05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 26.04.2012

Кто вы, Георгий Пономарев?

Вопрос, вынесенный в заголовок, может показаться и риторическим, и странным. Кто же не знает актера, вот уже почти полвека блистающего на тверской сцене? Но да простят мне завзятые театралы, для меня Георгий Николаевич далеко не только артист. Да и сама его актерская суть представляется мне лишь подспорьем – может быть, и важнейшим – в главном деле его жизни.

Вопрос, вынесенный в заголовок, может показаться и риторическим, и странным. Кто же не знает актера, вот уже почти полвека блистающего на тверской сцене?

Но да простят мне завзятые театралы, для меня Георгий Николаевич далеко не только артист. Да и сама его актерская суть представляется мне лишь подспорьем – может быть, и важнейшим – в главном деле его жизни.

Пономарев по рождению вятич, и в Тверь (тогда Калинин) он попал в 1963 году вполне сложившимся человеком, попробовавшим вкус столичной жизни в годы учебы в театральном вузе при Малом театре и успевшим поработать в Челябинском театре. Широкая известность пришла к нему в 70-е годы, когда он стал выступать с литературно-художественными программами. Уже тогда стало ясно, что театр ему тесен, что огни рампы, отделяющие актера от зрителей, мешают ему войти с ними в непосредственное общение, столь естественное в небольшом клубном или школьном помещении. Пономареву нужно было видеть лица зрителей, чтобы ощутить живой отклик на каждое сказанное им слово.

Так шел он к своему «Михаилу Тверскому» – спектаклю, подчеркнуто камерному, непредставимому на большой сцене, но в то же время пафосному, требующему высоких и искренних чувств как от актера-автора, так и от зрителей.

Но по-настоящему искренним может быть только то слово, за которым с неизбежностью следует дело. Эта убежденность и повела Пономарева дальше, потребовав мобилизации тех талантов и свойств, о которых сам артист, вполне возможно, до известного времени и не подозревал.

Первый из талантов проявился еще в пору работы над инсценировкой по роману Дмитрия Балашова «Великий стол». Балашов не тверитянин. Так что острый взгляд знаменитого исторического романиста выделил Михаила Тверского из многославного рода Рюриковичей не из региональных пристрастий. Слишком очевидно было, что память об этом вроде бы неудачливом князе оставалась живой в течение многих столетий в силу явно незаурядного характера Михаила Ярославича, выделившего его среди множества русских князей как широтой государственного мышления, так и способностью не на словах, а на деле следовать христианскому идеалу. Увлекшись представленным в романе образом, Пономарев на его основе создал, по сути, принципиально новое произведение, иными, драматургическими средствами представив судьбу великого князя как высокую трагедию в духе классиков античного театра. Здесь впервые проявился драматургический и в целом литературный дар Пономарева, позволивший ему создать и вполне оригинальную пьесу «Алексей и Михаил», а позже стать автором киносценария и целого ряда книг, с разных сторон освещающих историю Твери XIV века, в которой он, похоже, навсегда поселился.

Пономаревский «Михаил Тверской» рождался в знаменательное время: Тверь только что вернула себе историческое имя, осознав себя не глухой и нищей провинцией, а одной из коренных русских земель, носительницей русского духа. Фигура такого масштаба, как великий князь Михаил Ярославич, явно не вмещалась в рамки региональной истории и выводила тверскую историческую традицию на общероссийскую сцену.

Немалую роль в этом процессе сыграло поднявшееся в Твери общественное движение, одним из лидеров которого стал и Георгий Пономарев, 20 лет назад окончательно переставший вмещаться в рамки чисто театрального амплуа.

Много ли мы знаем таких примеров, когда человек, вполне успешный в своей основной профессии, да еще такой яркой, добровольно берет на себя роль ученика и начинает в солидном уже возрасте осваивать не одну, а минимум две новые профессии – литератора и историка, не говоря уж о третьей, общественной стезе, которая, как известно, требует не меньшего профессионализма?

По словам самого Георгия Николаевича, это происходило как бы само собой, почти случайно. Сначала текст, предназначенный для концертного выступления, каким-то образом стал разворачиваться в книгу – и так родился «Отечестволюбец Михаил Тверской», трехтысячный тираж которого разошелся почти мгновенно (а вырученные за книгу деньги, само собой, пошли на сооружение храма Михаила Тверского). Потом захотелось сыграть любимую роль в кино и вывести благоверного князя на всероссийский экран – так родился киносценарий. И хотя снять по нему фильм по многим причинам не удалось, сценарий вместе с пьесой «Алексей и Михаил», посвященной Михаилу II Александровичу, внуку благоверного святого князя, составил новую книгу. Потом, в год столетия второго прославления Анны Кашинской, ему предложили написать книгу уже о супруге Михаила Ярославича.

Путь Пономарева в историческую науку оказался еще труднее. Ученые весьма ревниво относятся к тем, кто, не имея степеней и званий, пытается сказать в науке что-то свое. Но слишком сильно было желание выиграть «свою» Бортеневскую битву, отстоять приоритет великого тверского князя как первого победителя над ордынцами. В отличие от ученых, зачастую склонных замыкаться в своей профессии, Пономарева более всего заботило закрепление исторической памяти в общественном сознании. Для этого нужен был Бортеневский мемориал, на создание которого ушло почти 20 лет.
Вышедшая в 2007 году книга Георгия Пономарева «Бортеневская битва, мифы и реалии» стала итогом многолетних исследований всевозможных источников, в том числе и доводов оппонентов. Научный аппарат и доказательная база исследования отвечают самым строгим критериям научности. При всем том книга написана увлекательно, живым литературным языком и читается как роман.

Самое, пожалуй, ценное свойство Георгия Пономарева заключается в его способности находить союзников, сплачивать и заражать общей идеей очень разных людей – ученых, общественников, литераторов, политиков, людей, причастных к власти и  бизнесу. Часть из них активно взаимодействует в рамках созданного Пономаревым в 1994 году «Общества Михаила Ярославича Тверского». Другие вносят свою лепту в конкретные дела: написание и издание книг, создание Бортеневского мемориала и музея в Степурине, организацию и проведение экскурсий, сооружение храма Михаила Тверского, памятника великому князю, проведение научных конференций.

Итог этой многолетней деятельности трудно охватить даже мысленно. Георгий Пономарев – человек, заметим, для известного артиста на удивление скромный – оказался настолько неразрывно связан с образом великого князя, что и сам воспринимается ныне как один из символов тверской земли.

Его 75-летие, честно говоря, кажется чем-то мало правдоподобным. Такого количества энергии, сил и вдохновения могло бы хватить на добрую дюжину молодых людей. Сегодня на малой сцене Тверского академического театра драмы Георгий Пономарев опять играет князя Михаила. И хочется пожелать всем нам, чтобы этот спектакль никогда не сходил со сцены, чтобы новые поколения тверитян вырастали, неся в душе вдохновляющий образ нашего великого предка. А тому, кто так много сделал для этого, Тверь будет благодарна всегда.

Автор: Сергей ГЛУШКОВ
110

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию