18 Января 2017
$59.4
63.29
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура05.04.2010

От «костотряса» до «опеля»

В Москве, в выставочном комплексе  «Крокус Экспо»,  прошла XV выставка старинных автомобилей

Посетителям представилась редкая возможность увидеть в одном зале сотни уникальных образцов старинной техники, восстановленной руками реставраторов из России, Бельгии, Германии, Италии, США, Финляндии, Франции, Чехии. Как и прежде, самое главное на выставке – олдтаймеры – автомобили, выпущенные до середины XX века.

В Москве, в выставочном комплексе  «Крокус Экспо»,  прошла XV выставка старинных автомобилей

Посетителям представилась редкая возможность увидеть в одном зале сотни уникальных образцов старинной техники, восстановленной руками реставраторов из России, Бельгии, Германии, Италии, США, Финляндии, Франции, Чехии. Как и прежде, самое главное на выставке – олдтаймеры – автомобили, выпущенные до середины XX века.
Отличительное действо нынешней выставки – стартовавшее в первый ее день работы реалити-шоу «Автореанимация». На глазах  публики мастера из груды металла начали собирать автомобиль «Опель Кадет» 1938 года выпуска. Право начать сборку организаторы предоставили популярному российскому певцу Вилли Токареву. Известно, что артист сам заядлый автомобилист. Живя в Америке, он достаточно долгое время работал водителем такси и знает толк в технике. Под пристальным взором десятка фото- и телекамер в сопровождении молодых озорных девушек он закрутил золотым ключом первую гайку будущего олдтаймера. Когда мастера прикрутили «опелю» переднюю облицовку, сразу стало ясно, кто является «папашей» нашего послевоенного народного автомобиля «Москвич-401».
Отдельная экспозиция была посвящена прапращуру автомобиля – велосипеду. Здесь можно было увидеть уникальный «костотряс» 1869 года выпуска, который является самым старым педальным транспортным средством на территории России. Также посетители могли увидеть интереснейший и редчайший итальянский велосипед производства 30-х годов прошлого века, изготовленный из гнутого дерева,  – такая же технология использовалась при производстве венских стульев. А рядом – образец современного веломобиля для перевозки двух детей или грузов. Вообще посетителям была представлена наглядная история развития колесной техники, сопровождаемая борьбой людей, идей, технологий. И часто – борьбой на полях боевых сражений.
Вот, к примеру, самый быстрый советский автомобиль ГЛ-1 1940 года постройки. Впервые увидев его, чем-то похожего на самолет, легендарный летчик Валерий Чкалов не удержался и попросился за руль – это была самая быстрая машина в СССР. Именно на ГЛ-1 гонщик-испытатель Горьковского автозавода Аркадий Николаев в сентябре 1940 года установил всесоюзный рекорд скорости – 161 километр в час. Но в эпоху коллективизации стране требовались грузовики, а не бесполезные спорткары, и проект не получил дальнейшего развития. Возможно, поэтому и сам легендарный автомобиль-рекордсмен не сохранился до наших дней – представленный на выставке экземпляр в течение нескольких лет скрупулезно воссоздавался по сохранившимся чертежам.
А результат технического волюнтаризма наглядно демонстрирует один из самых неудачных отечественных проектов – полугусеничный грузовик ЗИС-33. Его «крестным отцом» в 1939 году стал тогдашний первый секретарь Компартии Украины Никита  Хрущев, которому по долгу службы нередко приходилось выезжать в войска на территорию присоединенной Западной Украины. Обычные колесные грузовики часто застревали в дорожной грязи, и Никита Сергеевич дал распоряжение устранить этот недостаток. Самым простым вариантом показалось применение съемного гусеничного трака, который улучшал проходимость, но одновременно повышал массу машины и расход топлива до 100 литров на «сотню». Из-за этого в конце концов проект был признан неудачным, и больше к нему никто не возвращался.
Впрочем, неудачи были присущи не только отечественному автопрому.  Самый сложный автомобиль прошлого – немецкий армейский вездеход Хорьх- 901. На его примере наглядно видна одна из причин поражения Германии во Второй мировой. Это изделие германской промышленности отличалось такой сложностью конструкции и высокой технологичностью, что оказалось абсолютно не приспособленным для тяжелых климатических и дорожных условий Восточного фронта. Гениальная простота обошла стороной Хорьх-901: одних только точек смазки насчитывалось более ста. Сложные независимые подвески и трансмиссия, чувствительный к качеству топлива двигатель – все это сыграло роковую роль в условиях русской кампании.
Другое дело – наши полуторки. Предельная простота конструкции, полное отсутствие даже минимальных условий комфорта для водителя и пассажиров компенсировались необычайной неприхотливостью и живучестью автомобиля.  По словам одного из тверских автореставраторов, изготовить и заменить сносившиеся вкладыши коленвала можно было в походных условиях. На костре расплавлялся специальный сплав, заливался в формы, и новые вкладыши были готовы к установке. В наших автомобилях сказывалась американская порода. Полуторки от Горьковского автозавода – копия грузового «форда», а командирский полноприводный вездеход ГАЗ-64, а затем
ГАЗ-69 – даже внешне напоминали  простой и надежный ленд-лизовский «виллис».
Прямой противоположностью этим «козликам», как их называли в народе, смотрелся правительственный лимузин ЗИЛ-111, длина которого превышает шесть метров. Этот «членовоз» весит больше двух тонн, мощности V-образного двигателя –  200 л. с. хватает, чтобы разогнать лимузин до  170 км/час. Одно из главных его качеств – надежная защита пассажиров – было проверено на практике во время террористического акта против генсека Леонида Брежнева. Утром 22 января 1969 года лимузин вез из аэропорта в Кремль космонавтов Леонова, Берегового, Николаева и Терешкову – экипажи космических кораблей «Союз -4» и «Союз-5». Проехав Боровицкие ворота, автомобиль был обстрелян террористом, по ошибке принявшим сидящего на переднем сиденье космонавта Берегового за Брежнева. Всего по машине было выпущено шестнадцать пуль, но только одна достигла цели – смертельно был ранен водитель гаража особого назначения Илья Жарков. Прошло более сорока лет, прежде чем лимузин, превосходно отреставрированный, но с заботливо сохраненными следами «исторических» пулевых отверстий мог быть представлен вниманию публики.
Завершая наш небольшой экскурс, можно с уверенностью сказать, что выставка Олдтаймер – это живая энциклопедия инженерной мысли прошедшего века, когда именно на автомобилях отрабатывались самые новаторские и прогрессивные технические идеи, именно автомобили в первую очередь оснащались поистине гениальными разработками, призванными сделать езду максимально быстрой, безопасной и комфортной.
Автор: Андрей ВОРОБЬЕВ
40

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию