23 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 24.05.2012

Жизнь замечательных книг

В Твери на педагогическом факультете ТвГУ состоялась IX Международная конференция «Детская литература и воспитание». Как отметила председатель оргкомитета конференции, заведующая кафедрой теологии доцент Светлана Горшкова, конференция «Детская литература и воспитание» в ряду многих событий подобного рода занимает особое место.

Спасает сказка от невзгод. Пускай тебя она спасет. 
Льюис Кэрролл 

Как отметила председатель оргкомитета конференции, заведующая кафедрой теологии доцент Светлана Горшкова, конференция «Детская литература и воспитание» в ряду многих событий подобного рода занимает особое место. И на этот раз, как всегда, она характеризовалась широким международным участием. Гости приехали из США, Китая, Германии, Франции. А еще конференция замечательна тем, что объединяет людей разных профессий и разного возраста, представляет и науку, и практику. В обсуждении тем принимали участие преподаватели вузов, аспиранты, студенты, научные работники, сотрудники библиотек, учителя общеобразовательных и художественной школ, воспитатели детских садов, практикующие психологи, школьники и просто читатели, интересующиеся проблемами развития детской литературы.

– Все мы были детьми, читали книги и, становясь родителями, читаем любимое с детства уже своим детям. Есть много факторов, которые нас разъединяют, – религиозные, политические, имущественные. А тех, что объединяют, в общем-то не так много, и среди них – обозначенные темой конференции. Детская литература не имеет границ, потому что лучшие ее образцы принадлежат всему человечеству – сказки, и классические, и авторские, любят во всех странах. 

Конференция занимает особое положение, потому что, давно выйдя за рамки сугубо профессионального обсуждения, она переросла в форум. Для ее организаторов важен взгляд с разных сторон, они стараются на одной площадке объединить учителей и психологов, писателей и критиков, издателей и ученых. Трудно переоценить влияние форума на формирование профессионализма будущих педагогов. Студенты получают опыт общения с самыми известными учеными в этой сфере, исследователями творчества авторов и разных исторических периодов развития детской литературы.

«КОМУ НУЖНЫ КНИЖКИ БЕЗ КАРТИНОК ИЛИ ХОТЬ СТИШКОВ, НЕ ПОНИМАЮ!» – ДУМАЛА АЛИСА.
Темы, которые были выбраны гостями конференции для своих докладов на пленарном заседании, неожиданно оказались созвучны – их объединяют вопросы истории.

Ольга Левченкова, доцент кафедры истории русской литературы XX–XXI веков филологического факультета МГУ, выступила с докладом «Художественно-историческая литература для детей и подростков конца ХХ–начала ХХI веков». 

Профессор из Пенсильвании Патриция Стюарт рассказала о творчестве американской писательницы и художницы Лоис Ленски и ее книге «Индейский пленник: история Мэри Джэмисон», главная героиня которой жила пленницей в племени северо­американских индейцев. Книга основана на реальных событиях и богата иллюстративным материалом, весьма точно отражающим быт и обычаи индейцев. В докладе были затронуты проблемы точности в описании исторических деталей.
«Исторические и современные тенденции развития немецкой детской литературы» – тема доклада Елены Пулич, исследователя из Германии.

Уже в первых выступлениях конференции были обозначены общие для многих стран проблемы. Во-первых, это интерес к теме истории и трудности с ее освещением. Во-вторых, иллюстрирование детской литературы, напрямую связанное с финансовой стороной. Детские книги в этом отношении оказались в проигрыше по сравнению с изданиями прошлого века. Особенно жаль, когда рассчитанная на детей предподросткового возраста книга бедно оформлена. Беспокоит и качество иллюстраций. 

Но особенное внимание – к тому, как развивать интерес к чтению. Хотя, как считает Светлана Горшкова, проблема заключается не в том, читают дети или нет, а в том, что читают. Это во многом зависит от взрослых, которые вводят ребенка в мир книг, – родителей и учителей. Она уверена, что катастрофы нет. Дети читают, есть хорошие писатели и новые хорошие произведения. За границей ситуация с чтением не отличается от российской. Правда, там есть премии по детской литературе, молодым писателям легче создавать произведения, а книги доступнее для читателей.

– НУ, УЖ ЭТО СЛИШКОМ! – ЗАКРИЧАЛ ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ СЕРДИТО. – ТЫ ПОДСЛУШИВАЛА ПОД ДВЕРЬЮ... А НЕ ТО ОТКУДА БЫ ТЕБЕ ОБ ЭТОМ ЗНАТЬ! 

– НЕТ, Я НЕ ПОДСЛУШИВАЛА, – ВОЗРАЗИЛА АЛИСА. – Я УЗНАЛА ОБ ЭТОМ ИЗ КНИЖКИ. 

– А-А, НУ, В КНИЖКЕ ПРО ЭТО МОГЛИ НАПИСАТЬ, – СМЯГЧИЛСЯ ШАЛТАЙ.

Доклад, который открыл пленарное заседание, был посвящен истории исторического романа. Этот жанр сформировался не так давно. Его родоначальником на Западе был Вальтер Скотт, а русская историческая романистика начала свое развитие с «Капитанской дочки» Пушкина. Весь XIX век проходило формирование жанра, а в начале XX века начинает создаваться классический исторический роман. Поскольку его главными составляющими являются информативность и опора на реальные факты истории, они порой даже заменяли учебники истории.

Другой особенностью следует считать высокий уровень исторического обобщения в сочетании с занимательностью. Важной составляющей русской исторической романистики является также дидактика. Отношение к вопросам истории в разные времена были разными, но все романисты едины в одном: художественные произведения исторической тематики должны воспитывать в обществе патриотизм. 

Все эти особенности исторической романистики – дидактика, высокий художественный уровень, информативность – соответствуют требованиям детской и юношеской литературы. Поэтому наиболее значительные явления исторической литературы для взрослого читателя постепенно проникают и в круг детского чтения. 

В последнее время наметились три тенденции в детской исторической романистике. Во-первых, создание биографий известных исторических деятелей. Наиболее ярким примером служит творчество Валерия Воскобойникова, который создает ряд беллетризированных биографий, объединенных в серию «Жизнь замечательных детей». Успех проекта объясняется тем, что в этих биографиях акцент делается на воспроизведении детских лет персонажа истории. 
Другой тенденцией становится объективное историческое повествование о какой-либо эпохе, но в отличие от традиции изображения героев эпохи здесь центральной фигурой становится второстепенное действующее лицо, и, таким образом, основная нагрузка ложится на вымышленных персонажей. 

Вспомнив популярный жанр научной фантастики (которая, будучи далеко не всегда научной, являлась альтернативной школой морали и нравственности), Ольга Левченкова отметила, что в последнее время появляются новые виды литературы, например, в результате соединения исторического романа и антиутопии.

Ольга Святославовна сделала краткий обзор современной исторической прозы, рассказала о специ­фике воздействия его на читателя, указала на стремление авторов не потерять читателя, привить интерес к далекому прошлому, вырастить патриотов. Сегодня, считает она, функцию патриотического воспитания в основном выполняет именно литература.

«КАК ИНТЕРЕСНО! – ПОДУМАЛА АЛИСА. – А ЕСЛИ ВОЙТИ – НАВЕРНО, БУДЕТ ЕЩЕ ИНТЕРЕСНЕЙ».

Очень любопытным был и прочитанный на пленарном заседании доклад «Вкусовые предпочтения детей 10–17 лет в области литературы и изобразительного искусства» Эсфири Гуткиной, старшего научного сотрудника Института художественного образования РАО (Москва). Эсфирь Иосифовна сообщила об итогах исследования, которое в течение трех лет проводил институт. В нем участвовали московские и тверские школьники 4–10-х классов, методика проста и эффективна: детям предлагались произведения литературы и изобразительного искусства, близкие по теме, но отличающиеся стилем и художественным качеством. Детям надо было указать то, что им нравится, и обосновать свой выбор. 

Это может показаться странным, но главным индикатором стихотворения или картины был покой. Дети остро чувствуют гармонию, и ни одно произведение не могло конкурировать с тем, в котором, как объясняли дети, «есть покой». Именно по этому показателю, как объяснили они, была среди других, тоже замечательных творений, выбрана «Мадонна» Рафаэля. Еще один индикатор – свобода. Детей очень воодушевляло стихотворение Пушкина «Поэт, не дорожи любовию народа». «Это хорошее стихотворение, потому что – о свободе». 

Счастье – еще один индикатор. Дети отдают предпочтение не тому прекрасному, что еще только предстоит, а тому, что уже есть. Может быть, поэтому им не нравится грустное. Анализируя, какое произведение изобразительного искусства чаще всего выбирается, можно заметить, что в первую очередь детей интересует цвет и прорисованность мелких деталей, а размытость и изысканность не нравятся. 

По результатам исследования ученые сделали вывод, что высокий эстетический вкус проявили 45 процентов детей. Это очень хороший показатель. 

На следующий день Эсфирь Иосифовна провела семинар для учителей «Применение проблемного метода в работе с биографией поэта в средних и старших классах», а затем – открытый урок для учителей. 

– АХ, ЛИЛИЯ, – СКАЗАЛА АЛИСА, ГЛЯДЯ НА ТИГРОВУЮ ЛИЛИЮ, ЛЕГОНЬКО ПОКАЧИВАЮЩУЮСЯ НА ВЕТРУ. – КАК ЖАЛКО, ЧТО ВЫ НЕ УМЕЕТЕ ГОВОРИТЬ! 
– ГОВОРИТЬ-ТО МЫ УМЕЕМ, – ОТВЕТИЛА ЛИЛИЯ. – БЫЛО БЫ С КЕМ! 

Как уже было отмечено, на конференции не только гостями, но и полноправными участниками были дети, в основном ученики школ №№14, 37, 38, 50. По их просьбам был организован круглый стол «Моя любимая книжка». Школьники рассказывали о своих любимых книгах, о том, почему им понравилось то или иное произведение, давали советы, что почитать. Жанровое разнообразие «любимой книги» большое – здесь и научная фантастика, и антиутопия, и историческая проза, и классика. Выяснилось, что наряду с исторической тематикой наибольший интерес вызывают книги о природе и о животных. Ребята высказали сожаление, что так мало современных книг этой тематики.

Затронули на круглом столе и тему экранизации книг, а некоторые ребята даже прочитали стихотворения собственного сочинения. В целом на круглом столе царила веселая, живая атмосфера. Дети охотно задавали вопросы, делились своими литературными знаниями, даже шутили. 

Завершился круглый стол чаепитием и выставкой игрушечных и декоративных медведей, основанной на частной коллекции Светланы Горшковой.

Показательно, что самым первым в ряду множества мероприятий, проходивших в течение двух дней на разных площадках, была презентация рукописных детских журналов в исполнении студентов педагогического факультета. Некоторые из них, без сомнения, интереснее и содержательнее издающихся большими тиражами. Работы оценивало детское жюри, сформированное из «своих» ребят – школьников, которые, приняв участие в олимпиаде «Пасха в русской культуре», стали приходить на кафедру теологии, чтобы участвовать в различных встречах. После того как были выявлены победители в конкурсе студенческих проектов «Детский журнал», работа продолжилась по секциям. Их названия свидетельствуют о неисчерпаемости темы: «Учебная книга (хрестоматия, книга для чтения, учебник, методические рекомендации): прошлое и настоящее», «Детская литература в современном мире», «Интерпретационный подход к литературному чтению как средство воспитания», «Изобразительное искусство и литература», «Природоведческая литература в круге детского чтения», «Детский мир и культура родного края», «Мировая художественная словесность в круге детского чтения».

Педагогический факультет ТвГУ продолжит добрые научные традиции, в следующем году конференция «Детская литература и воспитание» пройдет уже в юбилейный, десятый раз.
Автор: Мария СПИРИДОНОВА
303

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость