10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура25.06.2012

Стихи надо читать так же, как писать, – украдкой

Фотограф: www.svobodanews.ru

Одним из участников фестиваля «Из Калинина в Тверь» был поэт и критик Владимир Губайловский, заведующий отделом критики журнала «Новый мир». Корреспондент «ТЖ» расспросил Владимира Губайловского о том, чем запомнится ему фестиваль в Твери, о современной поэзии и критике.

 Одним из участников фестиваля «Из Калинина в Тверь» был поэт и критик Владимир Губайловский, заведующий отделом критики журнала «Новый мир».

В своей автобиографии, написанной в произвольной форме, Владимир Губайловский рассказывает, как он стал поэтом: «В ночь с 8 на 9 марта 1983 года, сидя в Малаховке на даче, я прочитал стихотворение Бориса Пастернака «На ранних поездах». Потрясение было настолько велико, что я замер, уткнув лицо в колени, и мне казалось, что над моей головой раскачивается заостренная доска, на которой написано «Пастернак», и бьет меня точно в темя... Я встал и за несколько часов написал огромное стихотворение, показавшееся мне пределом совершенства. Я писал с необычайной легкостью, меня несло, строфы рождались из воздуха, как кристаллы из перенасыщенного раствора. Потрясающий восторг, который может дать только власть над словом, затопил меня с головой. Я был абсолютно счастлив. Такие минуты делают человека поэтом. Только через много лет он понимает, что эта пережитая однажды свобода на самом деле приговор к пожизненной каторге. Ее нельзя забыть и к ней больше никогда нельзя приблизиться. Ее может испытать только девственный человек, теряя невинность».

Корреспондент «ТЖ» расспросил Владимира Губайловского о том, чем запомнится ему фестиваль в Твери, о современной поэзии и критике.

– Многих поэтов, которые выступали на площадках фестиваля, я давно знаю – и Байтова, и Макарова-Кроткова, но много, конечно, было и нового. Для меня Марина Хаген, например, каким-то новым повернулась измерением. Мне очень понравились стихи Андрея Пермякова, очень хорошо смотрелся Евгений Карасев, как настоящий патриарх, безусловный.

– Чем именно привлекли вас его стихи?

– Стихи Евгения Карасева я знаю давно, то есть для меня не было откровением, что он замечательный поэт. Но я в первый раз в жизни слышал, как он их читает, и мне очень понравилось. Юрий Кублановский сказал о поэте: «Когда Карасев пишет стихи, рифмы у него возникают как будто бы ниоткуда. Вроде бы звучит абсолютно естественная речь, которая вдруг превращается в рифмованную». Это я и услышал сегодня. Вообще хочу сказать, что поэты, собравшиеся в Твери, представили вполне репрезентативную выборку современной русской поэзии, здесь было все что нужно.

– Но, скажем, любовной лирики было мало. Может, это тенденция?

– Нет, просто любовных стихов всегда очень мало. Как бы это не показалось парадоксально, но в XX веке их вообще не очень много. Наверное, одним из последних поэтов, который писал много любовной лирики, был Маяковский.

– Фестиваль показал, что границ для настоящей поэзии не существует.

– Все мы живем в одном большом информационном пространстве. «Новый мир» выходит в Москве, хотя на самом деле он выходит в Интернете, и в сети его читают гораздо больше людей, чем на бумаге. Это касается и всех остальных толстых журналов. Мы выходим в сеть и там живем. К сожалению, глобальная сеть – страница, которая имеет только одну сторону, у нее нет оборота, а не секрет, что у творческого человека в жизни бывают очень сложные периоды, когда он ничего не может делать, когда он находится в состоянии тяжелого отчаяния. В такой момент он может достать книгу и сказать: «Я ее написал» – и это очень важный момент.

– В чем задача современной критики?

– Задача критики… Как отдельный вид литературной деятельности критика сложилась достаточно поздно. Если поэзии несколько тысяч лет, прозе – две тысячи лет как минимум, то критике хорошо если лет триста. Когда она появляется, когда она нужна? Когда литература становится настолько большой, что новые вещи нужно вписывать в контекст. Когда литературы мало – все можно быстро обозреть. Вспоминаю, как в 1995-м или 1996 году весь наш Интернет состоял из тысячи сайтов, и наши обозреватели писали обо всех русских литературных ресурсах. Это не совсем критика, конечно, это полный каталог. А вот когда возникает большая ткань, то критик берет новую книгу (это может быть как поэзия, так и проза) и говорит: «Я понимаю, ее место здесь, смотрите, как она обрастает связями». Никакое высказывание не бывает независимым.

– Изменилось ли что-нибудь, допустим, с XIX века? Как разделять, например, писателей первого и второго ряда?

– В XXI ничего не изменилось. Каждый человек для себя обязательно строит такую пирамиду, по-другому он просто жить не может. Ну сколько поэтов можно не прочесть, а полюбить? На самом деле всего несколько. У каждого есть главные поэты, которые кормят нас энергией, силой, и второстепенные. С критиком другая ситуация, гораздо, если можно так сказать, хуже, поскольку ему сделать выбор труднее, у него спектр больше. Ведь как бывает? У обычного человека главные фигуры появляются в юности и на протяжении всей жизни не меняются. У профессионального читателя – все по-другому, в какой-то момент времени у него одни приоритеты, в другой – другие. Но все равно иерархия существует, и критик будет ее отстаивать всеми способами.

– Должен ли критик любить то, о чем пишет?

– Довольно сложная ситуация. Чтобы по-настоящему понимать – надо любить, потому что любовь – это самый лучший способ приблизиться к истине.

– Не будем ли мы тогда субъективны в своих оценках?

– Будем. Ничего с этим не поделаешь… Когда мы работаем с неким эстетическим объектом (это касается не только литературы), мы будем либо субъективны, либо неточны. У нас, к сожалению, либо так, либо так. Мы можем попасть в точку, но тогда в любом случае мы любим материал и привносим к нему свое отношение. А есть другой вариант: мы можем быть объективны, отстранены, но тогда мы до чего-то не дотронемся, что-то ускользнет от нас. Существует огромная разница между работой с произведениями, скажем, Пушкина и текстами современных писателей. Пушкин далеко, поэтому он больше. Поэты живут в обратной перспективе – чем поэт больше, тем отчетливее он нам представляется, тем лучше мы его видим.

– Кто, на ваш взгляд, задает тон в современной прозе поэзии? Кого стоит почитать?

– Очень сложный вопрос. Понимаете, самый простой ответ на него заключается в следующем: если у вас стоит вопрос, что почитать, то читать ничего не надо. Лучше не придумывать. Читать стихи надо так же, как писать их: случайно, украдкой, заглядывая через плечо соседа. Только тогда можно что-то поймать, причем иногда тебя пробивают строчки, совсем вроде бы необязательные, автора вроде бы не очень интересного. Нельзя ничего советовать. Правда. Надо, чтобы повезло. Однажды, лет тридцать назад, я ехал в автобусе и увидел, что человек читает книжку, вроде стихи. Наклонился, прочитал. Это было стихотворение Блока, которое так меня потрясло, что было такое ощущение, что мир перевернулся. Стихи надо читать так, как Христос учит подавать милостыню, – чтобы одна рука не знала, что делает другая. Украдкой.

 

Досье «ТЖ»

Владимир Губайловский родился в 1960 году, окончил механико-математический факультет МГУ. Публиковал стихи в журналах «Новый мир», «Дружба народов» и других, автор книги стихов «История болезни» (1993), многих критических статей и рецензий, посвященных преимущественно новейшей русской поэзии и опубликованных в журналах «Арион», «Новый мир», «Дружба народов» и других. Живет в Москве.

 

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
51

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию