05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура23.05.2012

Вот и встретились два одиночества

Фотограф: Ильдар Аюпов

В тверском ДК «Металлист» Лия Ахеджакова и Михаил Жигалов сыграли спектакль по пьесе Николая Коляды «Персидская сирень». Этой встречи с замечательным актерским дуэтом ждали, быть может, больше, чем любую другую антрепризную постановку.

 В тверском ДК «Металлист» Лия Ахеджакова и Михаил Жигалов сыграли спектакль по пьесе Николая Коляды «Персидская сирень». Этой встречи с замечательным актерским дуэтом ждали, быть может, больше, чем любую другую антрепризную постановку, потому что встречи такие случаются не так часто. Ждали не только встречи с любимыми артистами, ждали встречи с удивительно грустной и одновременно смешной историей о двух одиноких людях, пришедших в почтовое отделение. 

Драматург Николай Коляда написал для Лии Ахеджаковой несколько пьес, в том числе «Старосветскую любовь» по Гоголю, где она играет с Богданом Ступкой. Самой же первой и известной пьесой стала «Персидская сирень», лиричная и смешная повесть о человеческом одиночестве, которое, как известно, легче переносить вдвоем. Этот спектакль был поставлен режиссером Борисом Мильграмом в 1996 году, и, как призналась Лия Ахеджакова, никто никогда не думал, что у этой работы окажется такое богатое будущее. «Персидскую сирень» артисты играют не только в городах России, но и за границей, и везде публика аплодирует дуэту стоя. Зрительский успех пьесы, наверное, был запрограммирован самой историей, которую рассказывают со сцены драматург и исполнители.

Более того, Николай Коляда говорил, что для Ахеджаковой он пишет так, как для любимого музыкального инструмента, зная, как в исполнении актрисы прозвучит та или иная фраза. По мнению критиков, это даже не антреприза какая-то — просто актерам захотелось поиграть вдвоем. В одном из интервью Лия Ахеджакова говорила о том, что «Коляда изобрел свой язык, абсолютно адекватно выражающий наше время. Он идет от какой-то невозможной теплоты по отношению к любимому, дорогому, не разделенному со своей судьбой уродству. Это особый театр — душераздирающий, пронзительный, русский театр с невероятным уважением к тому, кто в русской литературе назывался маленьким человеком. Но в пьесах Коляды нет ощущения, что он описывает маленьких людей, он описывает тех, кто живет рядом с ним. Более того — это и моя среда тоже… Я живу в таком же доме, среди таких же людей». 

«Персидскую сирень» тверские театралы уже видели, этот спектакль был впервые сыгран в областном центре в конце 1990-х годов. За время, прошедшее с той первой встречи, кажется, ничего в постановке не изменилось – те же декорации, те же костюмы, тот же текст и та же самая великолепная актерская игра. Художник Алла Коженкова вынесла на сцену часть почтового отделения, на площадке - абонентские ящики. Сюда приходят Он и Она, два человека, уставших от своего одиночества и пытающихся найти свое счастье, отвечая на объявления о знакомстве. Как только артисты появляются на сцене, происходит удивительный эффект узнавания. Особенно это касается, конечно, Лии Ахеджаковой, каждая интонация которой знакома до мельчайших деталей в том числе благодаря фильмам с ее участием. За эту узнаваемость можно много чего отдать, и публика не жалеет ни аплодисментов, ни душевных движений, сопереживая героине, проникаясь ее проблемами, чаяниями и надеждами. Михаил Жигалов строит свою роль, используя крупные мазки, эффектные жесты и, как и его партнерша, тонкие психологические мотивировки. 

Она приходит на почту, чтобы одним глазком посмотреть, кто же откликнулся на ее брачное объявление. Действие происходит в обеденный перерыв. На почте кроме Его и Ее больше никого нет. На ящиках висит объявление: «Перерыв с один до два», вообще это период безвременья, время как будто бы остановилось, что и позволяет персонажам открыть друг другу душу. 

Коллизия строится на курьезном в общем-то моменте: герой Михаила Жигалова, сам не решаясь участвовать в переписке, читает письма, приходящие к его более решительному соседу, всего и надо – подобрать к ящику ключик. Он уносит письма домой, распечатывает их над паром, а до этого тщательно обнюхивает конверты, пахнущие такими знакомыми по той, прежней советской жизни ароматами – «Красной Москвой», «8 Марта» и «Персидской сиренью», конечно. Следя за немудреными диалогами, зритель проникается, он то хихикает, когда героиня неустанно твердит о магнитном дне, а герой ей отвечает «Такие нагрузки. А все без закуски», то смахивает слезу, навернувшуюся на глаза. Ведь, оказывается, всю жизнь они прожили в одном доме, а встретились только сейчас.

Артисты играют одиноких и по большому счету несчастливых людей, но их герои, несмотря ни на что, не утратили способности слушать и понимать друг друга, не утратили способности любить. Их известная нелепость становится лишь поводом для импровизаций и смешных словесных пикировок, а незадачливость персонажей так мила и непосредственна, что не проникнуться симпатией к этим людям «за пятьдесят» просто невозможно. 

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
17

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию