17 Октября 2017
$57.09
67.3
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 22.06.2012

В небе и выше

Фотограф: Архив Вячеслава ВОРОБЬЁВА

Командир эскадрильи 820­го авиа­полка 292­й штурмовой авиадивизии Михаил Одинцов воевал осенью и зимой 1942 года на Калининском фронте. Дивизией командовал полковник Николай Каманин, один из первых Героев Советского Союза, а впоследствии — наставник первых космонавтов. Нам удалось разыскать отчет лейтенанта Одинцова, описывающий один из боев под городом Белым и опубликованный во время войны в сборнике, посвященном опыту воздушных сражений нашей авиации. Вот этот текст.

В небе и выше

На юбилейном Параде 9 Мая 1995 года Знамя Победы по Красной площади нес дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Михаил Одинцов

На Калининском фронте

Командир эскадрильи 820­го авиа­полка 292­й штурмовой авиадивизии Михаил Одинцов воевал осенью и зимой 1942 года на Калининском фронте. Дивизией командовал полковник Николай Каманин, один из первых Героев Советского Союза, а впоследствии — наставник первых космонавтов. Нам удалось разыскать отчет лейтенанта Одинцова, описывающий один из боев под городом Белым и опубликованный во время войны в сборнике, посвященном опыту воздушных сражений нашей авиации. Вот этот текст.

«Действия штурмовиков­охотников нашего полка, базировавшегося на аэродроме Андреаполя, происходили в ноябре 1942 г. в районе, расположенном юго­западнее г. Белый. Противник, впустив наши танки в г. Белый, охватил его со всех сторон. В месте прорыва противник создал сильные клещи и прилагал все усилия для отсечения наших войск, прорвавшихся в глубь его обороны. На флангах были созданы сильные группировки из пехоты и танков, которые почти отрезали наши войска. Из глубины, видимо, из Смоленска, противник спешно подбрасывал мотодивизию СС «Мертвая голова».… С подходом резервов противник имел полную возможность отрезать наши войска. Погода на этом участке фронта стояла плохая. Постоянная низкая облачность, частые снегопады и обледенение не давали возможности пользоваться авиацией. Ввиду невозможности действовать группами было приказано действовать парами охотников, а в случае надобности — одиночными экипажами.

В день выполнения задания облачность была 10 баллов, высота 50 – 200 м с местными снегопадами. Видимость в снегопаде 500 м, вне его — 1,5 – 2 км. Мне было приказано: в составе пары с мл. лейтенантом Алеко просмотреть грунтовые дороги, идущие из городов Смоленск и Ярцево к г. Белый. Цель поиска: обнаружить на этих дорогах движение мотоколонн и техники противника. При обнаружении штурмовать, стараясь создать пробки на дорогах… До линии фронта пришлось идти бреющим полетом. Пройдя один снегопад, который шел полосой в 20 – 30 км, мы уже на линии фронта вышли в район лучшей погоды. Облака поднялись до 150 – 200 м, и видимость улучшилась, что дало возможность просматривать до 35 км. Нам пришлось изменить боевой порядок и идти
сомкнутым строем под нижней кромкой облачности.

Пересекая дороги с запада на восток вплоть до железной дороги Тупик — Ярцево, я обратил внимание на две из них, идущие к г. Белый, которые довольно резко выделялись из общей сети дорог своей накатанностью. Одна дорога шла от г. Ярцево, вторая — от Смоленска. Я сделал вывод, что противник подбросил войска по параллельным дорогам. Теперь задача заключалась в том, чтобы найти эти войска. Если они не дошли до места назначения, то сейчас должны быть на марше. Передав ведомому по радио дальнейшую цель полета, я снова вышел на место первого пересечения и ломаным маршрутом пошел на север... Вскоре я обнаружил в общей сложности 700 машин с пехотой и артиллерией. Увидев колонны на приличном расстоянии, я обошел их стороной и вышел к их голове, рассчитывая создать пробку впереди и этим задержать идущие сзади машины, так как глубокий снег делал невозможным объезд.

При выходе на цель мы были встречены огнем батареи, которая, видимо, постоянно охраняла этот участок дороги. Атаковав поочередно эту батарею, мы заставили ее замолчать, и в дальнейшем она не проявляла больше признаков жизни. За основную цель выбрана голова колонны протяженностью около 200 м, на которую и был израсходован в основном весь боекомплект. Поочередными атаками с малым углом пикирования бомбами, пулеметным и пушечным огнем было уничтожено 10 – 12 автомашин. Каждый экипаж сделал по 7 атак. Колонна не имела противовоздушной обороны, так как рассчитывала, что в такую погоду противодействия со стороны авиации не будет. Не встречая сопротивления с земли и воздуха, мы работали фактически, как в полигонных условиях. Застопорив движение, обстреляли пехоту, которая в момент наших атак разбежалась и лежала в снегу по обеим сторонам дороги. Уйти от дороги она далеко не могла, так как снег был по пояс. Одетая в темные шинели, она ярко выделялась на снежном фоне. Можно было различить каждого солдата. Оставив колонны на месте, мы без происшествий вышли на свою территорию и вернулись на свой аэродром.

После доклада о выполнении задания и дополнительного уточнения данных о колонне противника, обнаруженной в этом районе, командование дивизии направило на нее все усилия охотников­штурмовиков. В результате действия последующих экипажей колонна была остановлена и потеряла много техники и живой силы».

Скупые, сдержанные, точные фразы описания операции отражают характер прославленного летчика. Этот характер, опыт и талант позволили ему совершить немало подвигов в военном небе.

Безоружный,
он дразнил «мессеры»

Михаил Петрович Одинцов родился 18 ноября 1921 года в Пермской области, окончил семилетку и Свердловский строительный техникум, параллельно занимаясь в аэроклубе. Затем за его плечами остались Пермская военная школа пилотов и Энгельская военная школа. Младший лейтенант Одинцов стал воздушным разведчиком, а с осени 1940 года навсегда связал судьбу с бомбардировочной авиацией.

Уже 23 июня 1941 года он произвел свой первый боевой вылет. В летописи полка остался эпизод первых месяцев войны, когда Одинцов в одиночку прикрывал уход на
аэродром наших штурмовиков, израсходовавших боекомплект. Он, тоже безоружный, пошел навстречу нескольким «мессерам», проделывая под огнем наседавших вражеских истребителей замысловатые фигуры, взмывая вверх, уходя в сторону солнца, устремляясь вниз, делая резкие отвороты, азартно и смело маневрируя. Из этой схватки его Ил вышел изрешеченный пулями, но Одинцову удалось спасти товарищей и уцелеть самому.

В один из дней сражения за Харьков летом 1943 года 22­летний Одинцов ввел в бой 150 самолетов, которые должны были открыть подступы к городу. Штурмовики обрушили на врага мощный огневой ливень, одна группа сменяла другую. Попытки фашистских истребителей отбить атаку не удались, операция была выполнена отлично. Еще в небе летчики услышали по радио слова благодарности командующего фронтом генерала Ивана Конева.

К сентябрю 1943 года командир эскадрильи 820­го авиаполка 292­й штурмовой авиадивизии Степного фронта старший лейтенант Михаил Одинцов совершил 96 боевых вылетов и нанес большой урон врагу. 4 февраля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В туман и дождь Одинцов штурмовал посадочные площадки врага во время Корсунь­Шевченковской операции в небе Украины. Вместе со своим экипажем он выполнял важные стратегические задания по сбору разведывательной информации на оккупированных фашистами территориях.

Заместитель командира 155­го авиаполка 9­й гвардейской штурмовой авиадивизии 1­го Украинского фронта гвардии майор Одинцов совершил к концу войны 216 боевых вылетов, причем почти 200 из них — ведущим, уничтожил 2 самолета противника, много боевой техники и живой силы врага. 27 июня 1945 года он стал дважды Героем Советского Союза.

После войны Одинцов окончил две военные академии, командовал авиадивизией и авиацией военного округа, а в 1963 году вслед за своим комдивом Каманиным стал начальником Центра подготовки космонавтов. Впоследствии Николай Петрович в звании генерал­полковника был инспектором Военно­воздушных сил СССР, занимал ответственный пост в командовании Объединенными вооруженными силами стран Варшавского договора, а с 1987 года находился в отставке. Генерал Одинцов — автор нескольких талантливых документально­художественных повествований о Великой Отечественной войне: «Испытание огнем», «Преодоление» и «Тогда, в 1942­м…». В Екатеринбурге у главного входа в Суворовское военное училище установлен бронзовый бюст прославленного аса. На юбилейном Параде 9 Мая 1995 года дважды Герой Советского Союза Михаил Одинцов нес Знамя Победы по Красной площади. 8 мая 2010 года он и Герой России Вячеслав Сивко в присутствии президентов России, Беларуси и Украины открыли в Александровском саду у стен Кремля памятный знак в честь городов воинской славы. 12 декабря прошлого года Михаил Петрович ушел из жизни. Он похоронен на Троекуровском кладбище.

Вячеслав ВоробьЕв,

профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЁВ
27

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость