22 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История16.07.2012

Над демянским «котлом»

совершали боевые вылеты летчики комдива Георгия Иванова.

Около полутора лет, с сентября 1941 года, севернее озера Селигер находилась
в окружении 16-я армия вермахта. Ни одна из попыток наших войск в 1942 году ликвидировать демянский «котел» не привела к положительному результату. Но после успешной зимней Великолукской операции Калининского фронта Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ его соседям – войскам Северо-Западного фронта – провести масштабную наступательную операцию и ликвидировать Демянский плацдарм.

Между небом и землей 
В первой половине февраля 1943 года наши войска окружили 16-ю немецкую армию плотным полукольцом. В районе Осташкова началось сосредоточение оперативной группы генерал-лейтенанта Хозина. Зарылась в снег пехота, позади нее заняла огневые позиции артиллерия, а боевые расчеты 45-миллиметровых орудий разместились непосредственно в ротах и батальонах.
Фронту было передано несколько авиационных соединений, блестяще проявивших себя в Великолукской операции. В ночь перед наступлением ночные бомбардировщики По-2, невзирая на сильный снег, до предела уменьшивший видимость, совершили почти 600 боевых вылетов, подавив и уничтожив около 30 артиллерийских и минометных батарей. Выполнили они и главную задачу – всю ночь держали врага в напряжении.

Силы для операции были собраны немалые: к наступлению готовились пять армий. 11-ю армию генерал-лейтенанта Павла Курочкина поддерживала, наряду с другими соединениями, 239-я истребительная авиадивизия полковника Георгия Иванова. 

В утро начала наступления, 15 февраля, снегопад не прекратился, почти невозможно было отличить землю от неба. На переднем крае грохотала артиллерия, строчили пулеметы, а самолеты оставались на земле, не в силах помочь войскам, хотя была проделана огромная подготовительная работа. Лишь на третий день наступления погода немного улучшилась, и наши аэродромы сразу же ожили, бомбардировщики и штурмовики один за другим стали уходить на задания. 

Вчетвером против двенадцати
18 февраля в боевую работу включились истребители 239-й авиадивизии. Они сопровождали на задания штурмовиков и бомбардировщиков, патрулировали над полем боя, прикрывая с воздуха наступающую пехоту. Но и фашисты перебросили сюда из-под Ленинграда и с Волховского фронта несколько истребительных и бомбардировочных частей, в частности 54-ю истребительную эскадру подполковника Траутлофта, укомплектованную отборными асами, летавшими на FW-190. Этот новый фашистский самолет был силен на вертикалях, но лишался своих преимуществ, когда боевое маневрирование совершалось в горизонтальной плоскости, о чем командование нашей 3-й воздушной армии подробно проинструктировало пилотов, особенно молодых.

В 239-й авиадивизии полковника Иванова в первый же день отличилась четверка истребителей, барражировавшая над передним краем и встретившаяся с шестью FW-190. Группой командовал уроженец деревни Пальцево Рамешковского района гвардии старший лейтенант Алексей Смирнов. Несмотря на неравенство сил, наша четверка провела этот воздушный бой успешно, сбив три самолета. Ведущий проявил опыт и мастерство, сумев навязать фашистским асам поединок на малой высоте. Алексей Смирнов только на Северо-Западном фронте уничтожил 20 неприятельских самолетов, а к концу войны довел эту цифру до 34 и в феврале 1945 года стал уже дважды Героем Советского Союза. 

На следующий день, 19 февраля, противник начал отходить из района Демянска на запад. 239-я авиадивизия перенесла атаки на отступавшие колонны. Немецкое командование, понимая губительность наших штурмовых и бомбардировочных ударов для их наземных войск, поднимало в воздух все новые и новые группы самолетов. Об одной из воздушных схваток истребителей 46-го полка 239-й авиадивизии газета «Сокол Родины» писала: «20 февраля произошел один из самых ярких за время Демянской операции воздушных боев. Четверка истребителей в составе майора Магерина, лейтенантов Заболотного, Малышевского и сержанта Царева внезапно дерзко атаковала на подходе к полю боя группу в составе 36 фашистских бомбардировщиков, сопровождаемых 12 истребителями. В результате беспримерного по героизму боя наша четверка отважных воздушных бойцов сбила 5 вражеских самолетов и не дала им возможности бомбить советские войска». За этот бой командир группы майор Николай Магерин был награжден орденом Александра Невского.

Гвардейская, Валдайская
Заснеженные леса и незамерзающие болота с опасными трясинами сильно затрудняли продвижение наших войск, мешали подтянуть артиллерию к шоссе, ведущему из Демянска в Старую Руссу. Требовалась помощь авиации. Но в последней декаде февраля сначала пурга, а затем густой туман сковали ее на аэродромах, и за три дня, пока стояла нелетная погода, основные силы полуокруженной 16-й немецкой армии, понеся большие потери, успели выйти по узкому коридору.
Выведя войска, немецкое командование приняло все меры, чтобы удержаться на рубежах рек Полы и Ловати. Эти естественные преграды были усилены многочисленными фортификационными сооружениями. Действия авиации во время боев на подступах к Старой Руссе отличались особой ожесточенностью. С обеих сторон в них участвовало большое количество самолетов. И снова блестяще себя показали пилоты 239-й истребительной.

18 марта 1943 года было опубликовано сообщение Наркомата обороны о преобразовании ряда авиационных корпусов и дивизий ВВС в гвардейские. «За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 239-я истребительная авиадивизия стала 5-й гвардейской. При вручении гвардейского знамени командир дивизии полковник Георгий Иванов преклонил колено перед святыней и поцеловал край полотнища, а летчики поклялись умножать в новых боях славу дивизии, которой было также присвоено почетное наименование «Валдайская».

Какие у него были летчики, можно судить по Алексею Маресьеву
Георгий Александрович Иванов родился 18 июня 1907 года в Киеве. В Красной Армии служил с 1929 года – сначала в бронетанковых войсках, а в 1937 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Приобретя опыт штабной работы, он с 1939 года командовал авиаполком, затем бригадой, был заместителем командира авиадивизии. Войну Иванов встретил командующим авиацией 36-й армии Забайкальского военного округа.

Осенью первого года войны его перевели в Генеральный штаб, а в январе 1942 года назначили командующим авиацией 11-й армии Северо-Западного фронта, сражавшейся в районе Валдайской возвышенности в первой Демянской наступательной операции. Немцам удалось сформировать так называемый Рамушевский коридор шириной около 6–8 км и снабжать через него полуокруженные войска еще в течение года. 4 апреля над Демянском был сбит легендарный летчик Алексей Маресьев, которого через 18 дней спасли мальчишки из деревни Красилово, что стоит на берегу озера Шлино на границе Калининской и Новгородской областей. Этот эпизод положен Борисом Полевым в основу его замечательной «Повести о настоящем человеке».

Под прикрытием авиации 
С завершением первой Демянской операции в апреле 1942 года Иванова назначили командиром 6-й ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования, а через два месяца – командиром 239-й истребительной авиадивизии, действовавшей на Северо-Западном фронте. Как она воевала во второй Демянской операции, став 5-й гвардейской, мы написали выше. В дальнейшем дивизия в составе Калининского фронта участвовала летом – осенью 1943 года в Смоленской операции. 26 августа комдив на своей «Аэрокобре» сбил в воздушном бою над деревней Бабино FW-189. В октябре Калининский фронт был переименован в 1-й Прибалтийский, и дивизия участвовала в Невельской операции, начавшейся на торопецкой земле.

С февраля 1944 года Иванов возглавлял 11-й истребительный авиа­корпус, в который входила и 5-я гвардейская авиадивизия. Несмотря на высокую должность, он лично совершил несколько боевых вылетов, а 23 июля 1944 года в ходе операции «Багратион» сбил над литовским городом Паневежисом истребитель FW-190. 

В дальнейшем корпус под командованием Иванова участвовал в боях в Восточной Пруссии, штурме Кенигсберга в апреле 1945 года. Именно господство советской авиации в воздушных боях и ее решительные действия по прикрытию наземных войск обеспечили успех в этой битве и нанесли большой ущерб противнику в живой силе и технике. 

19 апреля 1945 года генерал-майору авиации Георгию Александровичу Иванову было присвоено звание Героя Советского Союза, а вскоре – воинское звание генерал-лейтенанта авиации.

* * *
После войны он занимал должность начальника Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС, а затем был назначен генералом-инспектором истребительной авиации Главной инспекции Вооруженных Сил СССР. Генерал Иванов участвовал в освоении новых реактивных самолетов, возглавлял группу реактивных истребителей Як-15 на нескольких авиационных парадах над Москвой.

Но судьба отпустила ему всего два года мирной жизни. Георгий Александрович погиб 9 июня 1947 года в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей и был похоронен на Новодевичьем кладбище.  

strong

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
60

Возврат к списку

В тверском регионе началась масштабная ремонтная кампания
«С утра полили дорогу битумом, сейчас придет асфальтоукладчик, сделаем съезд – и, в общем, все», – мастеру Виктору Лопакову приходится говорить громче обычного, иначе из-за шума машин мы его просто не услышим. 
21.07.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость