24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура18.05.2012

Выставка на троих

Фотограф: Ольга Моисеева

В музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной при поддержке комитета по делам культуры региона и областного Дома народного творчества открылась выставка Владимира Варламова, Анатолия Николаева и Виктора Усачева.

В музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной при поддержке комитета по делам культуры региона и областного Дома народного творчества открылась выставка Владимира Варламова, Анатолия Николаева и Виктора Усачева. Названная безо всяких затей «Живопись и графика», экспозиция четко определяет направление творческих исканий художников.

И Владимир Варламов, и Анатолий Николаев, и Виктор Усачев пришли в искусство разными путями. Объединяет их прежде всего дружба, которая зародилась в годы учебы в изостудии при ДК «Химволокно» у известного тверского живописца Бориса Запрудного. На вернисаже этот период жизни с особым чувством вспоминали не только авторы выставленных работ, но и многочисленные гости, которые в своих выступлениях отмечали, что Варламов, Николаев и Усачев всей своей творческой судьбой показали преданность идеалам и принципам, заложенным в юности. Да, они не получили профессионального художественного образования, они числятся почему-то по ведомству любительского творчества, но называть их самодеятельными авторами язык не поворачивается. Да и какие они любители, если Владимир Максимович Варламов работал художником в тверских периодических изданиях, был главным художником на Тверьстекле, он автор иллюстраций к более тридцати книгам; Виктор Федорович Усачев, начавший писать достаточно поздно – в 21 год он впервые купил краски и в свои 74 года не расстается с ними и активно работает; Анатолий Михайлович Николаев известен как художник-оформитель, портретист, автор интересных пейзажей. На троих они собрали более ста произведений – все они плотно развешаны в большом зале музейно-выставочного центра.

Слева на стене – графика Владимира Варламова, изящная, легкая, парящая. Глаз сразу же останавливается на его пушкинском цикле, из которого в экспозицию вошло несколько листов, посвященных Малинникам и Старице. Торжок хоть формально вроде бы не входит в серию «Пушкинские места», но поневоле новоторжские вещи относишь именно к ней. Эффект в них достигается не только лаконичностью линий и отсутствием каких-то излишеств. Легким движением пальца художник «размазывает» только что нарисованных голубей, взмывающих в небо, чем и придает всей композиции движение и известную лихость. Как заядлый любитель попариться, Варламов, конечно, рисует и баню на Советской, а как человек с чувством юмора – «Зимний вечер на Тверском». Главным героем этого листа стал не без иронии исполненный постовой, следящий за дорожным движением: этакий почти мультяшный богатырь в огромных шубе, валенках и варежках, с одной из которых небрежно свисает свисток.

Такое оптимистическое восприятие жизни в живописных работах его коллег усиливается многократно: буйство красок, насыщенность, обращение к истокам, внимание к деталям – все это относится и к произведениям Анатолия Николаева, и к холстам Виктора Усачева. Виктор Федорович, например, как и всякий художник, имеет обыкновение возвращаться к написанным когда-то мотивам. Так, соседями оказываются «Дубы Твери» и «Тверские дубы». Разница между ними – десять лет, одна картина написана в 1992-м, вторая – в нынешнем году. Живописец фиксирует, что в районе первой городской больницы за это время дубов стало значительно меньше. Очень интересно в связи с хронологией следить, как со временем меняется манера художника. Некоторая скупость изобразительно-выразительных средств в его ранних работах меняется щедростью – мазки становятся мощнее, а цвет насыщеннее.

Следуя за своими предшественниками-реалистами, и Виктор Усачев, и Анатолий Николаев пишут то, что сердцу ближе всего, – среднерусскую природу, они, может быть, преображают ее, показывают ее лучше и красивее, чем она есть на самом деле. Но это потому, что так наряднее и приятнее. Весенние разливы рек, покосившиеся сараи, деревенские виды Анатолия Николаева вызывают в памяти классические образцы русской пейзажной живописи, в русле которой он, собственно, и работает.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
106

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Пожар в Детской областной клинической больнице в Твери обошелся без жертв
Возгорание произошло в первом часу ночи, 24 февраля. Огнем занялась кровля детской областной больницы, что на улице Степана Разина в столице Верхневолжья. Слава Богу, никто из детей и персонала не пострадал.
24.02.201713:34
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию