23 Февраля 2018
$56.76
69.63
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 16.05.2012

Счастье без ума

Фотограф: Ольга Моисеева

В Тверском театре юного зрителя играют премьерный спектакль «Про Иванушку-дурачка». Пьесу Михаила Бартенева поставил, оформил и сыграл в ней одну из ролей заслуженный артист России Александр Евдокимов.

В Тверском театре юного зрителя играют премьерный спектакль «Про Иванушку-дурачка». Пьесу Михаила Бартенева поставил, оформил и сыграл в ней одну из ролей заслуженный артист России Александр Евдокимов.

Сюжет спектакля прост – это приключения Иванушки-дурачка (Сергей Батаев, Дмитрий Федоров), который постоянно попадает в нелепые ситуации по причине того, что слова и поступки других людей он воспринимает исключительно буквально. То есть если, например, у него спросили бы, что значит народная мудрость – шила в мешке не утаишь, он наверняка ответил бы: шило острое, оно мешок-то проколет… Ситуации, в которые драматург помещает своего героя, разные – они иногда нелепые, иногда опасные, однако выход из тех и других Иванушка находит виртуозный в своей непредсказуемости. Скажем, в одной из начальных сцен он находит в лесу ларец с золотом. Однако не присваивает его, а рассуждает примерно так: отнесу-ка я его Купцу, а за это он возьмет меня в работники и будет платить рубль в месяц. В другой сцене Купец (Иван Иванов), вместе с Купчихой (Ольга Лепоринская) уезжая в город (на самом деле ясно, они никуда не едут, а прячутся и следят за Иваном), велит Иванушке стеречь дверь. Но, когда герой понимает, что нужно идти в лес за дровами, эту дверь – как самое ценное в доме, в котором, заметим, лежит сундук с деньгами, – снимает с петель и уносит с собой…

Иванушка смотрит на мир и на других людей широко отрытыми глазами, безгранично доверяет окружающим, чем вгоняет их в ступор. Если бы юные зрители, которым адресован спектакль, знали, что такое когнитивный диссонанс, то они именно так называли бы то состояние, которое испытывают при общении с главным героем и Купец с Купчихой, и Разбойники (Александр Крайнов, Константин Павлов). Первые, наповал сраженные простотой Иванушки, не в силах над златом чахнуть, вторые, обескураженные его естественным поведением, не могут заниматься своими прямыми обязанностями – разбойничать и воровать. И никто из них не понимает, почему Иванушка именно так поступает, и все они думают, что делает он это неспроста, а есть у его поступков тайный, им неведомый смысл. Единственный герой сказки, с которым Иванушка легко находит общий язык, – это Медведь (Михаил Хомченко), такой же бесхитростный и бесконечно добрый.

С Медведя, собственно, все и начинается. Он сидит и жалуется: «До чего же давно я людей не кушал! Ведь, почитай, как родился, так ни разу и не кушал. Не пробовал». В контексте современной массовой культуры это очень важная реплика: она ставит бартеневского Медведя в один ряд с популярными ныне персонажами вампирской наружности, которые в силу своих причин дел с людьми не имеют, а довольствуются малым. Так что Медведь сразу же представляется таким же задумчиво-печальным, как Эдвард Каллен из сумеречной саги. Но Александр Евдокимов ставит нашу сказку, поэтому и костюмы, и обстановка – все здесь народно-поэтическое, привычное. По формальным признакам постановку можно отнести к комедии положений, действие которой зависит от случайного, непредвиденного стечения обстоятельств и развивается стремительно, ведь один случай нанизывается на другой и т.д.

В этом смысле дуракаваляние, устраиваемое артистами ТЮЗа, динамично и споро. Явных длиннот в спектакле как будто бы нет, в каждой картине присутствует нечто, что делает ее маленьким шедевром. Режиссерская мысль Александра Евдокимова, поставившего свой первый спектакль, ярка и разно­образна. Каждое появление на сцене ларца с золотом он сопровождает фрагментами из Токкаты и фуги ре минор Баха (музыкальное оформление Андрея М. Иванова). Когда Купец с женой уезжают в город, то в колонках раздается характерный звук автомобильной сигнализации, а Медведица (Елена Фомина) носит двух своих медвежат в люльках, подцепленных коромыслом. Отдельный разговор – оформление спектакля. В нем вроде бы нет ничего необычного: художник Александр Евдокимов и дом Купца, и лес решает вполне вроде бы обычно, но превращает их в легко трансформируемые конструкции. Дом вмиг исчезает, «уезжая» в глубину сцены, а вместо него зритель видит уже лес: всего-то и нужно – передвинуть в центр площадки «деревья»-ширмы. Причем все перемещения совершаются достаточно быстро, а потому неожиданно.

Мастерство исполнения в «Иванушке-дурачке», как всегда, на высоте. Каждая роль – маленький спектакль, однако это не выглядит набором сценок, это именно ансамбль. Доведя дуракаваляние до логического финала, режиссер не дает зрителю однозначных ответов. Иванушка в спектакле так и остается дурачком, не получившим ни царевну в жены, ни полцарства в придачу, но остается при этом счастливым человеком в отличие от остальных. Почему? Это решать зрителю.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
35

Возврат к списку

В Твери отметили 100-летие Вооруженных сил России
На экране – кадры хроники с красноармейцами времен Гражданской войны. Через несколько секунд мы видим, как чеканят шаг солдаты Великой Отечественной, отправляющиеся на передовую. И вот перед нами уже наши дни – лучшие образцы современной военной техники. Заканчивается фильм ставшей уже известной фразой: «Наша армия вежливая, но грозная».
23.02.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость