут. Если в какой­то момент обучения помощь старших нужна (например, в системе Эльконина­Давыдова это предусмотрено), тогда учитель выстраивает работу с родителями, встречаясь с ними перед изучением нового раздела. Конечно, вместе можно выполнять какие­то творческие задания, читать, посещать музеи.

Честно говоря, сложно представить, что теперь ребенок будет грызть гранит науки в одиночку. А если ему не даются те инструменты на уроке, о которых мама и папа понятия не имеют? Ведь и педагоги только­только их начинают осваивать. С разным успехом.

Почувствуйте разницу
Идеальная картинка урока из прошлого – в классе тишина, в которой веско звучит объяснение учителя: так нужно делать, это правильно, запоминайте, как следует. Начинается опрос, кто­то тянет руку, кто­то прилип к парте: авось, не заметят. Ответы учеников безапелляционно комментируются педагогом.

А вот урок по новым стандартам – в кабинете гул обсуждения. Ребята группами ломают головы над поставленной проблемой, спорят, выясняют, ищут. В разговоре участвуют все. А учитель, не давая готового знания, незаметно вводит дискуссию в нужное русло. Общими усилиями истина найдена, все ее познали. 

Тоже идеальная картина. Какой урок учителю вести проще? Даже далекие от педагогики поймут, что первый: и привычнее, и на пьедестале авторитета чувствуешь себя увереннее. Однако, как внушают методисты, с пьедестала этого пора слезать и становиться просто первым среди равных. 
– Раньше на уроках в основном проводилась фронтальная работа, сейчас – групповая, — констатирует Марина Евстигнеева. – Так легче всего вовлечь ребенка в самостоятельную поисковую проблемную деятельность. Если учитель освоил деятельностный подход, он может поменять взаимодействие с детьми, отказаться от поднятой руки. Коллективный диалог — это система вопросов и заданий, поиск знания ведется под умелым руководством, чтобы разговор не превращался в базар. Дети привыкают, причем участвуют в дискуссии и слабые, и сильные, а учитель учится по­другому принимать ответы, уходя от авторитарных позиций. Он – лишь один из участников обучения, его мнение — не доминирующее. Дети как бы сами понимают, что правильно, а что нет. 

Ломка стереотипов
Если учитель взял новую программу, это еще не значит, что он готов, например, как по нотам разыграть коллективный диалог. В среде преподавателей сейчас идет коренная ломка стереотипов. Новые стандарты полностью меняют парадигму образования, технологию работы учителей, и реальная жизнь провоцирует педагогов на непрерывный процесс повышения квалификации. Если раньше преподаватели раз в пять лет проходили в ТОИУУ локальные целевые курсы, то сейчас институт перешел на модульно­накопительную систему повышения квалификации. Это непрерывный процесс, где есть вариантная и инвариантная части. Инвариант касается того, что важно для всех, например, стандарты второго поколения. Кроме этого, у каждого преподавателя, образовательного учреждения есть свои потребности, и они вправе выбирать себе модули по интересам.

Как отмечают специалисты института, недоверие многих учителей к новшествам сменилось заинтересованностью. Особенно часто ими выбираются темы, посвященные освоению нового материала и технологий. Причем на занятиях они сами становятся учениками, членами групп, чтобы оценить ситуацию со всех сторон. В последнее время педагогов, уже освоивших новую манеру преподавания, становится все больше и больше, консультанты уже не объясняют азы, а поправляют недочеты на практике. 

– Чтобы наши курсы были актуальными, – продолжает Сергей Махновец, – мы плотно сотрудничаем с различными ассоциациями учителей, которые начали создаваться в последнее время: русского языка, истории, химии, физики, физкультуры, молодых учителей. Они, как заказчики, лучше знают свои потребности, в то же время там мы находим интересный прикладной опыт, который привлекаем на наши курсы.

В институте усовершенствования учителей повышают свою преподавательскую планку учителя школ, средних специальных учебных и дошкольных заведений, в том числе работающие по проекту «Доступная среда с детьми, требующими особого внимания». Курсы, обучающие семинары, открытые, индивидуальные и тематические консультации, общение по скайпу, на форумах – всего лишь часть, хотя и важная, деятельности ТОИУУ. Институт технологически сопровождает ЕГЭ, является региональным оператором аттестации педагогических кадров, по статистике, мониторинговым исследованиям. И по результатам его мониторинга министерство образования области может более объективно принимать определенные решения.

* * *
Тема перехода на новые образовательные стандарты сейчас неисчерпаема. И любопытна она не только для узкого круга педагогов, но и для широкой аудитории родителей. Какими вырастут наши дети? Что эти личности унесут из школы в своих головах и сердцах? «ТЖ» продолжит публикации на эту тему. 

Автор: Елена АРТЕМЬЕВА
14

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость