26 Апреля 2017
$55.85
60.79
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура18.05.2012

Вспоминая об Академичке

Фотограф: Наталья Зимина

В городском музейно-выставочном центре работает выставка «Академичка – Тверь 2012», имеющая подзаголовок «Современный русский реализм». Это, конечно, не вся панорама реализма в живописи, который, как писал Константин Коровин, «…имеет нескончаемые изгибы», но безусловно очень значительная его часть.

В городском музейно-выставочном центре работает выставка «Академичка – Тверь 2012», имеющая подзаголовок «Современный русский реализм». Это, конечно, не вся панорама реализма в живописи, который, как писал Константин Коровин, «…имеет нескончаемые изгибы», но безусловно очень значительная его часть.

В трех помещениях Большого выставочного зала выставлены живописные работы, созданные в разное время в Доме творчества «Академическая дача имени Репина», более известном не только в художественных кругах как просто Академичка. Это «не только», впрочем, как посетовал один из инициаторов выставки Владимир Литвинов, сейчас представляет собой определенную проблему: по его словам, «Академичка практически превратилась в пансионат». И собственно Академическая дача, и окрестные деревни пользуются большой популярностью не только у художников, но и у любителей отдыха на природе. Людей трудно винить в пристрастности к этим местам, но они вольно или невольно нарушают столь важное для художников уединение, а иногда и портят окрестные ландшафты. Свою лепту вносят и власти: весьма эффектная плотина на реке Мсте, часть знаменитой Вышневолоцкой водной системы, сейчас огораживается уродливым забором, уже уничтожено несколько живописных исторических мостиков.

Владимир Литвинов, впрочем, заметил, что для художников внешняя живописность – далеко не главное: «Мы не ищем сюжеты, мы ищем настроения». Собственно, именно эти настроения, а не только эффектный мыс, озерные панорамы и крепкий, хотя и заброшенный дом смотрителя увидел здесь меценат Василий Кокорев, когда более ста лет назад искал место для Владимиро-Мариинского приюта – так первоначально именовался будущий Дом творчества. С тех пор здесь бывали многие. Сиживал на скамейке под березой Репин, устраивал водные баталии на озере Мстино Куинджи. После Великой Отечественной здесь обосновалась целая плеяда художников, для которых берега озера Мстино стали вторым домом и «краем вдохновения». Сейчас многие из них – безусловная классика и золотой фонд советского изобразительного искусства: Сидоров, Кугач, братья Ткачевы… Здесь формировалась и оттачивалась и современная тверская школа живописи: Морозов, Солодов, Шумилов… Собственно, Владимир Литвинов организовал эту выставку в том числе и для того, чтобы напомнить всем: Академичка жива. Более того – пусть она сейчас и переживает не самые лучшие времена, но по законам диалектики за упадком обязательно последует период расцвета.

Живые классики сейчас обитают в окрестностях Академички по берегам Мсты и озера Мстино – купили или построили дома, чтобы не расставаться с ландшафтами и «гением места». Рассказывают, что уроженцы Москвы и Питера расположились на разных берегах озера – и здесь продолжается извечное противостояние двух столиц. И в этой экс­позиции они расположились в двух залах – по-соседству, но и по отдельности. В одном московская школа – творческое объединение «Москворечье», которое сейчас возглавляет член большой творческой династии Михаил Кугач. Московская школа «современных передвижников», как говорят, «берет не цветом, а тоном». В питерском зале задает тон размашистая живопись сына академика Анатолия Левитина Андрея. Академичке вообще свойственно порождать династии, а также возвращать в искусство тех, кто о нем и думать забыл. Жена Андрея Левитина – Людмила Сташкевич рассказала, что бросила живопись, когда почувствовала тоскливое «отвращение к процессу», и на Академичке просто была при муже и детях. Наблюдала. Потом после долгого перерыва взяла в руки кисть. И поняла, что живопись – это праздник. Берега озера Мстино примирил первый зал, где сошлись работы самых разных художников. В том числе Николая Литвинова, а также его друга и учителя Александра Дубова, которому в этом году исполнилось бы семьдесят лет. К этой дате будет приурочена персональная выставка, которую мы надеемся увидеть уже в следующем выставочном сезоне.

Общее «академическое» настроение на открытии выставки сформулировал Борис Федоров: «Всегда чувствуешь, что здесь до тебя работали гиганты. Конечно, каждый кулик свое болото хвалит, но Академичка – именно то место, которым нужно любоваться и гордиться». Сотрудница музейно-выставочного центра Инесса Петрова вспоминала, как Всеволод Солодов катал ее на лодке вокруг «академического» мыса, завез под склонившиеся до самой странно-зеленоватой воды деревья и велел зажмуриться, чтобы острее почувствовать черемуховый запах, который в этом контексте и есть самый настоящий запах искусства.

Автор: Наталья ЗИМИНА
46

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию