20 Февраля 2018
$56.34
69.9
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 14.06.2012

Макаровы, служители Терпсихоры.

Фотограф: Архив семьи МАКАРОВЫХ

Тверская земля богата замечательными династиями. Совсем недавно мы рассказывали о трех братьях Андреевских, в сражениях с Наполеоном заслуживших за храбрость три золотые шпаги. От них нас отделяют два века.

Макаровы, служители Терпсихоры

Нашими земляками восхищались все любители балета

Тверская земля богата замечательными династиями. Совсем недавно мы рассказывали о трех братьях Андреевских, в сражениях с Наполеоном заслуживших за храбрость три золотые шпаги. От них нас отделяют два века.

Братья Макаровы – Аскольд, Анатолий и Арсений – наши современники. Они избрали своей профессией балет. Самая яркая сценическая биография у Аскольда Анатольевича, который танцевал на прославленной сцене Мариинского театра, заслужил много наград (лауреат Государственной премии СССР, народный артист РСФСР и СССР). О нем написано множество статей, в том числе и в тверской периодике. Поэтому речь сегодня не о нем, а о его двоюродных братьях – Анатолии и Арсении.

Их судьба менее известна. Но и они внесли свой вклад в развитие балетного искусства, причем не только русского, но и бывших союзных республик, и заслуживают нашего уважения и благодарной памяти.

Мать Аскольда – Ольга и мать Анатолия и Арсения – Зинаида – сестры, происходившие из дворянской семьи. В Ново-Масальском (ныне Ржевский район) у родителей была усадьба. Здесь позднее и родились все три мальчика. В семье сложилась традиция: дочери, даже выйдя замуж, сохраняли «фамилию рода» и передавали ее своим детям. Поэтому братья носили фамилию Макаровых.

Детство

Аскольд и Анатолий ровесники: первый родился 3 мая 1925 года, второй – 22 июня. Лето сестры-мамы с маленькими детьми провели в деревне, затем возвратились в город, в огромную коммунальную квартиру на улице Рубинштейна. Они все вместе жили в одной (50 кв. м) комнате, а вообще квартиру занимали 11 семей, в общей сложности около 40 человек. Таковы были реалии тех сложных для нашей страны лет. Но здесь обнаруживались и свои плюсы: все дети были под присмотром, вместе играли, дружили, шалили.

Через 3 года, 28 марта 1928 года, у Зинаиды родился второй сын, которого назвали в честь отца Арсением. Забот в семье прибавилось.

Для всех детей, живущих в этой огромной коммуналке, взрослые часто устраивали праздники и кос­тюмированные вечера. Заводилой и организатором подобных мероприятий была Зинаида. Особенно любили ее «Елки» – это были целые спектакли, иногда кукольные, иногда взрослые. В костюмах, сшитых ею, разыгрывались сказки, различные сценки, в которых принимали участие и дети. Потом всем, кто был приглашен, дарили подарки.

Когда Анатолий и Арсений подросли, они вместе со своим двоюродным братом Аскольдом стали посещать спектакли Мариинского театра. Бывали и за кулисами.

На лето детей вывозили в деревню. Там уже главным воспитателем становился отец, Арсений Григорьевич. Его увлечениями были лес и рыбалка.

В 1932 году Анатолий пошел в общеобразовательную школу, а затем поступил в Ленинградское хореографическое училище. Арсения привели туда же через три года. Почему всех мальчиков отдали в балет? Вспоминает Арсений Арсеньевич: «Когда наши мамы были совсем молоденькими, они очень просили отдать их в хореографическое училище. Но родители считали, что быть балериной не совсем прилично, и приводили дочерям пример Матильды Кшесинской, которая слыла любовницей великого князя, и говорили, что многие именитые и богатые мужчины берут себе в содержанки именно танцовщиц. А это аморально. Вот мамы и решили, что если уж они не будут радовать публику своим танцем, то пусть их дети послужат Терпсихоре. Так мы, трое мальчишек, оказались в училище».

Учеба шла по-разному. Иногда сторонние увлечения перевешивали. Анатолий несколько раз пытался бросить училище, но строгий отец возвращал его обратно. Хотя Аскольд и Анатолий учились в старших классах, а Арсений в младшем, на шалости и проказы время находилось у всех троих. Из балетных туфель они сворачивали плотный мячик и играли в футбол, за что часто попадали в немилость и получали нагоняй за порчу имущества.

Младший, Арсений, не очень хорошо успевал по общеобразовательным предметам. Виною тому, возможно, были неплохие способности и отсутствие прилежания, а серьезные проблемы со зрением, которые обнаружились после поступления в ЛХУ. Танцевать тоже было трудно, но о том, чтобы бросить училище, не было и речи.

Военные годы

1941-й внес свои коррективы в жизнь семьи. На летние каникулы детей отправили на дачу, в деревню Санделово. Туда и пришла телеграмма, что учащихся Вагановки срочно эвакуи­руют в Пермь. Когда добрались до Ленинграда, выяснилось, что поезд уже ушел. Отправлять братьев вдогонку не стали – все-таки дети. Так они и остались вместе с родителями в осажденном городе. Налеты, бомбежки были повседневностью. Дети как могли помогали взрослым, которые продолжали работать. Зинаида Анатольевна вместе с женщинами мастерских Мариинского театра шила и расписывала чехлы, которыми закрывали памятники. Анатолий и Арсений с другими подростками дежурили на крышах и чердаках, гасили во время налетов зажигательные бомбы, ходили за дровами в ближайшие разбомбленные дома. Зимой 1942 года наступил настоящий голод. Арсений Григорьевич работал на Кировском заводе. Идти приходилось пешком. Порой оставался ночевать в цеху, так как не было сил на обратную дорогу. Иногда он приносил из рабочей столовой котелок с жидкой похлебкой, закутав его в тряпки, чтобы еда не остыла. Подогревали ее на «буржуйке». Хлеб резали тонкой проволокой, чтобы не оставалось крошек. Разводили жмых (пока он был), пекли из него лепешки на касторовом масле.

Спустя некоторое время рабочих Кировского завода эвакуировали в Челябинск, чтобы начать там выпуск танков. Погрузив на саночки нехит­рый скарб, семья отправилась пешком на комендантский аэродром. У Арсения Григорьевича от голода опухли лицо и ноги, Анатолий и Арсений были очень истощены. Перед вылетом всем дали паек, предупредив, что нельзя съесть все сразу – можно заболеть и даже умереть.

В Челябинск пришел вызов из Перми, чтобы мальчики приступили к занятиям в училище. Анатолий поехал в Пермь, где находились старшеклассники, а Арсений – в Нижнюю Курью, где были младшие.

После снятия блокады семья вернулась в Ленинград, но уже без Арсения Григорьевича, который оставил Зинаиду Анатольевну и сыновей ради другой семьи.

Занятия в родном училище возобновились, но у Арсения возникли очень серьезные проблемы со здоровьем. У него обнаружили туберкулез. Тяжелые голодные годы дали о себе знать. Началось длительное лечение, потом восстановление, но училище все-таки удалось окончить.

После войны каждый из братьев начал свою творческую жизнь.

Корифей и солист

Биографию Анатолия Арсеньевича мне рассказала его вдова Зоя Владимировна. Наше знакомство с ней состоялось незадолго до кончины артиста, когда сам он практически ни с кем не общался. Зоя Владимировна человек не балетный. Но я очень благодарна ей за помощь, которая дала мне возможность рассказать читателям о нашем талантливом земляке.

Окончив три курса ЛХУ 29.06. 1945 года, Анатолий подал документы в Государственный ордена Ленина академический Малый театр оперы и балета (сейчас – Михайловский театр). Конкурс был большой, но он его выдержал. В характеристике, подписанной заместителем директора театра Романовским, говорится: «А.А. Макаров работал в Малом оперном театре с 16.08.1945 года по 10.03. 1949 года на положении корифея (корифей – ведущий артист кордебалета, стоящий в первой линии). В репертуаре театра ему поручались ответственные партии классического кавалера, а также классические и характерные партии».

Боевое крещение было пройдено успешно, приобретен опыт. Через некоторое время Анатолий начал работать в Ансамбле классического балета Новгородской филармонии. Коллектив под руководством его соз­дателя и художественного руководителя Гербека, знаменитого характерного танцовщика Мариинского театра, был еще совсем молодым. Он создан в Ленинграде в трудный послевоенный 1947 год. Подобных ему не было ни в одной филармонии. Труппа создавалась как гастрольная.

Анатолий проработал в ансамбле до конца 1951 года, а затем перешел, выдержав отборочный конкурс, в театр им. Кирова (Мариинский), где танцевал до 1966 года. В театре он исполнял в основном кордебалетные партии. У него было много друзей, но особенно крепкая дружба связывала его с двоюродным братом Аскольдом. Вместе они танцевали во многих спектаклях. Однажды при постановке «Спартака» Аскольд настолько вошел в роль, что поранил Анатолия мечом. Но обид, конечно, не было.

В 1962 году Анатолий познакомился со своей будущей женой Зоей. Она жила с родителями в коммунальной квартире, Анатолий вместе с мамой и младшим братом – все в той же огромной комнате на улице Рубинштейна. Кстати, до 1958 года там же жили и Аскольд с матерью. Позже они переехали, наконец, в отдельную квартиру.

В театре вообще сложно было получить жилье, но молодоженам, Анатолию и Зое, удалось вступить в кооператив. Денег катастрофически не хватало. Анатолий принял решение ехать «на заработки». В декабре 1966 года он становится артистом балета Тюменской филармонии и здесь выступает уже как солист. Его партнершей по танцам долгое время была Елена Аверьянова. Вместе с ней Анатолий танцевал «Тирольский танец», «Спортивный вальс», отдельные номера из классических балетов. Потом стал выступать с сольными (испанским и венгерским) танцами. Костюмы для них были сшиты в мастерских Кировского театра. Ставили номера солисты балета – заслуженные артисты Александр Павловский и Владилен Семенов.

Закончив свой путь в качестве артиста балета Павлодарской филармонии в 1971 году, Анатолий

Арсеньевич возвратился в Ленин­град. Вся его последующая жизнь уже не была связана с театром – он всецело посвятил себя радиолюбительству.

В конце жизни Анатолий Арсеньевич сильно болел и скончался 3 января 2010 года. Светлая ему память.

На всех сценах Союза

После окончания ЛХУ Арсений не стал работать в профессиональном театре, а устроился в Дом культуры «Выборгский». Танцевал концерт­ные номера, с которыми объехал весь Советский Союз. В 1953 году он перешел в Новгородскую филармонию в качестве артиста балета, где работал около трех лет.

Перенесенный туберкулез давал о себе знать. Врачи рекомендовали жить в теплом и сухом климате. Арсений переехал в Киргизию, где устроился в театр оперы и балета. Его занимали в спектаклях «Бахчисарайский фонтан» (Гирей), «Лебединое озеро» («Венгерский танец»), выступал он и с концертными номерами. Через год его пригласили в Башкирский театр оперы и балета, где он больше танцевал в спектак­лях.

Возвратившись в Ленинград, Арсений Арсеньевич поступил в ленинградское отделение ВГКО (Всероссийское гастрольно-концертное объединение). Основной задачей объединения была музыкально-просветительская деятельность. В репертуар Арсения вошли концерт­ные номера: «Венгерский танец» из «Лебединого озера», «Сентиментальный вальс», концертный вариант партии Гирея из «Бахчисарайского фонтана».

До 1966 года Арсений Арсеньевич работал в Ленконцерте, а потом перешел в оперную студию Ленинградской ордена Ленина Государственной консерватории им.

Н.А. Римского-Корсакова, где танцевал до выхода на пенсию.

Семьи братьев Макаровых в силу сложившихся жизненных обстоятельств не могли часто встречаться, и только начиная с 1983 года в квартире Аскольда Анатольевича и Нинель Александровны вновь начал собираться весь клан Макаровых. На эти посиделки приходили не только родственники, но и многочисленные друзья: Инна Зубковская, Юрий Григорович, Махмуд Эсамбаев, Алла Осипенко.

После выхода на пенсию Арсений Арсеньевич решил пойти работать. Преподавать не хотел, говорил, что «к этому делу нужен дар, коего я в себе не чувствую». Но мышцы ног ему нужно было держать в тонусе, и поэтому он устроился на телеграф доставщиком телеграмм. К несчастью, случился инфаркт. После лечения Арсений Арсеньевич вместе с женой уехал в деревню, на дачу. Лес, рыбалка, пасьянсы, чтение и выращивание овощей и цветов – его теперешние занятия. Весну, лето, осень они проводят в деревне, и только глубокой осенью дочь Наташа привозит родителей в город.

Арсений Арсеньевич откликнулся на мою просьбу рассказать о своей жизни, за что я ему безмерно благодарна. Его почтенный возраст, возможно, стер из памяти некоторые эпизоды жизни. Но совместными усилиями с Натальей Арсеньевной удалось записать его рассказ. Она же разыскала документы, фотографии, и все это легло в основу моего повествования. Огромное ей спасибо.

Елена ЛЕБЕДЕВА

Автор: Елена ЛЕБЕДЕВА
293

Возврат к списку

Тверской регион взял РИФ
Вчера в Сочи завершился Российский инвестиционный форум (РИФ). Его основная тема в этом году – «Формируя образ будущего».
16.02.201821:15
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость