06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Гордость земли Тверской09.06.2012

Рыцари эшелона

Фотограф: Из семейного архива ШВАРЕНКО

«Только что вернулись из поездки, паровоз стоял на экипировочной канаве в депо. Вдруг налет: 78 самолетов обрушили смертельный груз на станцию. На моих глазах бежавшему в убежище диспетчеру Егорову оторвало осколком бомбы ногу, а те, кто успел добежать до убежища, остались там навсегда. Я прижалась к своему паровозу С-203, точно он был живой». Это из воспоминаний Софьи Иосифовны Шваренко, машиниста Медведевского паровозного депо Октябрьской железной дороги. Нынче осенью, в сентябре, ей исполнится 95 лет.

Рыцари эшелона

На линию фронта водила поезда легендарный машинист паровоза Софья Шваренко

«Только что вернулись из поездки, паровоз стоял на экипировочной канаве в депо. Вдруг налет: 78 самолетов обрушили смертельный груз на станцию. На моих глазах бежавшему в убежище диспетчеру Егорову оторвало осколком бомбы ногу, а те, кто успел добежать до убежища, остались там навсегда. Я прижалась к своему паровозу С-203, точно он был живой». Это из воспоминаний Софьи Иосифовны Шваренко, машиниста Медведевского паровозного депо Октябрьской железной дороги. Нынче осенью, в сентябре, ей исполнится 95 лет.

Как молоды мы были…

Соня приехала в Бологое незадолго до войны вместе с мужем, тогда белорусских машинистов присылали сюда работать.

В депо, поближе к мужу, устроилась и она. Как-то после занятий в вечерней школе спросили: кто хочет пойти на курсы помощников машиниста?  Софья подняла руку. Поселилась молодая чета Шваренко вместе с маленьким сынишкой в Медведеве – было удобно, до работы рукой подать. День и ночь стучали по рельсам поезда, гудели-пыхтели паровозы, соединяя в единый огромный механизм Бологовский и Медведевский железнодорожные узлы, откуда пути уносили составы по пяти направлениям.

На новом месте обжились быстро. Софья получила права помощника машиниста. Но если поездки у них с мужем совпадали по графику, да еще приходились на ночное время, сына оставлять было не с кем. И она отвезла Витеньку на лето к родителям в Белоруссию.

В июньское воскресное утро 1941 года Соня шла на базар, он был в центре Бологое, когда на всю площадь разнесся голос Левитана: война. Кто закричал, кто заголосил, а Соня помчалась в отделение дороги – отпрашиваться ехать в Белоруссию. Но ей показали только что пришедший по телетайпу листок с приказом: Бологовский железнодорожный узел переводится на военное положение, ни одного шага без особого распоряжения. Ни слезы, ни мольбы в счет уже не шли. Никто не принадлежал себе. Софью вызывали в поездки, мужа отправили на фронт. На Бологое и Медведево посыпались первые немецкие бомбы.

Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне

А потом был августовский рейс на Лычково – в сторону Старой Руссы, где шли жестокие бои. Паровоз вел машинист Василий Краснопеев, в кочегарах была Клава Комиссарова, такая же молоденькая девчонка, как Соня. Запасной к ним приставили бригаду машиниста Миши Петрова. У него две девчушки росли, а он в поездку, да еще на линию фронта, вырядился как на свадьбу – влез на паровоз в белой рубашке, при пиджаке. Все подивились, а Миша так отрешенно глянул на них:

– Что, не знаете, куда едем?! Оттуда уже не вернемся.

Из воспоминаний Софьи Иосифовны:

«В августе 1941 года меня перевели с пассажирских поездов на товарные – не хватало паровозных бригад, перевозки шли огромные. Поставили помощником к Василию Краснопееву. В 10.30 утра мы должны были взять состав с боеприпасами на станции Бушевец, это в десяти минутах хода от Бологое, и следовать на Старую Руссу. Но, еще не успев отправиться, попали под бомбежку. И эти бомбежки преследовали нас потом всю дорогу. Василий Кирсанович все спрашивал:

– Ну что, Сонюшка, не страшно?

А мы с Клавой храбрились:

– Раз поем, значит, не страшно!»

Хотя потом она признается: «Боялась бомбежек всегда смертельно. Но никогда не бежала с паровоза, не пряталась, и не потому, что такая смелая. Просто немела от ужаса, ноги становились как прикованные. Вцеплюсь, уткнусь в реверс, будто железо защитит. И оно спасало меня».

…Миновали полдороги, добрались до Лычкова. Все станционные пути заняты эшелонами. Краснопеевский состав, притормозив, тоже остановился набрать воды. Соня спрыгнула с подножки осмотреть паровоз, подтянуть движущиеся части, как положено по должности. И вдруг знакомый, раздирающий душу вой: ровным строем из-за леса выплыли вражеские самолеты. Василий Кирсанович успел крикнуть:

– Соня, прячься за состав, хоть пули не достанут!

Но тут же посыпались бомбы. Оглушительные взрывы. И тонущие в них людские крики. Небо сровнялось с землей. Соня упала от толчка в плечо. Вскочила, но в глазах разно­цветные круги. Различила впереди дядю Васю, глотнула угарной поземки и побежала к нему. Но не успела – Василий Кирсанович упал с окровавленным лицом. Только и сказал:

– Прощай, соловушка…

Рядом лежали убитые Михаил Петров и его помощник.

Софья Иосифовна продолжает:

– Я уже не чувствовала боли в раненом плече. Только увидела, что в нашем составе горит цистерна. Стало страшно: ведь в соседних вагонах снаряды. Бросилась отцеплять цистерну. На помощь подоспел поездной мастер Жуков. Вскочила на паровоз, за мною Клава…

Еще летели бомбы, а она уже отбрасывала на запасной путь пылающий факел. Вернулась к своим вагонам, сцепила их с другим эшелоном и погнала за перегон, где не ухали разрывы. Паровоз ревел, но оба состава были спасены. По ходатайству военных, чей эшелон она вывела из-под огня, Софья Шваренко в 23 года была награждена бое­вым орденом Красной Звезды.

Потом в госпитале из Сониного плеча хирурги вытаскивали осколки. Той рукой ей потом придется вести не одну сотню поездов. Через год получила права машиниста и отметила это событие, как бывалый железнодорожник. Состав с танками и людьми на участке Медведево – Осташков подходил к станции Баталино. Здесь и вынырнули немецкие самолеты. Вопреки всем правилам, без разрешающего сигнала, Соня остановила поезд в лесной выемке, и он остался незамеченным для фрицев. А Баталино было все изрешечено. Командир эшелона подарил тогда Соне свои карманные часы «ЗИМ». И от начальства не влетело. Все тогда знали, что у машинистов свои правила: вначале они смотрели на небо, потом на светофор. «Горит впереди «зеленый», а я стою, – вспоминала Софья

Иосифовна. – Или наоборот – под «красный» рвану. Где притормозить, где ход ускорить, где парку поддать, чтобы дымом-туманом состав укутало, – все решалось по обстановке. Если летит самолет с черными крестами, то поступай, как судьба укажет».

Сколько же было таких поездок! Бывало, по 80 часов не оставляла паровоз, не гасила топку. Не стирается из памяти станция Черный Бор. Добрались туда в ночь и сразу попали под налет. Без счету раз выезжали со станционных путей на перегон, маневрируя в пылающей круговерти, чтобы спасти груз. Еще страшнее было, что под огнем в эшелоне могут погибнуть люди. Несколько сотен. Но всех уберегла.

Боль

Не уберегла судьба только близких ей людей. Вначале, в 43-м, пришло извещение, что муж пропал без вести, потом, после освобождения Белоруссии, первая весточка с родины. Софья уже подходила к паровозу, когда из ворот депо выскочила рассыльная и летела к ней, издалека размахивая письмом.

– Руки затряслись, и я такая радостная: наконец-то дождалась! – вспоминала Софья

Иосифовна. – Разорвала конверт. «Дорогая Соня, – писала сестра мужа, – сообщаю тебе, что у нас большое горе…»

Буквы запрыгали: нет больше ее Пустошки. «Всех жителей села немцы согнали в сарай и сожгли. Маму расстреляли. Деда с Витенькой заперли в хате и подожгли, сгорели они заживо…» Все покачнулось, паровоз расплылся. А сверху, из будки, помощник теребит: «Соня, Соня, «зеленый» дали, трогаться надо!» Ехала и выла как волчица. И долго не могла усмирить материнское сердце. Боль не притуплялась. Лишь когда младшая дочка, уже послевоенная, познакомилась с молодым человеком, который потом стал ее мужем, узнав, что зовут его Витей, сразу припала к нему сердцем, как к сынку.

Как провожают поезда

Послевоенная жизнь Софьи Иосифовны тоже была связана с железной дорогой. До пенсии она работала поездным диспетчером в Бологовском отделении Октябрьской железной дороги. Мигали на дисплее разноцветные лампочки, обозначая направления движения поездов. Рука чертила графики их прибытия-отправления. Только вели их теперь другие машинисты.

Выйдя второй раз замуж, и тоже за машиниста, став Шваренко-Александровой, обрела и четверых детей, оставшихся на руках у вдовца. А когда родившейся у них дочке было всего десять дней от роду, Семен Митрофанович попал под поезд.

Нынче у Софьи Иосифовны большая семья. Внук Андрюша работает помощником машиниста в депо, как когда-то бабушка. В Питере растет пра­внучка Софийка, названная в ее честь. Живет Софья Иосифовна в семье младшей дочери Ани, в Бологое. Мы смотрим фотографии из семейного альбома, и везде Софья Иосифовна такая светлая лицом. «Для нас ее слово было закон. И слушались мы ее по любви, – говорит Анна Яковлевна. – Натура у нее крепкая. А соберемся вместе на праздник, она руки в боки – и плясать. Зажигала всех и в свои 85».

До весны прошлого года она всегда ходила на городской парад Победы, а в тот май не вышло. Накануне случился перелом шейки бедра – диагноз серьезный, тем более для преклонных лет. Когда стало особенно невмоготу, вдруг сказала:

– Прожила я такую жизнь тяжелую, и как-то смешно умирать из-за того, что споткнулась. Недостойно.

И сейчас на своих ногах.

«Я хочу рассказать о своей бабушке», – написал в школьном сочинении внук Софьи Иосифовны Саша и закончил его такими словами:

«Беречь память надо уметь. И если история делает людей, то люди делают историю. И мы должны постараться увидеть истинную красоту этих людей, оценить их огромную духовную силу».

Маргарита СИВАКОВА

Автор: Маргарита СИВАКОВА
43

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию