26 Сентября 2017
$57.57
68.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 16.04.2012

Всепобеждающая Пасха

Фотограф: Сергей Глушков

Церковь называет Пасху «праздником праздников». Но значение этого праздника сознают и те, кто не отстоял за свою жизнь ни одной церковной службы. Можно смело утверждать, что именно Пасха спасла Русскую Церковь, а вместе с ней и саму русскую душу от полного уничтожения.

Церковь называет Пасху «праздником праздников». Но значение этого праздника сознают и те, кто не отстоял за свою жизнь ни одной церковной службы. Можно смело утверждать, что именно Пасха спасла Русскую Церковь, а вместе с ней и саму русскую душу от полного уничтожения.

Напомним общеизвестное: в основе праздника лежит действительно чудесное событие, произошедшее в Иерусалиме весной 28 или 29 года. Человек по имени Иисус Христос (или Иешуа Га Ноцри, что означает Иисус Назаретянин), которого многие считали обманщиком, а немногие ученики называли Сыном Божиим, умер, распятый на кресте вместе с двумя разбойниками, был погребен и на третий день, как Он и предрекал, воскрес. Попытки признать этот факт не бывшим предпринимались с самого первого дня самыми разными людьми. И ныне сомневающихся в том, что это действительно было, достаточно много. Однако крупнейший знаток римской исторической литературы академик Петушин насчитал более 210 вполне надежных свидетельств о воскресении Христа. В конце XIX века были опубликованы результаты тщательных исторических исследований, которые убедили даже такого убежденного атеиста, как Фридрих Энгельс. «Новейшие капподокийские открытия, – писал он, – обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории… Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес истории – о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе».

Эти строки одного из основоположников марксизма, разумеется, никогда не публиковались у нас в советское время. Антирелигиозная и особенно антихристианская пропаганда была краеугольным камнем коммунистической идеологии – возможно, именно потому, что многие (но не важнейшие) идеи социализма и коммунизма были прямо заимствованы из христианского учения. С первых дней существования советской власти церковь была объявлена главным идеологическим противником коммунизма. Но борьба с ней велась отнюдь не только идеологическими средствами. Были закрыты и по большей части превращены в тюрьмы почти все монастыри, осквернены и разрушены десятки тысяч храмов, сотни тысяч священников, монахов и простых мирян подвергнуты репрессиям. 

Результат оказался потрясающим: после двадцати лет подобных гонений в Советском Союзе, по итогам переписи 1937 года, более 60 процентов граждан, несмотря на очевидную опасность преследований, признали себя верующими людьми. После этого последовал негласный приказ об уничтожении еще остававшихся в живых священнослужителей. Число расстрелянных по каждой епархии исчислялось сотнями (по Тверской, тогда Калининской, епархии, например, более 400 человек). И опять результат оказался обратный ожидаемому: почти уничтоженная физически Русская Православная Церковь оказалась не только живой, но и крайне необходимой стране в пору жестоких испытаний Великой Отечественной войны. Она воистину воскресла! И власти не оставалось ничего другого, как разрешить открытие многих тысяч храмов.

Детство моего поколения пришлось на годы правления Н.С. Хрущева – одного из самых лютых ненавистников церкви, обещавшего вскоре показать по телевизору «последнего попа». Снова закрывались и разрушались храмы, сажались в тюрьмы непокорные власти священники. И что же? Каждый год на Пасху практически в каждой российской, украинской и белорусской семье появлялись на столе освященные куличи и крашеные яички. То самое крашеное яичко, которым некогда Мария Магдалина убедила в воскресении Христа римского императора Тиберия, как снаряд, пробивало железобетонную плиту официального атеизма и попадало на стол даже самым большим партийным начальникам.

Да, конечно, те, кто так или иначе праздновал Пасху в советские времена, в большинстве своем не ходили в церковь и не были в полном смысле слова верующими людьми. Но Пасха в душе каждого русского человека оставалась тем островком веры, о который разбивались океанские волны неверия.

Власть довольно своеобразно боролась с Пасхой. Например, в пасхальную ночь, когда немногие храмы (в Твери-Калинине, напомним, единственной действующей церковью оставался собор «Белая Троица») были переполнены толпами молодых по преимуществу людей, в кинотеатрах устраивались ночные сеансы самых завлекательных импортных фильмов – только чтобы люди не ходили в церковь. Я, помнится, тоже ходил в кино, а не в церковь, но сам факт такого кинопосещения все равно воспринимался как празднование – и ничего иного, как именно Пасхи! И крашеное яичко наутро окрашивало этот праздник в еще более запоминающиеся цвета.

Уже в 1970-е годы как-то очень ясно стало, что, стоит лишь снять преграды в виде запугивания людей карами за исполнение христианских обрядов, и от всей коммунистической идеологии, превратившейся к тому времени в уродливую и надоевшую почти всем декорацию, не останется и следа. Так и случилось после 1988 года, когда по всей стране широко отмечено было 1000-летие Крещения Руси. Тогда, кстати, многие вспомнили, что, несмотря на все угрозы, родители, а чаще не потерявшие веры бабушки крестили их явно или тайно. А те, кто не был по каким-то причинам крещен, почувствовали себя в чем-то ущербными и стали подумывать о приобщении к церкви. Я помню, какие очереди желающих креститься выстраивались тогда перед «Белой Троицей». В один из дней осени 1989 года и я оказался в этой очереди, приведя затем сюда же дочь и внука.

С тех пор Пасха празднуется открыто и радостно всеми, кто имеет хоть капельку веры. Но и капельки не имеющий все равно празднует, если чувствует себя человеком русской культуры и не потерял еще надежду когда-нибудь поверить.

Да и как же можно отказаться праздновать день, в который Добро побеждает зло, Свет – тьму, а жизнь не только одолевает смерть, но и дает надежду на вечное спасение!
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
39

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость