24 Октября 2017
$57.47
67.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 28.05.2012

Как сэкономить миллионы

Фотограф: Юрий Кокорин

Об оптимизации бюджетных расходов, которая поэтапно идет во всех регионах России, в последнее время заговорили много и разное. При этом ранее понятный и прозрачный термин «оптимизация» зазвучал как-то по-новому – иногда пугающе, иногда просто неопределенно.

Об оптимизации бюджетных расходов, которая поэтапно идет во всех регионах России, в последнее время заговорили много и разное. При этом ранее понятный и прозрачный термин «оптимизация» зазвучал как-то по-новому – иногда пугающе, иногда просто неопределенно. Существовавшая сама по себе система органов местного самоуправления теперь становится реальной площадкой для эффективного распределения бюджетных средств внутри каждого муниципального образования. Возможность высвободить дополнительные деньги и направить их на решение социальных или бытовых вопросов сейчас есть у тех, кто постепенно, но верно движется в этом направлении, выбирая для себя наиболее подходящий вариант экономии и дальнейшего распределения средств. В Тверском регионе процесс оптимизации уже смог доказать свою эффективность, главное, чтобы подход был грамотным. Каким образом и с какой целью реформируются общественные финансы, в интервью «ТЖ» рассказывает глава города Вышний Волочек Алексей ПАНТЮШКИН.

– Алексей Борисович, то, что сегодня необходимо оптимизировать расходы бюджета с целью повысить их эффективность, наверное, очевидно. Но если многим муниципальным образованиям еще только предстоит большая работа в этом направлении, то вы проводите ее довольно давно. Можно ли сказать, что под словом «оптимизация» понимается прежде всего сокращение чиновников? 
– Можно, но с одним важным дополнением: без ухудшения качества услуги населению.

– Оптимизация предполагает несколько путей: либо объединение поселений, либо передачу их полномочий на уровень района. Эту работу некоторые муниципальные образования, в том числе и Вышневолоцкий район, который вы тогда возглавляли, начали еще несколько лет назад. По какому пути пошли вы? 
– Мы пошли сразу двумя путями. Во-первых, укрупнили поселения: из 21 сельского округа сделали 15. Под сокращение попали самые малочисленные, где во всем округе проживает менее тысячи человек. Но при этом главным приоритетом реформы, безусловно, были и остаются интересы жителей. По протяженности Вышневолоцкий район очень большой, и там, где из-за объединения могли пострадать люди, мы не стали сокращать поселения, в частности Княщинское и Садовое, хотя в них население тоже меньше тысячи. Во-вторых, передали часть полномочий на уровень района.

– И за счет этого сократили число муниципальных служащих?
– Зачем держать такой штат работников в администрациях поселений, если там до
90 процентов собственных доходов тратится на их же заработную плату? И это в лучшем случае. Многим не хватает денег даже на зарплату, и они просят еще. Понятно, что при таком раскладе о решении проблем населения речи вообще не идет.

– Не случайно эксперты отмечают, что небольшие муниципальные образования исполняют только 3–5 функций из 33, определенных статьей 14 Федерального закона о местном самоуправлении. 
– А что они могут исполнить, если не в состоянии оплатить коммунальные услуги даже в здании своей администрации? Экономика четко дает понять: имеет смысл содержать органы местного самоуправления в сельских округах с численностью от 8 до 10 тысяч жителей. Тогда на чиновников уходит от 25 до 45% бюджетных средств. Еще более уверенно чувствуют себя муниципальные образования, где проживает более 10 тысяч человек, – в них на содержание местной власти тратится 15–25%. А теперь давайте посмотрим на штатное расписание администрации поселения, где живет меньше тысячи. Это глава, заместитель главы, финансист, казначей, бухгалтер, юрист, специалист военно-учетного стола и нотариус, так как по закону глава поселения производит все нотариальные действия, кроме наследственных функций, – оформляет справки, доверенности и т.д. Это я считаю по минимуму, обычно всех этих сотрудников, кроме, разумеется, главы и его зама, в администрации не по одному, а по два. Получается не меньше 10 человек. А чем, к примеру, занимается бухгалтер? Начисляет зарплату нескольким людям? Это вполне может делать централизованная бухгалтерия района.

– Но если все перечисленные полномочия были переданы на уровень района, значит, людям за каждой бумажкой пришлось ездить туда. Какая-то пессимистичная получается оптимизация, Алексей Борисович…
– Ничего подобного. Все востребованные услуги жители по-прежнему получают на местах. В администрациях мы оставили главу, его заместителя и одного специалиста военно-учетного стола. Остальных сократили, в том числе и нотариат, но печать при этом оставили у главы, чтобы он сам выполнял функции нотариуса, консультируясь в случае необходимости со специалистами районной администрации. От того, что остальные полномочия были переданы на районный уровень, население никак не пострадало. Напротив, только выиграло. В итоге содержание одного муниципального чиновника в Вышневолоцком районе составило 50% от среднего по области. Деньги, высвободившиеся после сокращения, были потрачены на нужды поселений – строительство мостовых переходов, открытие фельдшерско-акушерских пунктов и другое. Есть и еще один большой плюс. Располагая определенными средствами, поселения теперь могут участвовать в областных программах софинансирования, то есть получать к своим деньгам еще деньги и решать более серьезные проблемы – строить дороги, капитально ремонтировать социальные учреждения и пр.

– Судя по всему сказанному, в Вышневолоцком районе оптимизация бюджетных средств уже проведена. А теперь там, видимо, опять придется укрупнять и сокращать, и это уже может отрицательно сказаться на местных жителях. 
– Нет, не придется: район уже отчитывался на областной комиссии по оптимизации расходов муниципальных образований, где выстроенная схема была признана эффективной и не нуждающейся в дальнейшей корректировке.

– Алексей Борисович, есть еще такое мнение, что многие руководители территорий решили сократить служащих только в администрациях «низов», то есть муниципальных образований первого уровня, а выше все оставить как есть. Это так?
– Конечно, нет, оптимизация численности муниципальных служащих в аппаратах муниципальных районов и городских округов идет еще более активно, чем в поселениях.

– Каким образом? 
– Во-первых, за счет перевода некоторых специальностей из разряда муниципальных служащих, получающих различные надбавки, в бюджетную сферу. Например, бухгалтеров и юристов. Профессии недефицитные, не имеющие прямого отношения к муниципальному управлению, а потому нет смысла давать им привилегии. Руководителей отделов мы оставили муниципальными служащими, а в подчинении у них – бюджетные работники. Конечно, сразу результаты этой экономии будут практически не заметны, но впоследствии станут весьма ощутимыми, так как муниципальные пенсии выплачиваются из муниципального бюджета. Но один большой плюс можно отметить уже сейчас: с бюджетниками, в отличие от муниципальных служащих, можно заключать контракты, соответственно принимать молодежь на хорошую зарплату, тем самым пополняя структуру администрации молодыми перспективными управленцами. А у муниципалов зарплата зависит от стажевых выплат, различных надбавок, аттестаций и т.д. Таким образом, привлекательной она становится только через много лет, поэтому молодежь на муниципальную службу не идет.

– Но, наверное, помимо перевода служащих из разряда в разряд кого-то приходится и просто сокращать… 
– Да, в городе Вышний Волочек мы уже сократили 94 работника, а всего будет сокращено 130. Это как муниципальные, так и бюджетные служащие. Но здесь нужно сразу подчеркнуть, что под словом «бюджетные» не имеются в виду учителя, врачи, тренеры, руководители кружков… Из тех, кто работает непосредственно с людьми, под сокращение не попал ни один человек. Только чиновники, выполняющие дублирующие функции и полномочия в параллельных организациях или подразделениях. Патриотический клуб «Альтаир» и клуб «Патриот» – и тот, и другой финансируются из городского бюджета. Пусть они оба остаются, но работают в одной структуре, чтобы всю верхнюю надстройку можно было безболезненно убрать. По такому же принципу мы провели сокращение и в отделах администрации. Возьмем, к примеру, отдел муниципального заказа, где работают 4 сотрудника. А собственные доходы в городе, когда я пришел на должность главы, были равны зарплате с начислениями. И чего они, извините, сидят, если денег на муниципальный заказ нет и его соответственно никто не проводит? Значит, на данный момент достаточно одного человека, да и он, по моему мнению, необязательно муниципальный служащий, потому что эту функцию можно передать на аутсорсинг специализированной компании. В гороно было 26 бухгалтеров, правда, они вели все школы и детские сады. А зачем, если школы теперь имеют статус муниципальных бюджетных учреждений и в них свои бухгалтеры. Значительную часть бухгалтерии мы уже сократили, а на втором этапе, когда полностью компьютеризируем этот отдел, сократим еще. Бюджетные средства должны расходоваться не на поддержку существующей бюджетной сети, а на предоставление качественных услуг населению.

– Если из 26 бухгалтеров останется, условно говоря, 3–5, им все равно придется выполнять больший объем работы.
– Совершенно верно, задача оптимизации бюджетных средств не только сэкономить деньги, но и повысить производительность труда муниципальных и бюджетных служащих, чтобы они, как в Европе, работали не с 8 до 5, а на результат. Это возможно, но здесь необходимо выработать четкие критерии оценки их деятельности, четкие должностные инструкции, где эти критерии прописаны и т.д. И обязательно премировать лучших работников. Нужно внедрять современные методы управления, а не раздувать число чиновников. Для наглядности хочу привести пример: в советские времена в Вышнем Волочке были горком и два исполкома – городской и районный. Теперь горкома нет, а городская и районная администрации, по сути, те же исполкомы. Но работников в этих двух учреждениях в четыре раза больше, чем в прежних трех.

– А объединение города и района оптимизация не затрагивает? 
– Оптимизация бюджетных расходов, о которой мы с вами ведем речь, никакого отношения к этой теме не имеет. Вопрос объединения городского округа и района решается только через референдум. К слову, в Вышнем Волочке люди ни за что на это не пойдут, потому что жители района считают, что они живут лучше, а горожане – наоборот. Хотя некоторые точки соприкосновения все же есть: центральная районная больница, отдел внутренних дел… Что касается городского и районного отделов образования, то в перспективе их можно объединить, так как система образования почти полностью финансируется областным и федеральным бюджетами. Это относится и к другим подобным смежным структурам, из которых можно создать объединенные учреждения, сократив часть чиновников.

– Алексей Борисович, оптимизация бюджетных расходов предполагает разговор на языке цифр. Сколько составила экономия, полученная в результате сокращения 94 чиновников? 
– В целом по году – 12,5 млн. рублей. И это только на заработной плате, не считая расходов на содержание – мебель, компьютеры, бумагу, связь, отопление, уборку помещений и т.д. Сокращение 130 человек сэкономит городу 21 миллион. На эти деньги по сегодняшним ценам можно построить новую современную котельную мощностью 15 мегаватт, которая будет отапливать квартиры, где проживают 6,5 тысячи человек. Провести 14 Дней города. И так далее.

– И последний вопрос: не получится ли так, что главы муниципалитетов наэкономят денег, а область заберет всю экономию себе? Эти средства, конечно, тоже пойдут на решение социальных проблем населения, но населения всего региона, а не конкретно взятого муниципального образования, что последнему, сами понимаете, не очень интересно… 
– На последнем совещании глав муниципальных образований этот вопрос губернатору Андрею Шевелеву задавали. И он четко и однозначно ответил: «Все сэкономленные средства останутся внутри муниципалитетов».  

Автор: Татьяна СМЕЛКОВА
61

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость