18 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2012

Ярославлю добавили романтизма

Фотограф: Архив ТЖ

В Ярославском художественном музее состоялось открытие выставки «Романтическая Россия. Алексей Гаврилович Венецианов и художники его школы». Основу экспозиции составили полотна из собрания Тверской областной картинной галереи, к которым присоединили произведения из ярославской коллекции.

Ярославлю добавили романтизма полотна из Тверской картинной галереи. В Ярославском художественном музее состоялось открытие выставки «РомантическаяРоссия. Алексей Гаврилович Венецианов и художники его школы». Основу экспозиции составили полотна из собрания Тверской областной картинной галереи, к которым присоединили произведения из ярославской коллекции.

С ярославским музеем Тверскую картинную галерею связывают давние дружеские отношения. Они реализовали ряд совместных крупных проектов, среди которых в свое время большой резонанс вызвал проект «Большой город», посвященный философскому и культурологическому осмыслению провинциального города как уникального явления. Кроме того, между музеями происходит постоянный обмен выставками, и экспозиция «Романтическая Россия», организованная в рамках проекта ярославского музея «Под сводами», который представляет шедевры русского искусства из музеев Центральной России, – одна из них. Творчество Венецианова и его учеников в Тверской картинной галерее представлено очень хорошо, в Ярославле их картин меньше, что, собственно, и обусловило гастроли произведений из тверского собрания. На выставке, посвященной эпохе романтизма в России, творчеству Алексея Гавриловича Венецианова (1780–1847) и художников его школы, представлено двадцать полотен из собрания Тверской областной картинной галереи и два из коллекции Ярославского художественного музея.

Творческая деятельность Венецианова тесно связана с тверским краем, с имением Сафонково Вышневолоцкого уезда (сейчас Удомельский район). Оставив службу в Петербурге, художник с 1819 года поселился с семьей в деревне и стал обучать живописи талантливых юношей из мещан и крепостных, для которых Академия художеств была закрыта. Венецианов развивал в своих учениках способность изображать окружающий мир открыто, вне заранее заданных норм и канонов. Воспитанники художника не копировали, подобно академистам, чужие оригиналы, а постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах. Поэтому главными жанрами живописи для последователей Венецианова стали портрет, интерьер и бытовая картина.

На выставке представлены работы нескольких учеников мастера в разных жанрах. Портреты кисти самого Венецианова, писавшего своих соседей-помещиков, были предназначены для семейного круга, они отличаются искренностью и известной скромностью. Таков, например, портрет помещика сельца Островки Вышневолоцкого уезда Петра Ивановича Милюкова (1820-е годы), поступивший в музей в 1937 году. Ученик мастера Сергей Константинович Зарянко (1818–1870) был знаменит парадными, мастерски исполненными портретами, например, гравера Федора Иордона и его жены Варвары Александровны, написанными в 1860-е

годы. Один из первых и любимых учеников Венецианова – Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859) писал портреты (в собрании картинной галереи находится, скажем, изумительный автопортрет), жанровые картины, которые полны идиллии, он копировал в технике литографии картины учителя. В экспозицию вошло его полотно 1844 года «Девушка, выжимающая из волос воду», созданное в России по следам итальянских впечатлений художника. В нем очевидно прослеживается то влияние, которое оказал на Тыранова Брюллов с его «бесподобно эффектными женскими головками». Тыранов, как известно, стал впоследствии активным последователем автора «Последнего дня Помпеи», чем принес немало страданий Венецианову. Брюлловские принципы очень хорошо прослеживаются в «Девушке…», наполненной известной идеализацией, свойственной академическому искусству.

Будничную жизнь в бытовом интерьере с большой задушевностью представлял торопчанин Иван Абрамович Клюквин (1818–1860). Среди его работ – «У товарища за самоваром. В Петергофе». Он изображает двух приятелей, сидящих за столом у раскрытого полукруглого окна, из которого открывается чудный вид. Существует предположение, что в герое, смотрящем в окно, художник изобразил себя самого, по крайней мере в той же одежде он запечатлел себя на автопортрете. Об этой картине, датированной 1837 годом, рассказывал, описывая художников, своих современников, Николай Гоголь. На выставке представлено также полотно Лавра Кузьмича Плахова (1810–1881) «Столярная мастерская», происходящее из собрания Ладыгиных в имении Алексейково Вышневолоцкого уезда. На ней художник изобразил столярную мастерскую Академии художеств в Петербурге.

По мнению специалистов, самым талантливым учеником Венецианова был Григорий Васильевич Сорока (1823–1864), пейзажам которого присущи эпическое видение, восхищение красотой окружающего мира, ставшего объектом глубоко личного переживания. Художник трагической судьбы (Сорока покончил жизнь самоубийством) оставил не очень большое наследие, но каждая его картина – настоящая жемчужина. Таково, например, характерное произведение венециановской школы на новозаветный сюжет «Христос, благословляющий детей» (вторая половина 1840-х – начало 1850-х годов), на котором Христос изображен художником с синими глазами, что, конечно, не соответствует его каноническому облику. Картина была написана Сорокой для церкви села Поддубье Вышневолоцкого уезда и передана в областную картинную галерею его внучатым племянником, жившим в 1960-е годы в соседней деревне Покровское.

Такой же жемчужиной венециановской школы стоит признать и «Вид на имение Спасское Тамбовской губернии» (1840-е годы). Однако почти все пейзажи Сорока писал недалеко от своей родной деревни Покровское, на озере Молдино. По мнению искусствоведов, пейзажам Сороки свойственны плавные, широкие линии: «Обычно художник изображал бесконечную гладь воды с отраженными в ней неподвижными деревьями, пологие берега с виднеющимися на них крестьянскими избами и помещичьими усадьбами. То он изображал деревенскую женщину, пришедшую за водой к озеру, и рядом с ней, вероятно, только что искупавшегося мальчика, то крестьянских парней, ловящих рыбу, то косцов, расположившихся на берегу и совершающих свою нехитрую трапезу». Одним из шедевров пейзажной живописи Сороки по праву является и картина «Вид на усадьбу Островки с Большого острова», пропавшая на сто лет и обнаруженная специалистами только в 1998 году. До этого она была известна только по описанию. По чистой случайности ее нашли в одном из частных собраний, из которого она и попала в собрание Тверской картинной галереи.

Сергей БОЙЦОВ

Автор: Сергей БОЙЦОВ
136

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость