26 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура17.04.2012

Сезон консервации

В 2011 году сотрудниками Тверской областной картинной галереи (ТОКГ) совместно со специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) им. академика И.Э. Грабаря был разработан и полностью реализован проект консервации аварийных произведений из фондов галереи.

В 2011 году сотрудниками Тверской областной картинной галереи (ТОКГ) совместно со специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) им. академика И.Э. Грабаря был разработан и полностью реализован проект консервации аварийных произведений из фондов галереи. Проект был частью комплекса меро-приятий по организации переезда собрания во временное фондохранилище в связи с предстоящей реставрацией здания Тверского императорского дворца. Значение его трудно переоценить.

Фронт работ
Собрание галереи, насчитывающее более 37 тысяч экспонатов, сложное по составу фондов, включает произведения, выполненные в различных материалах и техниках: масляную и темперную живопись, графику, коллекции мебели, фарфора, фаянса, каменную, деревянную и гипсовую скульптуру и многое другое. За десятки лет комплектования в составе большинства фондов появилось немало предметов в аварийной сохранности. К ним относятся ранние поступления живописи из национализированных имений, как, например, Волосово, дворцовый мебельный гарнитур по рисункам К.И. Росси. Среди более поздних приобретений также было много произведений с тяжелыми повреждениями, прежде всего икон и древнерусской полихромной скульптуры, гипсов, картин художников ХХ века, написанных с нарушениями технологии и потому подверженных хроническим «болезням». Другую группу вещей, состояние которых все чаще в последние годы вызывало тревогу хранителей, составили произведения (преимущественно керамики), реставрированные в 60-е–70-е годы ХХ века. За прошедшее время произошли старение и деструкция реставрационных материалов, нарушилась прочность склейки, так что при малейшем напряжении предмет мог развалиться на осколки. Этой части фонда декоративно-прикладного искусства требовалась повторная реставрация. При стационарном хранении состояние аварийных предметов не ухудшалось, но упаковка и транспортировка сказались бы на них губительно. Необходимость проведения широкомасштабных консервационных работ для подготовки коллекции к переезду была очевидна.

Искусство спасать
В начале 2011 года эта программа была сформирована. В окончательном варианте она сложилась из двух составляющих. Консервационные работы в фонде масляной живописи предстояло выполнить реставраторам галереи. С аварийным укреплением большей части икон также можно было справиться своими силами, однако для работы с самыми сложными памятниками необходима была помощь более опытных специалистов. Для подготовки поврежденных произведений мебели, керамики, гипсовой и деревянной скульптуры галерее также требовалось участие
посторонних  специалистов, так как своих реставраторов в этих областях в мастерской галереи нет. Для решения проблемы сотрудники службы хранения обратились к реставраторам ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, которые на протяжении многих лет не раз выполняли уникальные работы по спасению наиболее значимых памятников нашего собрания.

Специалисты ВХНРЦ на месте провели тщательные осмотры, описания и фотофиксацию аварийных вещей, после чего были утверждены реставрационные задания и составлены сметы предстоящих работ. Общая стоимость проекта составила более семи млн. руб. Несмотря на внушительные затраты, аргументы в пользу необходимости осуществления проекта были неоспоримы: перевезти без потерь поврежденные экспонаты можно было только после проведения спасательных мероприятий. Нужные средства в полном объеме были выделены из областного бюджета. Подготовка фонда масляной живописи и значительной части икон своими силами позволила сэкономить для бюджета немалые средства.

На протяжении 2011 года реставраторы галереи Светлана Кузенкова, Мария Сахно, Светлана Чернова сделали полный профосмотр фонда, выявив все проблемные экспонаты. В центре внимания оказались прежде всего ранние поступления в собрание – коллекция из имения князей Куракиных Волосово, в том числе большемерные императорские портреты, переданные в галерею в 1937 году с тяжелыми повреждениями – прорывами, деформациями холста, утратами живописи, кракелюром, грозящим осыпями. Подобная сохранность наблюдалась также у многочисленных портретов купцов, крестьян, священников, старых копий с произведений западноевропейских мастеров и других картин.

Реставраторы должны были сделать профилактическую заклейку, а в некоторых случаях укрепление участков живописи с угрозой осыпей, разгладить и зафиксировать деформированные края прорывов. Нередко приходилось менять состаренные профзаклейки прежних консерваций, при этом нельзя было не вспомнить добрым словом первых реставраторов ТОКГ – А. Хомицкого, В.Ф. Гершфельд и А.И. Садикову, которые в свое время так много сделали для спасения этих вещей.

Немало пришлось поработать и с картинами ХХ века, среди которых оказались, например, холсты Ткачевых и многих калининских художников. Для этой группы произведений характерно расслоение пастозной живописи, возникающее снова и снова по всей живописной поверхности. В таких случаях выполнялись местное укрепление полимерными клеевыми составами или профилактическая заклейка с помощью осетрового клея.

По предварительным расчетам, объем консервации фонда масляной живописи должен был составить около 250 ед. хранения. Работы выполнялись на протяжении всего 2011 года. Фактически за это время была проведена обработка 275 картин.

От икон до мебельного гарнитура Росси
Общее состояние коллекции древнерусского искусства представлялось наиболее сложным. Многие иконы, привезенные экспедициями, переданные за ненадобностью из старых храмов или полученные в дар, страдали от всех возможных разрушений, связанных с их естественным старением и небрежным обращением: травмы деревянной конструкции произведений, вздутия и разрывы паволоки, утраты и шелушения красочного слоя. Но и прошедшие реставрацию иконы напоминали о своих хронических проблемах, разрушения возобновились, реставрационные материалы отслужили свой срок. Работать с фондом предстояло молодому реставратору темперной живописи Екатерине Егоровой. В ходе профосмотра состав  аварийных икон был разделен по степени тяжести повреждений. За 2011 год в рамках своего опыта она подготовила более 100 произведений: укрепила аварийный красочный слой и левкас и наложила профзаклейку. Консервацию самых сложных икон должны были выполнить реставраторы ВХНРЦ.

Дальнейшая работа продолжалась совместно с коллегами из ВХНРЦ. Первой выездной бригадой, которую приняла галерея, был отдел реставрации мебели и деревянной скульп-туры во главе с заведующим, реставратором высшей категории Романом Студенниковым. Главной их задачей было аварийное укрепление мебельного гарнитура по рисункам К.И. Росси, уникального памятника, имеющего первостепенное значение для собрания галереи, как по высочайшему художественному уровню, так и по тому, что он являлся частью убранства Тверского Императорского дворца. Рассказывает Екатерина Егорова: «Предметы мебели по материалам и технологиям близки к произведениям станковой темперной живописи. Мне представилась возможность работать вместе с реставраторами высокого профессионального уровня. На наших экспонатах я освоила ряд важнейших процессов: укрепление левкаса, покрытого белой темперной краской, при помощи синтетического клея; шелушений позолоты на полименте, согласно методике, разработанной специально для этих вещей; наложение проф-заклеек. Наши коллеги отзывчиво делились опытом, так что я смогу в чрезвычайных обстоятельствах переезда или новых климатических условиях временного фондохранилища в случае необходимости провести дополнительное укрепление. Бригадой было проведено комплексное укрепление ветхих участков древесины, отставшего от основы левкаса и шелушений позолоты на стульях, креслах и торшерах россиевского гарнитура, всего 35 предметов».

Хрупкие вещи
Мастерам отдела реставрации керамики под руководством завотделом  реставратора высшей категории Юлии Устиновой пришлось иметь дело с фарфоровыми и фаянсовыми вазами и декоративными скульптурами XVIII – XIX вв. Многие из них были реставрированы более 50 лет назад, сохранили следы старых склеек. Состаренный клей деструктировался, при упаковке такая ваза могла развалиться в руках. С помощью компрессов реставраторы размягчали, расшивали склейки, удаляли остатки старых реставрационных материалов, заново склеивали фрагменты, выполняли мастиковку швов, а в отдельных случаях и тонировку утрат. На ряде предметов пропиткой полимерными составами были укреплены «дышащие» трещины. За время работы в галерее реставраторы укрепили 44 произведения, а некоторым вернули экспозиционный вид.

Тогда же над аварийными гипсами Б.Д. Королева, С.Т. Коненкова, А.А. Стемпковского, А.М. Сперанского работали специалисты отдела реставрации каменной скульп-туры во главе с завотделом реставратором II категории Дмитрием Котовым.

Гипс – гигроскопичный материал, он неустойчив к повышенной влажности, непрочен, хрупок. Скульптуры, о которых идет речь, поступили в собрание галереи с трещинами, отколотыми фрагментами и следами неуклюжих домузейных чинок: так, кто-то пытался склеить части скульптуры А.В. Марца «Бегущий табун» пластилином, а «Сидящую обнаженную» Б.Д. Королева скрепил грубой железной скобой, вызвавшей нарушение в каркасе фигуры.

Реставраторы удалили следы неумелого вмешательства, очистили поверхность, выполнили структурное укрепление растворами клеев, склеили фрагменты, замастиковали утраты гипса. В таком виде 14 скульптур полностью  готовы к сохранной транспортировке, а для приведения их в экспозиционный вид осталось лишь затонировать утраты.

Помимо укрепления аварийных гипсов была выполнена консервация мозаичного панно А.А. Дейнеки «Красногвардеец». В работе принимал участие завотделом нетрадиционных технологий реставратор высшей квалификации Владимир Симонов.

О работе реставраторов темперной живописи ВХНРЦ рассказывает Екатерина Егорова, принимавшая в ней непосред-ственное участие: «Масштаб выполненной работы трудно описать. Пришлось работать с сильно поврежденными иконами, высота которых достигает 3,5 м, а также с коллекцией деревянной скульптуры XVIII – XIX вв. Все произведения находились в очень тяжелом состоянии, переезд представлял угрозу их сохранности и жизнеспособности.

Несколько раз сотрудники приезжали на осмотр фонда и отбор проб грунта и красочного слоя для химического анализа, по результатам которого составлялась методика противоаварийного укрепления. Наиболее распространенные виды консервационных мероприятий: укрепление сильно разрушенного, распыленного левкаса, укладка грозящих разломами и обрушением вздутий левкаса и красочного слоя, укрепление шелушений и отслаиваний красочного слоя и позолоты, подбор россыпей отдельно лежащих фрагментов изображения. Усложняла работу старая, многослойная, трудно удаляющаяся профзаклейка. Консервационные работы были проведены на 35 иконах и 25  предметах деревянной скульптуры.

Такая практика для меня очень важна, так как в дальнейшем мне самостоятельно необходимо будет следить за состоянием реставрированных вещей».

Подводя итоги сделанному, хочется сказать: разработка и реализация проекта консервации аварийных произведений из фондов собрания стала одним из наиболее значимых событий в жизни Тверской картинной галереи в 2011 году. Эта программа была самым масштабным реставрационным проектом за последние 50 лет как по объему (впервые консервационные работы проводились одновременно в пяти фондах галереи) и высочайшему профессиональному уровню участников, так и по результатам – благодаря проделанной работе 530 произведений тверского собрания выведено из аварийного состояния.

Автор: Светлана КУЗЕНКОВА, зав. реставрационной мастерской ТОКГ; Екатерина ЕГОРОВА, художник-реставратор ТОКГ
74

Возврат к списку

Тверь отметила  882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витала в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость