22 Июля 2017
$58.93
68.66
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура14.05.2012

О жажде телесной и духовной

Неделя 5-я по Пасхе – о самарянке

Прежде всего стоит напомнить, что определением Архиерейского собора 1994 года День Победы, 9 Мая, стал не только светским праздником, но и общецерковным днем поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

На этот же день пришлось в этом году преполовение Пятидесятницы – особого периода в церковном году между Пасхой и Троицей, в течение которого церковью совершается воспоминание о важнейших событиях, описанных в Евангелии.

В нынешнее воскресенье – пятое, считая от Пасхи, – на литургии в храмах читается большая часть 4-й главы Евангелия от Иоанна. История самарянки, о встрече которой с Господом рассказывает эта глава, побуждает нас задуматься о том, как часто наши телесные желания и потребности обманывают нас, поскольку, удовлетворяя их, мы не утоляем куда более значимой духовной жажды.
Иисус, как Сын Человеческий, как и мы, вовсе не чужд был телесных потребностей и, отдыхая в полдневный час, попросил у пришедшей к колодцу самарянки: «Дай Мне пить». Женщина, признав в Иисусе по обличию и одежде иудея, удивилась, потому что к самарянам, как к отступникам от истинной веры, иудеи относились с пренебрежением и никогда не вступали с ними в разговор. Отвечая на ее удивление, Иисус говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». (Ин. 4, 10). Женщина не может понять, о какой живой воде Он говорит: как можно просить воды у Того, Кто не имеет в руках ничего, чем можно было бы зачерпнуть из колодца?

Как похожи мы на эту бедную женщину, когда полагаем, что, имея в руках нужное для удовлетворения своей телесной нужды, ни в чем более не нуждаемся! А уж просить у ничего не имеющего нам кажется и вовсе смешным.

И Господь объясняет ей, что пьющий ту воду, которую она имеет в виду, возжаждет опять, но у Него есть вода, которая сделается в человеке источником воды, текущей в жизнь вечную. Самарянка начинает понимать, что перед ней не обыкновенный человек, и просит у Иисуса чудесной воды, но не для утоления духовной жажды, а для того лишь, чтобы не иметь обыкновенной жажды и не ходить к колодцу. И тогда Господь открывает ей ее подлинную жажду, порожденную ее грехом: она прелюбодейка, сменившая пять мужей и теперь живущая в беззаконной связи. Косвенно она уже призналась в этом, сказав, что у нее нет мужа. И Господь не произносит ни единого слова упрека, лишь признавая, что она сказала о себе правду, хотя и не всю. И более того: именно этой простодушной и грешной самарянке Он открывает то, о чем не говорил до сего времени соплеменникам иудеям: что Он и есть Мессия, то есть Христос. Далее евангелист пишет: «Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4, 28–29). Почему такая маленькая деталь, как забытый водонос (то есть ведро или кувшин, в котором носят воду), оказалась достойной включения в Благую Весть? Очевидно, упомянуто о ней для того, чтобы подчеркнуть: проснувшаяся в самарянке духовная жажда заставила ее забыть о жажде телесной и вообще обо всех земных заботах. Теперь ее волнует другое: место, где должно поклоняться Богу. Господь открывает ей и это, говоря: «Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». (Ин. 4, 23).

Так, в нескольких фразах, сказанных Спасителем женщине, с которой, по ее собственному мнению и по мнению Его учеников, и говорить-то было зазорно, раскрыты людям три простых правила, следуя которым, человек может прийти к спасению: во-первых, будь правдив перед Господом, и Он откроется перед тобой; во-вторых, проси у Господа прежде всего не телесных благ, никогда не приносящих полного насыщения, но блага духовного, ведущего тебя в жизнь вечную, – и Он даст его тебе; и, в-третьих, поклоняйся Богу прежде всего в духе и в сердце своем, не выбирая для этого какого-то особого места.

О том же говорит Иисус и своим ученикам, отказываясь от принесенной ими еды: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». (Ин., 4, 32). Открывает Он ученикам и то, что им предстоит жать то, что посеяно другими – ветхозаветными пророками и Им Самим. То есть путь к спасению нам уже открыт – сам Господь, по словам пророков, проложил нам его, и от нас лишь зависит, воспользоваться или нет дарованным Им.

Автор: Сергей ГЛУШКОВ
59

Возврат к списку

В тверском регионе началась масштабная ремонтная кампания
«С утра полили дорогу битумом, сейчас придет асфальтоукладчик, сделаем съезд – и, в общем, все», – мастеру Виктору Лопакову приходится говорить громче обычного, иначе из-за шума машин мы его просто не услышим. 
21.07.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость