05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура06.04.2010

Фестиваль на родине «Чайки»

Удомля предлагает новую культурную  традицию

В огромный зал Центра общественной информации (такому культурному комплексу можно только завидовать: оригинальное архитектурное решение, прекрасное техническое оснащение, хорошая акустика, словом – идеальная площадка для проведения концертов, спектаклей и масштабных общественных мероприятий) удомельцы  
от мала до велика собирались как на праздник. Это и был праздник – первый открытый городской театральный фестиваль «Признание».

Удомля предлагает новую культурную  традицию

В огромный зал Центра общественной информации (такому культурному комплексу можно только завидовать: оригинальное архитектурное решение, прекрасное техническое оснащение, хорошая акустика, словом – идеальная площадка для проведения концертов, спектаклей и масштабных общественных мероприятий) удомельцы  
от мала до велика собирались как на праздник. Это и был праздник – первый открытый городской театральный фестиваль «Признание».
Организаторы посвятили свое детище 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова. Кроме юбилея такому посвящению способствовали еще два резона. Чехов – признанный мастер драматургии, величайший реформатор сценической литературы. И он же чем в Удомле знает каждый) почти «земляк» – гостил на удомельской земле вместе с другом по жизни и соперником в любви Левитаном, и местные впечатления, и горечь от любовной победы друга-художника использовал в своих произведениях. Прежде всего в пьесе «Чайка», чей замысел родом  с удомельских озер.
Фестиваль планируется сделать традиционным. И традиционно приглашать к участию в нем любительские и профессиональные театральные коллективы из других муниципальных образований Тверской области, а даст Бог, и не только Тверской.  
Остались довольны все – и зрители, получившие череду интересных художественных впечатлений, и актеры-любители. Ведь для них каждый выход на сцену – не работа, пусть и снабженная гордым эпитетом «творческая», а праздник. Возможность реализовать себя, раскрыть те стороны своей личности, которые не очень-то востребованы в обычной жизни. Это не каботинство (таким словечком именуют болезненную тягу к сцене, как  возможности привлечь внимание к своей персоне). Люди, приходящие на самодеятельную сцену, как правило, точно по формуле  Станиславского – любят искусство в себе, а не себя в искусстве. И так не только в России.
Там же, в  Удомле, мне рассказывали о приезжем английском инженере, который очень интересовался нашими народными театрами. Потому что у себя на родине тоже участвует в любительских постановках. Правда, в Великобритании, как и в прочих «развитых» странах, отсутствует понятие «народный театр». Люди собираются для единственной постановки, распределяют роли, приглашают режиссера, репетируют, играют спектакль несколько раз и – расходятся. Через какое-то время все повторяется. Чаще всего  – уже с иным составом участников. И еще нюанс: все расходы на постановку и гонорар режиссеру  любители оплачивают из собственных карманов. Конечно, кто-то имеет возможность дать больше, кто-то меньше. Но – никакой поддержки от властей, от муниципального бюджета. А тот инженер-англичанин вообще не играет на сцене. Он устанавливает декорации и открывает-закрывает занавес. Бывает и такая любовь к театру. У нас все несколько иначе. И за этот «пережиток прошлого» стоит благодарить уже нынешние власти. Лучшие самодеятельные коллективы показывают работы, достигающие настоящего профессионального уровня. Но и там, где этот уровень остается лишь мечтой, зрители благодарны актерам за старание, за искренность и увлеченность.
Приз за воплощение драматургии Чехова получил народный театр из Конакова, представивший три маленькие пьесы-шутки Антона Павловича еще тех времен, когда он подписывался псевдонимом Чехонте. Уверенная режиссура Ирины Герман, азарт преимущественно молодых актеров, лаконичная и в то же время стильная сценография и, наконец, превосходные костюмы принесли спектаклю «Шутить изволите» заслуженный успех у зрительской аудитории и высокие баллы жюри.
Но чеховскими спектаклями фестивальная афиша не исчерпывалась
были еще и экспериментальная «Каштанка», где куклы «играли» наравне с юными актерами, отрывки из «Чайки» и даже рискованное соединение в единую композицию той же «Чайки» с поэзией Марины Цветаевой). Тема юбилея Победы была представлена спектаклем удомельского народного театра «Дебют». Замысел пьесы молодого драматурга Елены Исаевой постановщик спектакля Людмила Касякина воплотила современным сценическим языком, в котором стремительная смена эпизодов, кинематографический прием возвращений в прошлое удачно поддержаны высоким исполнительским уровнем даже в эпизодических ролях. И, конечно,  замечательно найденным финалом. Разговоры, воспоминания, душевные терзания героев прерывает военная кинохроника на   большом экране в глубине сцены. Режиссером отобраны преимущественно общие планы, когда в кадре перемещаются сотни и тысячи людей, чьи лица неразличимы. И мы еще острее осознаем, что три истории, три обреченные любви, показанные нам на сцене, несмотря на то, что действие происходит уже после Победы, поглощены войной, неодолимой силой, которой нет дела до частных чувств, надежд и судеб.
Среди лауреатов фестиваля названы также спектакли народного молодежного театра «Фрагмент» из Торжка по пьесе Аркадия Ставицкого «Трагический поединок» и «Замарашка» Януша Гловацкого – работа театра-студии «Колибри» Вышневолоцкой гимназии №2. Первая, поставленная режиссером Анатолием Щербаковым практически на двух актеров, рассказывает о психологическом поединке молодого следователя НКВД времен «железного наркома» Ежова и коммунистки с дореволюционным партийным стажем, которую он обязан «разоблачить» как «врага народа». Спектакль получил диплом фестиваля за актерский ансамбль. В «Замарашке» режиссеру – актрисе Вышневолоцкого театра Наталье Тютяевой – удалось не только создать удачный ансамбль девушек-старшеклассниц, исполняющих роли обитательниц исправительной колонии для несовершеннолетних. Настоящим открытием стала работа одиннадцатиклассницы Ульяны Федоровой, исполнившей заглавную роль и заслуженно получившей диплом фестиваля за лучшую актерскую работу. Будущим летом, после сдачи выпускных экзаменов, Ульяна готовится поступать в один из столичных театральных вузов. Все, кто видел эту девушку на сцене, искренне желают, чтобы ее планы сбылись, и ее талант, сценический темперамент и прекрасный голос нашли достойное применение в искусстве.
Диссонансом в слаженном фестивальном «концерте» прозвучала постановка профессионалов сцены – «Свадьба» по Чехову Вышневолоцкого областного драматического театра. Осовременивая и «заостряя» классика, режиссер Владимир Коломак превратил комедию в рыхлую композицию из эстрадных танцев под «шедевры» Андрея Данилко и цирковых реприз, где чеховские персонажи, уподобленные «рыжим» и «белым» клоунам, топят афористичный текст в суетливом смеховом действии не всегда высокого вкуса. Современную ему «пошлость пошлого человека»  Чехов высмеивал, шаржируя ее реальные приметы. У режиссера вышневолоцкой «Свадьбы» пошлость чеховских персонажей многократно усилена пошлостью главного калибра – современной попсой. И чеховская насмешка, чеховская брезгливая неприязнь растворились в громком, шумном действе, в котором актерам пришлось напрочь забыть уроки проникновения в образ по Станиславскому, а  заодно и по Чехову. Впрочем, у каждого из нас свой Чехов и свои границы необоримого понятия «пошлость».
За еще одно яркое событие в культурном календаре нашей губернии следует сказать спасибо всем организаторам фестиваля и особенно – главе города Удомли Алексею Чернигину. Его выход на церемонии закрытия фестиваля был встречен дружными одобрительными аплодисментами заполненного зала: глава города появился в театральном костюме испанского гранда из комедий Лопе де Вега. Костюм, отдадим должное, был к лицу. Впрочем, и после церемонии, в демократичных джинсах и футболке, городской глава ничем не выделялся среди других молодых людей. Только разве что ответственностью, которую он несет достойно, за что, судя по его общению с земляками, горожане благодарны Алексею Павловичу.
А любители театра благодарны за праздник искусства, который прошел в Удомле, чтобы обязательно вернуться вновь вместе с будущей весной.
Автор: Валерий Смирнов
20

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию