27 Июля 2017
$59.91
69.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Архив08.04.2010

"Школа жизни" для кимрских сирот

Ежегодно в Профессиональный лицей №22 г.Кимры направляются на обучение дети-сироты из интернатов и детских домов со всей Тверской области и число их неумолимо растет. Проблема постинтернатной адаптации выпускников лицея для детей-сирот является сейчас очень актуальной.

Ежегодно в Профессиональный лицей №22 г.Кимры направляются на обучение дети-сироты из интернатов и детских домов со всей Тверской области и число их неумолимо растет. Проблема постинтернатной адаптации выпускников лицея для детей-сирот является сейчас очень актуальной. Ведь все дети, поступившие в лицей, в начале своего пути напуганы, растеряны. Попав из привычной для них обстановки в новые условия, они скучают по родным местам, друзьям, плачут, и даже проявляют агрессию.
В этом учебном году в лицей поступило 28 детей-сирот, 10 из которых находятся под опекой. Представить страшно: почти две группы…

-Многие из наших «непростых» подопечных попали к нам по направлению от Департамента образования Тверской области,- рассказывает социальный педагог Антонина Григорьевна Чижкова,- некоторых по заключению комиссии по делам несовершеннолетних направили из социального приюта «Родничок». Хотя бывает и такое, что дети сами к нам приходят. Вот пример: в прошлом году мальчик приехал к нам из Калязина. Причем многие из учащихся получают уже вторую специальность! И это их собственное желание.
Ребята приезжают к нам целенаправленно, уже определившись с будущей профессией. Девочки в основном хотят быть поварами-кондитерами, операторами ЭВМ, а вот мальчики, конечно, выбирают более «мужские» специальности: автомеханик, сварщик, сборщик обуви. Но есть среди них и превосходные повара, наверное, это уже от Бога…

Лицей тесно сотрудничает с отделами опеки и попечительства г. Кимры и Кимрского района, с комиссией по делам несовершеннолетних, держит на постоянном контроле вопросы жилья и трудоустройства своих воспитанников. Кстати, в последнее время лицей стал тесно сотрудничать с предприятиями нашего города, такими как: Савеловский машиностроительный завод, Станкозавод, Водоканал, АТП, фирмами по производству обуви. После прохождения практики на этих объектах, многие из выпускников остаются там на постоянной основе.
В лицее №22 созданы все условия для полноценного и разностороннего развития учащихся-сирот: бесплатное трехразовое питание, сухие пайки на выходные и праздники, естественно, бесплатное медицинское обслуживание, проезд, полное обеспечение одеждой и учебным материалом.
-В начале года им выделяется 1800 рублей на канцтовары,- говорит Антонина Григорьевна.- Чуть больше 15000 в год предоставляется на одежду. Все дети этой категории получают стипендию в размере 600 рублей, ну а для хорошистов и отличников она больше. Прекрасный стимул для повышения успеваемости. Детям-сиротам нашего лицея предоставляется общежитие со всеми условиями для комфортного проживания, где имеются специально оборудованные комнаты для отдыха с телевизорами, DVD, компьютером.
В свободное от учебы время они тоже не остаются одни. С ними каждый день занимается психолог Нелли Ашотовна Аванесова. Ведь, воспитываясь в интернате или детском доме, ребята оказываются недостаточно приспособленными к жизни в обществе. Некоторые из детей не знают, казалось бы, элементарных понятий, которыми мы, не задумываясь, пользуемся в повседневной жизни. У детей-сирот нет бережного отношения к вещам. К примеру, испачкались джинсы - могут выбросить вместо того, чтобы постирать, зная, что им купят новые. Получая стипендию, деньги на одежду, не все умеют ими правильно распоряжаться, потому что не приучены. Легко могут купить безделушку, в то время как чего-то нужного нет. Вот и приходится ходить с ними по магазинам, учить разумному ведению личного хозяйства.

Но, кончено, какими бы прекрасными не были условия, созданные для детей-сирот, это не заменит им простого человеческого отношения. Ведь в лицей они приходят замкнутыми, порой, озлобленными и агрессивными, и важнейшим условием их адаптации является внимательное и доброжелательное отношение педагогов, мастеров производственного обучения. В лицее стараются создать условия для нормального развития личности обучающихся, привить им любовь к избранной профессии, научить жить среди людей, понимать их чувства, желания, действия. А для этого нужно, прежде всего, понимать подростка.
Рассказывает Ольга Васильевна Крестникова, зам. директора по воспитательной работе.
-Учитывая важность разнообразной информации о наших обучающихся, в начале учебного года проводится микроисследование с использованием разных педагогических приемов. Эти исследования позволяют изучить особенности личности, познавательные потребности, творческую направленность подростка. Вот наглядный пример: проведенное в лицее психолого-педагогическое обследование детей-сирот 1 курса выявило такие свойственные им качества, как тревожность, повышенная возбудимость, импульсивность, эгоцентризм, нетерпимость, слабая заинтересованность в социальных отношениях. Случается, что некоторые из них, осознавая свою непохожесть на других обучающихся, пользуются этим, чтобы оправдать свое асоциальное поведение. Но, к счастью, такие примеры редки.
Все дети разные - со своими привычками и характерами, но каждый из них по-своему талантлив. Карл Юнг писал: «Если ты имеешь доброе сердце, если ты можешь помочь растениям, животным и людям, ты уже одарен». И я верю, что все дети-сироты такие, просто они нуждаются в поддержке и заботе, им необходимы любовь, внимание, терпение, и тогда они полностью раскроются. Порою с ними приходится очень трудно, но мы всегда помним, что только доброта и любовь способны растопить ожесточившиеся сердца. Не вина, а беда их в том, что они такие. Наша задача помочь, направить, научить, поддержать в трудную минуту.

«Не вина, а беда…» - как точно подмечено. Те, кто стал в свое время жертвами обстоятельств, случая, жестоких родителей стараются сейчас заново научиться жить. И во многом это заслуга педагогического коллектива лицея №22. Пообщавшись с их воспитанниками, я убедилась: эти дети понимают, что без образования сейчас не обойтись.
И всё же одной из главных проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогам лицея,- это агрессивное поведение таких учеников.
-Я уже давно работаю в лицее и научилась понимать своих воспитанников,- рассказывает классный руководитель первого курса Анна Николаевна Дроздова.- Дети-сироты - это люди настроения, и с ними можно только по-хорошему. Криками ничего не добьешься. Они не терпят жесткого отношения к себе, хотя контроль воспринимают адекватно. И, прежде всего, всегда смотрят на поведение самого педагога, берут с него пример. А я, да и любой преподаватель в нашем лицее, стараюсь находить нужные слова, чтобы достучаться до них, вселить уверенность, что всё в их жизни будет хорошо. И они открываются нам. Пожалуй, самая лучшая награда, когда дети тебе доверяют, делятся с тобой своими проблемами, просят совета и помощи. Значит, проделанная работа была ненапрасной, значит, контакт налаживается. Всех этих детей объединяет общая черта: из-за своего одиночества, социального и душевного, они хотят постоянно находиться в центре внимания, хотят любви и ласки. И мы стараемся показать им, что каждый из них по-своему талантлив и уникален. Мы пытаемся заинтересовать их не только учебой. Они активно участвуют в спортивных соревнованиях, в художественной самодеятельности, причем делают все с потрясающей самоотдачей.
Конечно, бывают разные ситуации. Настроение моих «особенных» воспитанников становится пессимистичным, их одолевают мрачные мысли. Порой доходит до того, что у них пропадает всякий интерес к жизни. Но вместе мы находим перспективы будущего, ставим цели, и с нашей поддержкой они находят в себе силы справляться с трудностями. За время работы с ними я поняла: главное, в чем они хотят быть уверены, что завтра для них будет - будет радостным и счастливым.

Многие дети-сироты, да и большинство подростков, у порога окончания школы еще не умеют достаточно ответственно относиться к выбору своей будущей профессии, к необходимости усиленно трудиться, чтобы в дальнейшем выдерживать конкуренцию. Цель, которую ставит перед собой коллектив лицея, воспитывать мыслящего, эмоционального, смелого человека, и, главное, не боящегося проблем, которые ставит перед ним жизнь.
-Наша главная задача - научить воспитанников мыслить, ладить с другими людьми, ценить красоту, в этом случае они смогут почувствовать себя счастливыми и полезными обществу,- утверждает О.В.Крестникова.- Вот какими к нам приходят ученики: пассивными, неуверенными в себе, совершенно некоммуникабельными и в основе своей - троечники. У них нет чувства ответственности друг за друга. Каждый сам по себе. Вот и приходится учить их всему заново.
В общежитии для детей-сирот работает программа «Школа жизни», которая помогает адаптации и социализации ребят. Темы занятий самые разные: общение, здоровье, эстетика быта, деньги, арифметика быта. В лицеи наши воспитанники всего за три года делают огромный шаг - от отрочества ко взрослой жизни.

Суть воспитательной работы лицея заключается в сопровождении учащегося в процессе всего обучения. А ведь что такое «сопровождать»? Это значит - идти рядом, быть рядом. Все время, что дети-сироты находятся в лицее, педагоги движутся с ними по их жизненному пути, иногда - чуть впереди, если нужно объяснить что-то, но неизменно вместе. Педагог не в состоянии указать подростку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор этой дороги - право каждого, но если на перепутьях судьбы с ним оказывается тот, кто способен помочь и облегчить этот выбор, сделать его более осознанным - это большая удача.


Автор: Светлана СТЕПАНОВА,"Кимрский вестник"
419

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость