26 Апреля 2017
$55.85
60.79
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История04.06.2012

Учись у летчика Маношина!

Фотограф: Архив Вячеслава ВОРОБЬЁВА

Учись у летчика Маношина! Призывала пилотов корпусная газета «Советский патриот». Истребители под его командованием всегда выходили победителями. В сентябре 1942 года было принято решение о формировании трех авиакорпусов Резерва Ставки Верховного главнокомандования. В состав 1-го истребительного авиакорпуса генерала Белецкого вошли две дивизии: 274-я и 282-я. Первой из них командовал опытный летчик подполковник Пимен Московец. В составе 271-го авиаполка в ней продолжил свою боевую биографию старший лейтенант Константин Маношин.

Учись у летчика Маношина!                                                                                                                   

Призывала пилотов корпусная газета «Советский патриот». Истребители под его командованием всегда выходили победителями. В сентябре 1942 года было принято решение о формировании трех авиакорпусов Резерва Ставки Верховного главнокомандования. В состав 1-го истребительного авиакорпуса генерала Белецкого вошли две дивизии: 274-я и 282-я. Первой из них командовал опытный летчик подполковник Пимен Московец. В составе 271-го авиаполка в ней продолжил свою боевую биографию старший лейтенант Константин Маношин.

Он родился 24 мая 1917 года в поселке Суксун нынешнего Пермского края, в 1938 году окончил Энгельсское военное авиационное училище, служил летчиком в строевой авиачасти, участвовал в боях с фашистами на начальном этапе войны.

«Оправдайте доверие Родины…»

16 октября 1942 года командиров авиа­корпусов принял Иосиф Сталин. Выслушав доклад об итогах большого двустороннего учения и дав указания об использовании авиакорпусов, он сказал: «Оправдайте доверие Родины. Кто оправдает– того Родина не забудет». А через два дня 271-й авиаполк вылетел из Тушина на Калининский фронт – на аэродром Старая Торопа. Молодые пилоты учились у летчиков, побывавших на фронте. Авторитетными наставниками молодежи стали Петр Муравьев, Василий Кубарев, Виктор Хасин, Константин Маношин, уже удостоенные боевых наград.

Штаб корпуса расположился в деревне Новая в 2 км от станции Старая Торопа. Удаление аэродромов 274-й авиадивизии от линии фронта не превышало 40 км. Приводилась в боевую готовность авиационная техника, особое внимание обращалось на вооружение. На рассвете 23 октяб­ря дивизия приступила к выполнению поставленной задачи. Первые бои были неудачными для нас, но

6 ноября, когда над аэродромом Кочегарово появились четыре бомбардировщика Ju-88, на перехват противника были подняты четыре Як-7б во главе со старшим лейтенантом Маношиным, и после нескольких атак сержант Калинин сбил один вражеский самолет. Потери в корпусе в этот период были значительны: только 274-я авиадивизия потеряла 13 самолетов и 11 летчиков.

Не числом, а уменьем

Перед самым нашим наступлением на бельском и великолукском направлениях из состава корпуса неожиданно была выведена одна из авиадивизий, и оставшаяся, 274-я, оказалась в сложном положении. 24–25 ноября войска Калининского фронта перешли в наступление. Первым на прикрытие войск нашей 3-й ударной армии вылетел 271-й истребительный авиаполк майора Разсудкова. День за днем до середины января его экипажи вели напряженные бои.

Вот хроника побед Константина Маношина в Великолукской операции: 26 ноября в составе звена он сбил бомбардировщик Ju-88 западнее города Великие Луки, 1 декабря вместе с ведомым уничтожил два Ju-88 в районе деревни Курово, а 6 января сбил истребитель Ме-109 над деревней Шемякино. За эти воздушные победы старший лейтенант Маношин был награжден орденом Красного Знамени.

15 февраля 1943 года войска Северо-Западного фронта перешли в наступление с целью ликвидации демянского котла, в котором больше года находилась 16-я армия гитлеровцев. В течение двух недель эту задачу удалось решить, и наши продолжили продвигаться в западном направлении. Вражеская авиация, поддерживая свои обороняющиеся войска, проявляла большую активность.

16 марта разгорелась борьба за господство в воздухе в районе переправ через реку Ловать. В этот день летчики 1-го гвардейского авиакорпуса уничтожили 27 самолетов противника, в том числе Николай Маношин сбил истребитель FW-190 над деревней Лосягино.

За подвиги под Великими Луками

и Демянском 274-я истребительная авиа­дивизия была преобразована в 4-ю гвардейскую, а 271-й авиаполк –

в 64-й гвардейский. В начале мая полк перелетел под Орел в распоряжение Брянского фронта.

Его победы вошли

в полковую летопись

8 июня Николай Маношин уничтожил в районе аэродрома Леженки истребитель Ме-109. Вот как описывается этот бой в полковой летописи: «8 Як-7 под командой гвардии капитана Маношина вылетели на блокировку немецкого аэродрома в районе Орла. Над целью группа была встречена сильным заградительным огнем зенитной артиллерии и 8 истребителями. Умело используя облачность, тов. Маношин прорвался сквозь заградительный огонь, вывел истребители к цели и в течение 6 минут блокировал аэродром, дав возможность штурмовикам выполнить боевую задачу.

В бою с истребителями лично сбил Me-109 и помог своему ведомому сбить еще один».

И далее о действиях в Курской битве: «13 июля 1943 года 8 Як-7 под

командой тов. Маношина прикрывали действия 18 Ил-4. В районе цели на бомбардировщиков набросились 20 FW-190. В результате воздушного боя группа сбила 7 самолетов и обеспечила «Илам» успешное бомбометание. В этом бою тов. Маношин лично сбил 3 и подбил 1 FW-190. Все наши самолеты без потерь возвратились на свои базы». Корпусная газета «Советский патриот» отвела описанию боя целую страницу под заголовком «Учись у летчика Маношина! В одном бою он уничтожил сразу 3 фашистских самолета!».

19 июля около 100 советских бомбардировщиков подвергли ударам скопления войск и техники противника на станции Моховое. Вслед за этим пошли в наступление части 3-й гвардейской танковой армии генерала Рыбалко. Вражеская авиация попыталась остановить этот удар.

12 истребителей под командованием гвардии капитана Маношина вступили в бой с 30 FW-190, вылетевшими на расчистку воздушного пространства. Наши летчики решительно устремились на противника. Запылал первый «фоккер». Меткой очередью Маношин отправил на землю второй FW-190, а гвардии лейтенант Денчик сбил одного за другим два вражеских истребителя. Разгром неприятельской группы завершил гвардии младший лейтенант Горобец. В этом тяжелом бою погибли и два наших пилота.

28 сентября за отвагу и героизм при ликвидации орловского плацдарма, освобождении Орла, Брянска и других городов 64-й гвардейский авиаполк был награжден орденом Красного Знамени.

«Присвоить звание Героя…»

Потом были непростые сражения на северо-западном направлении, западнее Торопца, где Маношин уже воевал во время Великолукской операции.

8 декабря 1943 года он сбил близ Невеля FW-190, а через неделю, у деревни Веречье, – еще один.

К апрелю 1944 отважный летчик совершил 132 боевых вылета, в 38 воздушных боях сбил 15 самолетов противника и был представлен к званию Героя Советского Союза.

Оно было присвоено гвардии майору Константину Васильевичу Маношину

26 октяб­ря 1944 года.

На следующий день после публикации этого Указа войска 1-го Прибалтийского фронта перешли в наступление в общем направлении на Ригу. Первый воздушный бой тогда провел 64-й гвардейский авиаполк. Группа из 8 Як-3, ведомая Маношиным, встретила 7 FW-190. Вскоре был сбит один из них, остальные вражеские машины ушли на свою территорию, не пытаясь продолжать схватку.

В официальной истории 4-й гвардейской истребительной авиадивизии о комэске и его эскадрилье написано: «Гвардии майор Маношин, имея большой опыт воздушных боев, повседневно умело передает его молодым летчикам, раскрывает перед ними тактику противника и противопоставляет ей свою, испытанную в боях наступательную тактику. В тяжелые дни грандиозных воздушных боев на Брянском фронте он своим примером воодушевлял весь личный состав полка. В эти дни он производил по 4–5 боевых вылетов в день и каждый раз вел ожесточенные бои со значительно превосходящими силами противника. Несмотря на это, истребители под его командованием всегда выходили победителями. Победу приносили личная отвага, хорошая выучка летного состава и умелое управление боем».

К маю 1945 года гвардии подполковник Константин Маношин выполнил около 200 успешных боевых вылетов и в 50 воздушных боях уничтожил 16 самолетов противника лично и 5 – в составе группы, закончив войну в небе Берлина. За образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции 64-й гвардейский истребительный авиаполк был награжден орденом Александра Невского.

***

После войны Маношин продолжал службу в ВВС, а в 1964 году вышел в запас в звании гвардии полковника и жил в Воронеже, где скончался 23 августа 1971 года.

Как установили историки, родиной русских самоваров является поселок Суксун в Пермском крае, а не город Тула. В 2006 году в липовом парке в центре поселка установили первый в России памятник самовару высотой более трех метров. А неподалеку от него проходят улица и переулок Маношина, названные в честь земляка-летчика, Героя Советского Союза.

Вячеслав ВОРОБЬЕВ,

профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЁВ
24

Возврат к списку

Фронтовые дороги ведут в Ржев
25 марта 2017 года. Идет подготовка к Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт» у деревень Есемово и Кокошкино. Отряды приезжают на политую кровью землю – предстоят полевые работы. У деревни Полунино московские поисковики находят останки красноармейца.
26.04.201722:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию