16 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 05.04.2010

Культуру и религию поделили на модули

С 1 апреля в тверских школах начался нешуточный эксперимент

В последней четверти учебного года у учеников четвертых классов в школьной программе появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики».

С 1 апреля в тверских школах начался нешуточный эксперимент

В последней четверти учебного года у учеников четвертых классов в школьной программе появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики».
Правительство России определило девятнадцать субъектов Федерации, в школах которых в 2010–2011 годах будет проходить эксперимент по введению этого предмета. В их числе Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский и Ставропольский края, Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Еврейская автономная и наша – Тверская – области.
Предмет состоит из шести разделов (модулей): «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Каждый ученик должен выбрать один из модулей. По собственному желанию. Контролировать новую программу будет Министерство образования и науки РФ. Все разделы курса носят светский, культурологический характер, исключающий религиозную пропаганду, а преподавание будет вестись обычными учителями по светским учебным пособиям.
*  *  *
Но экспериментальный предмет пока пугает самих педагогов. Речь идет не о религиозной подоплеке (ведь представители разных конфессий имеют возможность выбрать для изучения свою религию). По мнению тех учителей и руководителей учебных заведений, с которыми удалось поговорить на эту тему, есть круг организационных проблем, которые предстоит решать в срочном порядке.  
1. Где найти дополнительные часы на новый урок? Школьные программы по традиционным предметам с трудом удается вместить в учебное расписание.
2. Где найти шесть педагогов (по различным направлениям) на один предмет? Если с православием эту проблему можно решить достаточно просто, то со специалистами по преподаванию ислама, буддизма и иудаизма дело обстоит гораздо сложнее.
3. Соответствуют ли заявленным требованиям новые методические пособия и учебники, которые были составлены в максимально короткие сроки, по сравнению с другой учебной литературой школьной программы?
Кстати, самые большие трудности в этом плане вызвал самый, казалось бы, лояльный и универсальный раздел – «Основы светской этики». Написание учебника вылилось в конфликт между заказчиком – Минобрнауки – и учеными, которым было это предложено.
Ученых не устраивали не только очень сжатые сроки (речь шла даже не о месяцах, а о неделях), но и сама идея преподавания основ светской этики детям. По мнению заведующего кафедрой этики философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Вадима Перова, 10–11 лет – это не тот возраст, когда можно преподавать светскую этику. По данным Перова, все международные и российские исследования, посвященные становлению морального сознания, говорят, что изучение вопросов этики можно начинать с 14–15 лет.
Не все учителя согласны с такой точкой зрения. Многие считают: этике, как предмету, основой которого является нравственность, нужно учить с детства. Современные дети и подростки зачастую бывают очень черствы и жестоки: они не уважают старших, ведут слишком свободный образ жизни, у них нет внутренних рамок, которые бы ограждали их от неблаговидных поступков. Если новый предмет «Основы светской этики» научит их хотя бы элементарному – не мусорить на улицах, ценить труд других людей и не сквернословить в общественных местах, это уже будет большое достижение.
*  *  *
Еще в конце прошлого года в тверских школах прошли родительские собрания, где ученикам и их родителям был предложен выбор. Как сообщили «ТЖ» в областном департаменте образования, наибольшее количество учеников выбрали «Основы православной культуры». В течение последних месяцев обучение и курсы повышения квалификации по всем модулям прошли 1995 учителей школ области.
На днях в соответствии со своими заявками муниципальные образования получат учебную литературу. Причем не только в печатном, но и электронном виде. Кроме того, каждому ученику должна быть выдана книга для родителей, где будут объяснены суть, цели и задачи выбранного предмета. У нынешних четвероклассников его изучение продолжится и в первой четверти пятого класса.
Напомним, что пока постижение духовно-нравственных истин будет проходить в российских школах в качестве эксперимента. А уже с 2012 года новый предмет войдет в качестве обязательного в сетку учебного расписания всех школ страны.
Поэтому сейчас как раз есть время для обсуждения этого ноу-хау и высказывания своей точки зрения со стороны родителей и педагогов. К чему мы и призываем наших читателей.
Автор: Юлия КРУТОВА

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость