03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Летопись28.05.2012

Мальчишки играли в Байдукова и Чкалова

Легендарный летчик воевал на Калининском фронте

Каждый школьник в СССР мог без запинки назвать фамилии членов экипажа самолета, совершившего перелет через Северный полюс в США: Чкалов, Байдуков, Беляков. Байдуков впоследствии воевал на Калининском фронте, и о нем наш рассказ.

Георгий Филиппович родился 26 мая 1907 года в Новосибирской области в семье железнодорожника, в детстве бродяжничал, потом был строительным рабочим. На правильный путь его наставила Красная Армия: в 1926 году Георгий окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем – Качинскую военную школу летчиков под Севастополем. Молодой пилот получил большой опыт, в том числе в отработке методов «слепых» полетов и посадок, будучи летчиком-испытателем в НИИ ВВС. 

В августе 1935 года в экипаже Героя Советского Союза №1 Сигизмунда Леваневского Байдуков участвовал в трансарктическом перелете на АНТ-25 из Москвы в Сан-Франциско, прерванном из-за технических неполадок. 

Под руководством Байдукова самолет идеально подготовили к новому полету, но не было командира экипажа. Долго уговаривали Валерия Чкалова, но тот сказал: «По всем данным не гожусь вам в партнеры – не умею летать вслепую, не знаю ни астрономической, ни радиотехнической навигации, а уж как говорить по азбуке Морзе на радиостанции, понятия не имею». С огромным трудом удалось убедить великого летчика, что штурманские обязанности ему выполнять не придется, и тот согласился.

И вдруг Сталин неожиданно заявил: «Сегодня нам нужен беспосадочный полет из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке». 20–22 июля 1936 года экипаж Чкалова, Байдукова и Белякова совершил на АНТ-25 дальний беспосадочный перелет Москва – Северный Ледовитый океан – Петропавловск-на-Камчатке – остров Удд (Дальний Восток), преодолев 9374 км за 56 часов 20 минут. 

Байдуков вспоминал: «Перевыполнив правительственное задание, мы все же не смогли преодолеть сильного обледенения, которому подвергся наш самолет в мощном и обширном циклоне над Охотским морем. Чкалов сумел посадить огромный воздушный корабль на клочке земли по размерам значительно меньше, чем требуется для нормального приземления АНТ-25. Мы сели в заливе Счастья, на острове Удд (ныне остров Чкалов), вблизи Николаевска-на-Амуре... 2 августа 1936 г. мы, сопровождаемые жителями островов Удд и Лангр, стартовали и произвели посадку в Хабаровске. Затем для встречи с советскими людьми мы садились в Чите, Красноярске, Омске. Везде нас принимали радостно и восторженно. 

10 августа наш АНТ-25 в сопровождении эскорта из 12 самолетов, сделав круг над Москвой, произвел посадку в Щелково, где нас встретили И.В. Сталин, Г.К. Орджоникидзе и К.Е. Ворошилов. Они обнимали и целовали нас. После митинга выехали в Москву на прием в Кремле». 
24 июля 1936 года капитан Георгий Филиппович Байдуков был удостоен звания Героя Советского Союза.

18–20 июня 1937 года он в качестве второго пилота вместе с Чкаловым и Беляковым совершил на АНТ-25 дальний перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер, приземлившись на аэродроме близ Портленда, штат Вашингтон, и преодолев 8504 км за 63 часа 25 минут. Наградой за перелет стал орден Красного Знамени. 

Затем в биографии Байдукова были испытания серийных бомбардировщиков СБ, Пе-2, ДБ-А. На последнем он установил мировой авиационный рекорд скорости полета на 2000-километровом замкнутом маршруте с грузом 5000 кг. 

В войне с финнами Георгий Филиппович командовал 85-м авиаполком особого назначения. После ее окончания вернулся на испытательную работу. 

Но началась Великая Отечественная война, и в августе-декабре 1941 года вместе с Героем Советского Союза тверитянином Михаилом Громовым полковник Байдуков находился в командировке в США по вопросу приобретения американских самолетов. 

На фронт он попал в январе 1942 года, был заместителем командира 31-й смешанной авиадивизии на Калининском фронте у Конева, командующим ВВС 4-й ударной армии Еременко, командиром 212-й штурмовой авиадивизии. 

Через много лет Байдуков рассказывал поэту и летчику Феликсу Чуеву: «Генштаб и Ставка одумались, расформировали ВВС армий и стали создавать дивизии. Трагическая, кошмарная обстановка была… Каждый день меня «расстреливал» Конев за то, что я танки не отражаю. Я Конева в душе уважаю. Он грубоватый, как топор, может врезать палкой, но довольно быстро отходил, когда понимал, что не прав. Как он меня распекал! «Это что же вы делаете? Вы чем командуете? Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если «эрэсом» по танку даст, танк переворачивается!» – «Товарищ командующий, я просил всех командармов, кто какую новинку получит, особенно танки немецкие, доставлять мне на полигон, чтобы я мальчишек приучал, и мы сами бы понимали, что за штуковина и как ее раскусить». Как же он меня пушил: «Хоть ты и национальный герой, но я тебе спуску не дам!» У него было такое представление, что Ил-2 – идеальный самолет, и как только появится, от его выстрелов, от «эрэсов» все летит. Но ничего подобного. Может гусеницу разорвать, если попадет в слабое место, вмятину хорошую сделать. Вот когда на нем противотанковые бомбы появились, ПТАБы, другое дело». 

Особая нагрузка легла на 212-ю штурмовую авиадивизию в Ржевской битве. Друг Байдукова, журналист Лазарь Бронтман, а в ту пору начальник информационного отдела газеты «Правда», в недавно изданном фронтовом дневнике писал: 

«1942 год... 28 декабря. Сегодня был у Байдукова... Просидели часов до 2 ночи… Внешне Байдуков изменился. Раньше он всегда выглядел очень моложаво. Сейчас он – своих лет. Потяжелел, обрюзг. Одет в военную форму, на груди – ордена. Знаки полковника. 
– Что же, не представляют тебя к генералу?
– Нет, рано. Да и что я – я ведь гражданский человек, летчик-испытатель, пошел на войну по долгу гражданина. Кончится баталия – опять уйду на завод.
О войне он говорил много и откровенно. О промахах наших под Ржевом, о потерях, о недооценке противника. Искренне восхищался работой штурмовиков. Ласково, но язвительно отзывался о Громове – хорошем летчике, но никаком начальнике...»

1 мая 1943 года 212-я штурмовая авиадивизия генерал-майора Байдукова была преобразована в 4-ю гвардейскую, перебазировалась на юг и вошла в состав 5-й воздушной армии. Из дневника Бронтмана времен Курской битвы:

«1943 год... 20 августа... 
Я поехал к Байдукову в дивизию. Выглядит Егор хорошо, моложаво, одежда не генеральская, а обычная, за исключением погон. Держится просто, но резко. Очень обрадовался, много расспрашивал про Москву, про друзей, про дела и новости. Хотя воюет уже два года, но чувствует себя по-прежнему летчиком-испытателем... Много и интересно рассказывал. Его люди бомбили под Харьковом, под Полтавой, Богодуховом, Грайвороном, Ахтыркой, Ковягами... Сам Егор много времени, особенно в период прорыва, пробыл на переднем крае, руководя на месте, по радио».

С января 1944 года Байдуков командовал 4-м штурмовым авиакорпусом, отличившимся в боях за Бобруйск, в разгроме барановичской группировки противника, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера. 

После войны он был начальником Главного управления Гражданского воздушного флота СССР, заместителем начальника НИИ ВВС по летной части, 1-м заместителем начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике, начальником 4-го Главного управления Министерства обороны СССР (системы противовоздушной и воздушно-космической обороны). 9 мая 1961 года ему было присвоено звание генерал-полковника авиации. Георгий Филиппович скончался 28 декабря 1994 года. Он был награжден наибольшим числом орденов СССР – двадцатью двумя, больше, чем Брежнев. Его имя носит остров в Охотском море, улицы в Москве, Екатеринбурге, Витебске, Могилеве и Донецке, пик в Дагестане. 

У нас есть повод и обязанность чтить знаменитого летчика как защитника тверской земли, умело командовавшего здесь в войну штурмовой авиационной дивизией. 

Автор: Вячеслав Воробьев, профессор Государственной академии славянской культуры
101

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию