20 Февраля 2017
$57.63
61.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура18.05.2012

Связать разорванную нить

Фотограф: Ольга Моисеева

В Лихославле возрожден уникальный музей истории и культуры тверских карел.

Елена Ивановна Кабошина аккуратно заправляет нить – работать на этом станке конца XIX века она выучилась специально. Во-первых, чтобы показывать посетителям, как ткали их прабабки, – всем очень нравится на это смотреть, а детвора вообще приходит в полный восторг. Ну а во-вторых, ведь и самой интересно! Она ведь тоже в карельской семье выросла, и ее предки носили одежду из ткани, которая на таких вот станках рождалась долгими вечерами, под неспешный разговор...

Небольшие залы провинциального музея до отказа заполнены экспонатами, которые уже не умещаются в витринах. Что-то разыскали в карельских селах сами музейщики (точнее, музейщицы – здесь работают исключительно женщины, у Елены Ивановны четыре сотрудницы). А что-то сюда приносят люди – утварь, орудия труда, старые фотографии, вышивки… Народ в музей ходит охотно, и не только потому, что в маленьких городах даже постоянные экспозиции обычно востребованы, – здесь ситуация совершенно особая. Карел в самом Лихославле, да и в местных селах, много, а музей, по сути, помимо своей традиционной функции материального собрания стал еще и неким национальным культурным центром, активно приобщаясь к собиранию духовному.

– Станок совершенно исправен, – объясняет Елена Ивановна. – Он хорошо сохранился, мы просто заменили несколько мелких деталей. На нем и сейчас можно соткать такую вот жневальную рубаху…

Жневальная – значит для жницы. В такой рубахе полагалось жать рожь, причем носили ее непременно с поясом. Рядом – мужская и женская зимняя одежда, тоже отличного качества, прямо хоть сейчас одевай! Вот что значит добротная натуральная нить… А вот и уборы:

– Это сорока, – объясняет смотритель Татьяна Ивановна Степанова. – Такие шапочки у нас носили замужние женщины.

Старинная библия, одежда и обувь из бабушкиных сундуков, щедро вышитые полотенца с карельскими орнаментами, совершенно дивные кружева – от скатерти, которую Анна Николаевна Егорова из деревни Губка иголочкой плела ровно три года, глаз не оторвать! А вот и изба в традиционном убранстве, и самовар, кажется, исходит паром, и хозяин с хозяйкой уютно устроились за столом.

– Это куклы нашей молодой художницы Жени Дружининой, – рассказывают Елена Ивановна и ее коллеги. – У нас много ее авторских работ.

Действительно, потрясающие куклы с совсем не кукольными – живыми, выразительными лицами. Костюмы, прически, позы, руки и аксессуары – все настолько индивидуально и точно! Дружинина уже завоевала известность, ее принцесс и пастушек, старых колдуний, фей, ангелочков и трубочистов охотно раскупают заезжие гости. В музее Дружинину явно любят, под ее кукол отводят целые витрины и охотно рассказывают, что раньше она работала в Доме детского творчества, а недавно перешла во Дворец культуры, но по-прежнему много занимается детьми. Сотрудницы музея – Елена Ивановна, ее коллеги Галина Федоровна Бойкова, Татьяна Ивановна Степанова, Татьяна Александровна Антонова – хорошо знают и пропагандируют своих талантливых земляков, а особенно тех, кто развивает традиционные для этих мест народные ремесла.

Показывая долбленые деревянные ковши и плетеные поделки Александра Алферова, они вспоминают, как когда-то их места славились своими мастерами лозоплетения (и то верно, здесь даже ивовые плантации раньше были; старики рассказывали, что специально сажали – резать лозу). Предлагают полюбоваться великолепными пасхальными яйцами Светланы Зверевой и представляют диковину – пасхальных кукол. В некоторых уездах таких мастерили и дарили на Пасху: в национальном костюме и «без лица» – как у кукол-оберегов. Собственно, это и есть особый оберег – пасхальный. На белой ткани, которой затянуто лицо куклы, цветными нитками, бисером, а то и златом-серебром вышит крест…

Я хожу по небольшим, заботливо и любовно убранным залам, слушаю гостеприимных хозяек и думаю, что справедливость все же восторжествовала, недаром энтузиасты и хранители карельской культуры добивались этого столько лет!

Позволю себе напомнить эту невеселую историю, которую многие молодые люди уже не знают. Дело в том, что музей был создан еще в 1930 году как карельский национальный окружной. Однако просуществовал недолго: перед самой финской войной, в 1939 году, его закрыли, и оттуда была вывезена и бесследно исчезла богатейшая экспозиция карельского быта. Возможно, когда-нибудь ее удастся найти?

Музей был восстановлен в 1977 году, уже как краеведческий, в 1982 году стал народным, в 1995 году – филиалом Тверского государственного объединенного музея. И вот в 2011 году был возрожден его статус национального музея – единственного для этого народа, уже четыре века живущего на тверской земле.

Разумеется, нынешняя экс­позиция куда скромнее той, довоенной, о которой с душевной болью рассказывают еще помнящие ее старики. Но историю не перепишешь, и остается восхищаться энтузиазмом и мужеством сотрудников музея, которые смогли собрать новую экспозицию, где есть вещи уникальные, например, старинный стол-сани – такие делали в карельских деревнях, сажая на деревянные полозья.

Особая забота – нет, скорее даже миссия этого небольшого музейного коллектива – увековечивание светлой памяти героев Великой Отечественной войны. Из Лихославля и других мест локального проживания карел на фронт уходили, почитай, все мужчины и немало женщин. Воевали достойно, пятеро заслужили звание Героев Советского Союза. Многие пали смертью храбрых. Их земляки стараются сохранить каждое имя, и музей – застрельщик этого большого и важного дела.

Вы видели когда-нибудь, как ткачиха ликвидирует обрыв – связывает порванную нить? Вот именно это – негромко, без всякой помпезности, но сосредоточенно и со знаменитым карельским упрямством – делают несколько женщин, работающих в этом небольшом, но очень интересном музее, сегодня переживающем свое второе рождение. Конечно, не в одиночку: им во многом помогает актив общества культуры тверских карел, его председатель Николай Туричев, редакция газеты «Кариелан шана» и ее редактор Людмила Громова, общественный деятель и писатель Анатолий Головкин, многие литераторы и художники. Все вместе они ликвидируют обрыв, находя, подхватывая и связывая когда-то неразумно, недобрым ветром разорванные нити, чтобы восстановить живую ткань истории.

Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
21

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери открылся кабинет социально-бытовой адаптации для подростков с особыми потребностями
Здесь научат сервировать стол, гладить, готовить еду на электроплите, а еще пылесосить, стирать на машинке-автомате и многим-многим важным делам по дому. Тяжелые ментальные нарушения и другие медицинские диагнозы подростка – вовсе не повод опускать руки.
17.02.201720:56
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию