21 Февраля 2017
$58.1
61.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура11.07.2012

До и после реставрации

Фотограф: Ольга Моисеева

Новая жизнь старых экспонатов.

В филиале Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ) – музее писателя Салтыкова-Щедрина – развернута выставка экспонатов, которым в процессе реставрации был возвращен первоначальный вид.

Реставрационная мастерская ТГОМ существует с 1977 года. Сейчас шесть специалистов разного профиля, работающих с темперной и масляной живописью, тканями, графикой, предметами из дерева и металла, следят за состоянием огромной коллекции музейных предметов. Под их постоянным вниманием находятся свыше двадцати тысяч памятников истории и культуры. Сохранность многих поступивших и поступающих в музей предметов, как правило, оставляет желать лучшего, и реставраторы, по словам директора ТГОМ Татьяны Черных, возвращают им не только экспозиционный вид, но и зачастую дарят вторую жизнь. Выставка в музее Салтыкова-Щедрина демонстрирует, как буквально рассыпающимся произведениям возвращается прежний вид. Уровень сложности и время работы реставратора над тем или иным экспонатом зависят от состояния вещи, от того, насколько она повреждена. Зритель сам может оценить, сколько усилий приложили специалисты, – рядом с восстановленным экспонатом висят его фотографии до реставрации.

Скажем, раскрашенную фотографию «Семейный портрет», сделанную в XIX веке, на первый взгляд просто невозможно восстановить – снимок порван, частично утрачен. Однако тверские мастера опровергают это предположение. Вообще подобные проекты можно смело сравнить с небольшим чудом. Этот процесс реставрации чрезвычайно долгий и трудоемкий, именно поэтому так дорог результат. В обозримом прошлом ТГОМ уже устраивал подобные показы, и всегда они вызывали большой интерес публики.

Большой блок нынешней экспозиции посвящен живописи, с которой работала Нина Боброва. Основная часть отреставрированных ею картин была изъята в 1919 году у потомственного дворянина Дмитрия Казина из его имения Покровское Осташковской волости. Из этой усадьбы происходят девять из представленных на выставке портретов, на одном из которых изображены два взрослых сына Казина – Дмитрий Дмит­риевич и Нил Дмитриевич (атрибуция, вероятно, неокончательная, поскольку имена на подписи к картине сопровождает знак вопроса). Портрет, как полагают специалисты, принадлежит, вероятно, кисти художника Брюнниха, который изображает братьев в парадной форме лейб-гвардии Уланского полка. Ничего в этой картине не напоминает о ее прежнем, довольно плачевном состоянии.

Выставка вообще представляет именно компаративистский интерес: изучать, как то или иное произведение выглядело до и после, – чрезвычайно любопытное занятие. Трещины, утраты живописного слоя, повреждения холста каким-то поистине волшебным образом исчезают благодаря искусству рес­тавраторов. В экспозиции такое преображение можно наблюдать в «Портрете купчихи в кокошнике» неизвестного автора, в «Портрете девочки в васильковом венке», вероятно, дочери художника Якова Колокольникова-Воронина из известной осташковской династии живописцев, в «Портрете старика с бокалом» неизвестного художника XIX века.

Реставратор графики и масляной живописи Лариса Морозова (именно она работала над раскрашенной фотографией) восстанавливала гравюру «Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году», которая датируется 1790 годом, а также выставленный «Портрет девушки», в процессе реставрации атрибутированный как портрет Елизаветы Ивановны Савиной. Восстановлением темперной живописи занимается Зинаида Виноградова – на выставке представлены обновленные иконы XIX века: «Анна Кашинская», нижняя часть которой была почти полностью утрачена, «Избранные святые с изображением архангела Михаила и Георгия 
Победоносца», где изображения и архангела, и святых читались изначально очень плохо, а также «Покров Богородицы» и «Иоанн Дамаскин в молении Богородицы».

Среди обновленных экспонатов ТГОМ имеются и предметы одежды. На выставке можно увидеть, например, интересный женский кафтан из коровьей шерсти, сшитый в Архангельской губернии во второй половине XIX века, и мужскую рубаху из конопли этого же времени, сохранность которых, судя по фото, была очень плохая. За их восстановление отвечала Елена Колесниченко, также вернувшая к жизни и праздничный костюм теблешанки первой половины XIX века, происходившей из Бежецкого уезда. Вероятно, именно в таких нарядах видел жительниц села Теблеши родившийся здесь русский поэт Петр Плетнев. 

Автор: Петр РУЧНИКОВ
271

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В школах Твери ликвидируют вторую смену
В областной столице появится новая школа. Строительство начнется в этом году в рамках целевой программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях». Деньги уже выделены. Федеральный бюджет предоставляет субсидию, почти 276 миллионов рублей. Регион обеспечит софинансирование – более 349 млн.
20.02.201720:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию