24 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История18.06.2012

Хроника пикирующих бомбардировщиков

Фотограф: Архив Бологовского музея

Бологовский железнодорожный узел бомбили практически каждый день. Вражеские самолеты точно по расписанию с восьми часов вечера до шести утра решетили станцию и подходы к ней.

Хроника пикирующих бомбардировщиков

Октябрьская дорога с первых дней войны стала прифронтовой

Бологовский железнодорожный узел бомбили практически каждый день. Вражеские самолеты точно по расписанию с восьми часов вечера до шести утра решетили станцию и подходы к ней.

Проезжавшие в военных эшелонах, видя развалины, спрашивали:

– Когда выгнали отсюда фашистов?

На самом деле Бологовский железнодорожный узел никогда не был занят. Его не отдали врагу ни тогда, когда он остервенело рвался со стороны Калинина осенью 1941 года, ни когда подходил со стороны Полоцка, Старой Руссы и Волхова. Неоднократные попытки овладеть важнейшим стратегическим центром продолжались вплоть до 1944 года, однако парализовать работу бологовских железнодорожников не удалось.

Осенью 1941 года Бологовское отделение оказалось изолированным от Московского и Ленинградского отделений Октябрьской железной дороги. Оставалась связь только с Калининской и Ярославской магистралями. Наркомат путей сообщения и руководство дороги, понимая, что на Бологовское отделение выпала основная доля перевозок для четырех фронтов – Калининского, Западного, Волховского и Ленинградского, – оперативно приняли решение организовать южную часть Октябрьской магистрали с центром в Бологое. Сюда перебазировалась часть специалистов во главе с заместителем начальника дороги Борисом Саламбековым. И очень своевременно: железнодорожное сообщение с Ленинградом вскоре прервалось во всех направлениях.

«Манна небесная»

…Это случилось в первый месяц войны. На станции Любинка вражеский бомбардировщик на бреющем полете пытался разбомбить движущийся по путям воинский эшелон. Однако в цель не попал. Осколочные бомбы, сброшенные с малой высоты, скользнули по полотну дороги и… не взорвались. 30 опасных «упаковок» остались лежать на главных путях, заблокировав движение поездов.

Чтобы доставить из Бологое специалистов-подрывников, потребовалось бы не менее двух-трех часов, оставив воинские эшелоны прекрасной мишенью для атак с воздуха. И тогда начальник маленькой станции Любинка Иванов решил сам убрать с путей смертельную «манну небесную». Одну за другой он выносил с железнодорожного полотна бомбы, каждая их которых в любую секунду могла взорваться у него в руках. Тридцать раз он шагал навстречу смерти и оказывался сильнее ее…

В часы бомбежек ломались все графики, а промедление стоило больших потерь. Первой задачей было вытащить с узловых путей и укрыть военно-санитарные поезда с ранеными, эшелоны с бойцами, рассредоточить составы и вагоны с горючим, боеприпасами, продовольствием, боевой техникой, чтобы они меньше пострадали во время налетов.

После освобождения Тихвина и разгрома фашистов под Москвой движение на Бологовском узле стало интенсивнее. И здесь подстерегла другая беда: подходило к концу топливо.

С октября 1941-го по февраль 1942 года в Бологое оно почти не поступало. Израсходовали все дрова, сожгли старые шпалы. Собирали все, что могло гореть в топке паровозов, чтобы не остановить поезда. Кризисную ситуацию разрядил Окуловский бумажный комбинат: дал тысячу кубов баланса. Так продержались до подвоза угля.

С сигнальным флажком в руке

В эти неподъемно-тяжелые годы, отправив на фронт мужей, отцов, братьев, исконно мужские профессии на железной дороге заняли женщины. Заняли просто и буднично. Впряглись и потянули.

3-й пост механической централизации, где распоряжались маршрутами движения всех поездов – пассажирских и санитарных, воинских эшелонов и летучек. Здесь работала Клавдия Галузина. На каждую смену она поднималась по скрученному металлу, который и лестницей не назовешь, в самое пекло – на второй этаж 3-го поста и там орудовала рычагами управления стрелками. И при этом надо было постоянно следить за небом: не показались ли самолеты? Бежать отсюда было некуда.

Стрелочница Аня Кузнецова, дежурившая на рыбинских путях, получила в тот раз задание от дежурного по 3-му посту срочно приготовить маршрут на выход санитарного поезда. В этот момент и появились вражеские бомбардировщики. Но Аня бросилась выполнять приказ: ведь в эшелоне были раненые. Когда переводила последнюю стрелку, ей осколком перебило обе ноги. Из последних сил выжав железную махину, подала машинисту сигнал двигаться. И уже не поднялась: скончалась тут же у стрелки с сигнальным флажком в руке.

Лампадка над зоной

21 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства и военного командования и проявленное при этом мужество была награждена большая группа железнодорожников. В их числе 44 работника Бологовского отделения фронтовой Октябрьской дороги.

В марте 1943 года гитлеровцы предприняли одну из наиболее масштабных попыток парализовать работу Бологовского железнодорожного узла. В течение 10 суток беспрерывно бомбили город, станции Бологое и Медведево. После каждого налета фашистские самолеты-разведчики фотографировали разрушения. Ночью, навесив на парашюты осветительную «лампадку», наблюдали развороченное бомбами земляное полотно, искореженные рельсы, разбитые вагоны и локомотивы, разрушенные здания. Это создавало впечатление мертвой зоны. Но гитлеровцы просчитались: Бологовский узел жил и работал, движение поездов к фронту не прекращалось ни на один день.

Пропуск составов осуществлялся по обходным веткам и боковым путям, восстановленным ночью, скрытно, при погашенных сигнальных огнях. Бологовские путейцы вместе с восстановительными отрядами делали невозможное: в считанные часы производили разборку поврежденных участков, балластировку, укладку новых рельсов. Локомотивные и кондукторские бригады в условиях полного затемнения, зачастую следуя с неоднократным изменением направления маршрута, обеспечивали безаварийное движение воинских эшелонов. Четкий ритм достигался благодаря массовому героизму машинистов и их помощников, составителей поездов, стрелочников, связистов и сигналистов, диспетчеров, руководителей станций и отделения дороги, сотрудников военной комендатуры. Бессменно руководил работой Бологовского отделения Иван Иванович Родионов, человек необычайной стойкости и самоотверженности.

А сами бологовцы-железнодорожники просто работали, геройства в себе не ощущали и на лице его не носили.

Подготовила Маргарита СИВАКОВА

Автор: Маргарита СИВАКОВА
38

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость