20 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 23.05.2012

Вот и встретились два одиночества

Фотограф: Ильдар Аюпов

В тверском ДК «Металлист» Лия Ахеджакова и Михаил Жигалов сыграли спектакль по пьесе Николая Коляды «Персидская сирень». Этой встречи с замечательным актерским дуэтом ждали, быть может, больше, чем любую другую антрепризную постановку.

 В тверском ДК «Металлист» Лия Ахеджакова и Михаил Жигалов сыграли спектакль по пьесе Николая Коляды «Персидская сирень». Этой встречи с замечательным актерским дуэтом ждали, быть может, больше, чем любую другую антрепризную постановку, потому что встречи такие случаются не так часто. Ждали не только встречи с любимыми артистами, ждали встречи с удивительно грустной и одновременно смешной историей о двух одиноких людях, пришедших в почтовое отделение. 

Драматург Николай Коляда написал для Лии Ахеджаковой несколько пьес, в том числе «Старосветскую любовь» по Гоголю, где она играет с Богданом Ступкой. Самой же первой и известной пьесой стала «Персидская сирень», лиричная и смешная повесть о человеческом одиночестве, которое, как известно, легче переносить вдвоем. Этот спектакль был поставлен режиссером Борисом Мильграмом в 1996 году, и, как призналась Лия Ахеджакова, никто никогда не думал, что у этой работы окажется такое богатое будущее. «Персидскую сирень» артисты играют не только в городах России, но и за границей, и везде публика аплодирует дуэту стоя. Зрительский успех пьесы, наверное, был запрограммирован самой историей, которую рассказывают со сцены драматург и исполнители.

Более того, Николай Коляда говорил, что для Ахеджаковой он пишет так, как для любимого музыкального инструмента, зная, как в исполнении актрисы прозвучит та или иная фраза. По мнению критиков, это даже не антреприза какая-то — просто актерам захотелось поиграть вдвоем. В одном из интервью Лия Ахеджакова говорила о том, что «Коляда изобрел свой язык, абсолютно адекватно выражающий наше время. Он идет от какой-то невозможной теплоты по отношению к любимому, дорогому, не разделенному со своей судьбой уродству. Это особый театр — душераздирающий, пронзительный, русский театр с невероятным уважением к тому, кто в русской литературе назывался маленьким человеком. Но в пьесах Коляды нет ощущения, что он описывает маленьких людей, он описывает тех, кто живет рядом с ним. Более того — это и моя среда тоже… Я живу в таком же доме, среди таких же людей». 

«Персидскую сирень» тверские театралы уже видели, этот спектакль был впервые сыгран в областном центре в конце 1990-х годов. За время, прошедшее с той первой встречи, кажется, ничего в постановке не изменилось – те же декорации, те же костюмы, тот же текст и та же самая великолепная актерская игра. Художник Алла Коженкова вынесла на сцену часть почтового отделения, на площадке - абонентские ящики. Сюда приходят Он и Она, два человека, уставших от своего одиночества и пытающихся найти свое счастье, отвечая на объявления о знакомстве. Как только артисты появляются на сцене, происходит удивительный эффект узнавания. Особенно это касается, конечно, Лии Ахеджаковой, каждая интонация которой знакома до мельчайших деталей в том числе благодаря фильмам с ее участием. За эту узнаваемость можно много чего отдать, и публика не жалеет ни аплодисментов, ни душевных движений, сопереживая героине, проникаясь ее проблемами, чаяниями и надеждами. Михаил Жигалов строит свою роль, используя крупные мазки, эффектные жесты и, как и его партнерша, тонкие психологические мотивировки. 

Она приходит на почту, чтобы одним глазком посмотреть, кто же откликнулся на ее брачное объявление. Действие происходит в обеденный перерыв. На почте кроме Его и Ее больше никого нет. На ящиках висит объявление: «Перерыв с один до два», вообще это период безвременья, время как будто бы остановилось, что и позволяет персонажам открыть друг другу душу. 

Коллизия строится на курьезном в общем-то моменте: герой Михаила Жигалова, сам не решаясь участвовать в переписке, читает письма, приходящие к его более решительному соседу, всего и надо – подобрать к ящику ключик. Он уносит письма домой, распечатывает их над паром, а до этого тщательно обнюхивает конверты, пахнущие такими знакомыми по той, прежней советской жизни ароматами – «Красной Москвой», «8 Марта» и «Персидской сиренью», конечно. Следя за немудреными диалогами, зритель проникается, он то хихикает, когда героиня неустанно твердит о магнитном дне, а герой ей отвечает «Такие нагрузки. А все без закуски», то смахивает слезу, навернувшуюся на глаза. Ведь, оказывается, всю жизнь они прожили в одном доме, а встретились только сейчас.

Артисты играют одиноких и по большому счету несчастливых людей, но их герои, несмотря ни на что, не утратили способности слушать и понимать друг друга, не утратили способности любить. Их известная нелепость становится лишь поводом для импровизаций и смешных словесных пикировок, а незадачливость персонажей так мила и непосредственна, что не проникнуться симпатией к этим людям «за пятьдесят» просто невозможно. 

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
28

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость