03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура17.05.2012

О слепоте неверия

Неделя 6-я по Пасхе – о слепом. Мы не всегда отдаем себе отчет в том, насколько тесно наш язык связан с истиной Евангелия. И говоря, к примеру, о ком-то, что он «ослеплен страстью» или «слеп душой», не думаем, что эта столь привычная нам метафора рождена в тот день, когда Иисус, гонимый иудеями, встретил человека, слепого от рождения.

Неделя 6-я по Пасхе – о слепом. Мы не всегда отдаем себе отчет в том, насколько тесно наш язык связан с истиной Евангелия. И говоря, к примеру, о ком-то, что он «ослеплен страстью» или «слеп душой», не думаем, что эта столь привычная нам метафора рождена в тот день, когда Иисус, гонимый иудеями, встретил человека, слепого от рождения.

Повествующая об этом 9-я глава Евангелия от Иоанна всегда читается на литургии в шестое, считая от Пасхи, воскресенье. Смысл этой главы много глубже повествования об одном из многих чудесных исцелений, совершенных Сыном Человеческим в последние дни Его земной жизни. Никто по сей день еще не решился сказать, что постиг эту глубину до конца. Но приблизиться к ней помогает предшествующая 8-я глава, в которой приводятся слова Иисуса, обращенные к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин., 8, 31–32). И далее, в ответ на возражение, что семя Авраамово не было рабами никому и никогда, Он говорит: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин., 8, 34).

Не случайно ученики Христа, находившиеся под впечатлением от этих слов о грехе, поработившем человека и затмившем от него свет истины, при виде слепца спрашивают Учителя: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин., 9, 2).

Так открывается нам истинно христианское видение греха не как сладкого запретного плода, а как источника страдания, причем не только самого согрешившего, но и его близких. В этом как будто бы нет ничего нам неизвестного: множество житейских ситуаций подтверждает истину о том, что пагубные страсти, такие, как пьянство, воровство, супружеские измены, и многие другие, пагубны не только для предающегося им. Но эта простая истина с трудом открывается тому, кто знает о грехе только по стишку Владимира Маяковского о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Привитое нам с детства рациональное мышление – неважная защита против могучих страстей, весьма успешно разжигаемых врагом рода человеческого. Только Тот, Кто попрал силу дьявола, и вера в Него, к которой человек приходит не разумом только, а всем существом своим, может открыть ему глаза на истину и сделать свободным от греха. «Доколе Я в мире, Я свет миру», – говорит Иисус перед тем, как исцелить слепорожденного (Ин., 9, 5).

Ветхозаветная история Иова Многострадального, день памяти которого в этом году предваряет Неделю о слепом, напоминает нам о том же. Этого человека, жившего, согласно преданию, примерно 3500–4000 лет назад, никак нельзя было назвать слепым, поскольку Сам Господь говорил, что Иов «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1, 8). Церковь называет его праведным, то есть знающим правду. Но это человеческое знание подверглось тяжелейшим испытаниям. Иов лишается всего имущества, гибнут его сыновья и дочери, сатана поражает его «проказой лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов. 2, 7).

Он испытывает неимоверные страдания, побуждающие его проклясть собственное рождение. Иов не знает за собой греха, достойного этих страданий, и мучается невозможностью раскаяния. Но свет истины настолько глубоко проник в его душу, что и муки, посланные ему Господом, не ослепили его и не отвратили от Бога. Иова часто называют «богоборцем» – но не потому, что он своей волей вознамерился бороться с Богом, а потому, что в глубокой печали он хочет спросить Бога: «За что Ты со мною борешься?» (Иов. 10, 2) – и как бы сокрушается, что человек не может «иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим» (Иов. 16, 21).

Один из друзей Иова напоминает ему еще одну истину – о непостижимости Бога, о невозможности «исследованием найти Бога» и «совершенно постигнуть Вседержителя» (Иов. 11, 7).

 Но при этом друзья пытаются доказать, что они понимают Бога лучше, чем Иов, ослепленный страданием своим. Но Иов сокрушается лишь о том, что Бог не дал ему понимания причин его страданий. И когда Господь является Иову и раскрывает перед ним могущество свое, Иов понимает, что виновен в том, что не имел силы принять посланные страдания с полным доверием к Богу, и говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42, 5-6). Господь вознаградил праведного Иова за полноту его веры, вернув ему имущество, детей и дав долготу дней.

Как известно, день рождения последнего русского царя-страстотерпца совпал с днем памяти Иова Многострадального. Можно не сомневаться, что Николай II вспомнил об этом, когда в подвале ипатьевского дома увидел дула чекистских револьверов, направленные на него и его родных. В истории, как и в жизни каждого человека, не бывает случайных совпадений.
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
10

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию