22 Февраля 2017
$57.86
61.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура13.04.2012

Бах завершился Моцартом

Фотограф: Вячеслав Старостенко

В Тверской академической филармонии завершился XX Международный фестиваль музыки Иоганна Себастьяна Баха «И.С. Бах и музыка мира». На заключительном концерте форума публика не могла сдержать слез.

В Тверской академической филармонии завершился XX Международный фестиваль музыки Иоганна Себастьяна Баха «И.С. Бах и музыка мира». На заключительном концерте форума публика не могла сдержать слез – во время исполнения грандиозного «Реквиема» Моцарта невероятно сильное эмоциональное переживание вполне объясняло это.

Двадцатый Баховский фестиваль начался в Твери 18 марта и продолжался до 7 апреля, за это время на сцене филармонии публика имела возможность увидеть девять музыкальных программ, в которых были исполнены сочинения девятнадцати композиторов, представляющих разные страны и разные эпохи, от, разумеется, самого Баха до Альбинони, Беллини, Крейслера, Петербуржского и Таривердиева. Это статистические данные. Теперь, когда фестиваль стал достоянием истории музыкальной жизни Верхневолжья, можно посмотреть на него как на событие, вполне отвечающее слогану областной филармонии: «Мы самая высокая нота вашего настроения». Программа фестиваля была сверстана таким образом, что меломанам некогда было скучать. Открылся форум виртуозно-монументальным «Магнификатом», которым, как мы знаем из истории музыки, Бах дебютировал в Лейпциге в 1723 году. Пятиголосный хор, солисты, оркестр, текст из первой главы Евангелия от Луки, лаконизм самой музыки, только подчеркивающий ее удивительную красоту, – вот что такое «Магнификат». В рамках фестиваля впервые в Твери прозвучал и баховский Концерт для четырех клавиров ля минор, представляющий собой переложение для четырех скрипок, виолончели и струнных Антонио Вивальди. Вообще, говоря о двадцатом Баховском форуме, нам придется почти всегда говорить: впервые.

Впервые в Твери услышали японский дуэт «Хиде-Хиде», участники которого играли на традиционных японских лютне и флейте не только народную музыку Страны восходящего солнца, но и произведения Микаэла Таривердиева. Аранжировав их для своих инструментов, музыканты сохранили дух и прелесть, пронзительность, от которой мурашки бегут по спине, мелодизм и узнаваемость Таривердиева. Впервые в конце марта в Твери были исполнены все двадцать четыре каприса Никколо Паганини в транскрипции литовского композитора Гедриуса Купревичиуса. Скрипача, лауреата международных конкурсов Графа Муржу и камерный оркестр филармонии «Российская камерата» публика после финальных аккордов была, кажется, готова носить на руках, настолько ошеломляющее впечатление произвел этот цикл, практически не звучавший полностью на академических площадках.

Организаторы фестиваля в этом году показали Баха не только как гениального композитора, повлиявшего на развитие всей последующей музыки, но и просто как человека, семьянина. 5 апреля на сцене филармонии Юрий Медяник, вставший за пульт оркестра «Российская камерата», показал литературно-музыкальную программу «История любви:

Иоганн Себастьян и Анна Магда­лена Бах», в которой роль любящей жены и верного помощника композитора сыграла актриса Ирина Апексимова. Сценарий необычного концерта основан на письмах Анны Магдалены, наполненных теплом и преданностью. Супруга Баха, по словам Ирины Апексимовой, – это воплощение верной жены, остающейся тенью своего мужа, это очень скромная женщина, которую ее положение вполне устраивало. Письма, написанные не одно столетие назад, адаптировали к современной речи – когда слова просты, порой даже незатейливы, а мысли выражаются не высокопарными словами, легче понять и представить Баха и Анну Магдалену, живущих обычными человеческими радостями, счастливых или страдающих. Ирина Апексимова рассказала, что во время работы над образом супруги композитора ей труднее всего дались те эпизоды ее биографии, которые связаны со смертью детей, – и в спектакле актриса, как и женщины эпохи Баха, старается говорить об этом довольно скупо, почти без эмоций, не показывая страдания, но внутренне их мучительно переживая.

Вместе с тем фестиваль остается верен своим традициям. Так, на протяжении уже двадцати лет в день рождения Баха, 21 марта, дает концерт маэстро Гродберг, в рамках форума проходит благотворительный концерт солистов и коллективов филармонии для ветеранов войны и труда, форум становится престижной площадкой для выступлений молодых дарований тверского края, стипендиатов губернатора Тверской области. В этом году в этом концерте приняли участие двенадцать молодых музыкантов.

Заключительный концерт фестиваля состоялся накануне католической и за неделю до православной Пасхи. С этим, как сказали организаторы, была связана и программа торжественного закрытия. В первом отделении прозвучало самое известное католическое церковное песнопение, посвященное Деве Марии – Ave Maria, в котором блистательно солировала заслуженная артистка России, солистка Московского музыкального театра имени Евгения Колобова сопрано Эльвира Хохлова. Меломаны могли сравнить интерпретации этого сочинения, сделанные разными авторами: Бахом–Гуно, Керубини, Верди, Шубертом, а также услышать «Аллилуйя» Генделя и концерт для виолончели с оркестром Вивальди – его исполнил лауреат международных конкурсов Александр Забабуркин. Зрители, сидящие даже на ступеньках лестницы, между тем пребывали в ожидании главного номера концерта – «Реквиема» Моцарта, премьера которого состоялась 14 декабря 1793 года в Вене, в церкви Цистерцианцев. Тяжелобольной композитор никак не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он сочиняет для себя самого. 7 сентября 1791 года в Вене он писал:
«Я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной». Но, как хорошо известно, завершить «Реквием» Моцарт не успел.

До нынешнего дня «Реквием», написанный на канонический латинский текст заупокойной мессы, начинающейся словами «Requiem aeternam» – «Вечный упокой» и переложенной стихами в поэме Фомы Челанского «Dies irae» – «День гнева», в Твери звучал на девятом Баховском фестивале. В разное время исполнялись некоторые из двенадцати номеров его, например, Kyrie eleison или Lacrimosa. На закрытии одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Богу, было мощно представлено симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», несколько лет подряд приезжающим на заключительные концерты форума, и академическим большим хором «Мастера хорового пения». Зал замер. В седьмом номере, лирическом центре сочинения, знаменитой Lacrimosa («Слезный этот день настанет»), пронизанной интонацией горестного вздоха, даже мужчины утирали глаза – настолько велико было эмоцио­нальное напряжение. Из биографии Моцарта мы знаем, что 4 декабря 1791 года друзья, собравшиеся у постели больного композитора, пели только что написанную им Lacrimosa. Сам Моцарт исполнял партию альта, но не смог продолжать – разрыдался. А на следующий день его не стало.

Закрывая фестиваль «Бах и музыка мира», председатель областного комитета по делам культуры Елена Шевченко отметила, что юбилейный форум прошел с большим успехом и запомнился целым рядом уникальных музыкальных программ: «Будем готовиться к XXI фестивалю!..»

Автор: Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
24

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

По программе «Доступная среда» в тверском регионе адаптируют 33 объекта
Тверская область должна быть комфортной как для здоровых граждан, так и для тех, у кого есть физические ограничения. Очень важно адаптировать учреждения региона в максимально короткие сроки, привести их к российским и международным стандартам качества. 
21.02.201722:54
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию