27 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
История13.04.2012

Первые шаги А.Н. Туполева в авиации

Об А.Н. Туполеве написано и издано достаточно много книг и статей. Казалось бы, вся его жизнь известна достаточно хорошо, однако некоторые недомолвки и «белые пятна» тем не менее остаются.

Владимир Петрович Иванов – наш земляк, кандидат технических наук, живущий в Санкт-Петербурге, уже известен читателям «ТЖ». Особый интерес для него представляет «тверской след» в истории российской авиации. Андрей Николаевич Туполев – уроженец кимрского села Пустомазово – одна из ярчайших фигур в этой истории. Новое исследование нашего постоянного автора посвящено студенческим годам недавнего выпускника Тверской гимназии.

Об А.Н. Туполеве написано и издано достаточно много книг и статей. Казалось бы, вся его жизнь известна достаточно хорошо, однако некоторые недомолвки и «белые пятна» тем не менее остаются. Причина во многом носит субъективный характер: о некоторых периодах своей жизни сам Андрей Николаевич часто умалчивал. Попробуем раскрыть одну из таких недосказанных историй.
Сейчас мало кто знает, что А.Н. Туполев начинал свою творческую жизнь в авиации в Москве на заводе «Дукс».

«Дукс» являлся многопрофильным заводом. Сначала он производил велосипеды, дрезины, другое оборудование, а с 1910 года на нем открылось авиационное отделение, и завод приступил к выпуску самолетов. В отличие от некоторых других авиационных предприятий России, например, Русско-Балтийского вагонного завода или завода С.С. Щетинина, «Дукс» в основном строил аппараты для покорения воздуха по лицензии западных фирм.

Острая потребность Военно-морского флота России в гидросамолетах побудила директора и владельца завода «Дукс» Ю.А. Меллера организовать в 1915 г. конструкторское бюро по морской тематике. Занимательный в настоящее время штрих: после начала войны с Германией директор сменил свою простую немецкую фамилию Меллер на очень звучную русскую Брежнев. Он долго искал человека на должность главного конструктора морской тематики. По рекомендации профессора Н.Е. Жуковского конструкторское бюро возглавил студент Императорского московского технического училища Андрей Николаевич Туполев, хорошо зарекомендовавший себя работой в комиссии по обследованию тяжелого самолета В.А. Слесарева «Святогор».

Первоначально Туполев взялся разработать поплавковый гидросамолет для флота универсального назначения, так как летом 1915 г. вопрос о создании специализированных морских самолетов еще не стоял на повестке дня. Позже, в 1916 г., А.Н. Туполев, возможно, с учетом имеющегося задела получил задание спроектировать и другие самолеты: 1) морской фоторазведчик и бомбардировщик с двигателем «Испано-Сюза», 2) морской поплавковый истребитель с мотором «Клерже» мощностью 130 л. с. и скоростью 170 км/ч.

Работа над проектами тем не менее не ладилась. Ни знаний, ни опыта, ни умения у А.Н. Туполева в те годы еще не было, поэтому технические характеристики разрабатываемых машин не удовлетворяли командование флота.

Проекты многократно переделывались, шло время.

Интересно отметить, что на Петроградском филиале фирмы (Мойка, д. 59) в то время работал (подрабатывал в должности инженера по заказам) студент Петроградского политехнического института Николай Николаевич Поликарпов, чья деятельность впоследствии на долгие годы была связана с заводом «Дукс» (в советские годы обозначенный как «государственный авиационный завод №1»).

При каждом изменении проекта Поликарпов вынужден был заниматься повторным согласованием технических условий. Однако реальный проект тем не менее не складывался. Туполев нервничал, сгоряча обвиняя Поликарпова в нежелании и неумении «выбить» заказ.

Ввиду отсутствия какого-нибудь прогресса Отдел авиации и воздухоплавания Главного управления кораблестроения, в чьем ведении находились тогда все вопросы создания новой морской авиационной техники, предложил Андрею Николаевичу приехать в Ревель на тыловую станцию (базу) авиации Балтийского флота и ознакомиться с конструкцией отечественных и французских гидросамолетов, а также с трофейным поплавковым «Альбатросом».

Флот устраивало даже простое копирование немецкой машины. Однако и с этой работой у Туполева дело не ладилось.

Ввиду отсутствия требуемого результата владелец завода «Дукс» Ю.А. Меллер решил лично разобраться с ситуацией. Он приехал в Петроград, побывал в Главном управлении кораблестроения. На совещании Туполев попытался оправдаться ссылкой на недостаточно четкую работу Поликарпова по оформлению заказов на его самолеты. Но Поликарпов отмел все его обвинения. «Каковы проекты, таковы и заказы», – якобы сказал он при этом.

Дело кончилось тем, что в отсутствии какого-либо положительного результата в деле создания конструкции для флота владелец завода «Дукс» Ю.А. Меллер вынужден был закрыть КБ А.Н. Туполева и приобрести лицензию на постройку французской летающей лодки «Теллье».
«…Я был молодой, обиделся, забрал свои чертежики и вернулся обратно в Техническое училище», – позже вспоминал Андрей Николаевич.

По-видимому, эта неудача глубоко задела самолюбие Туполева, и о своей работе в годы Первой мировой войны в КБ завода «Дукс» он вспоминал крайне редко и неохотно.

Отметим, что эта первая и вроде бы неудачная работа дала А.Н. Туполеву очень много: бесценный опыт создания новой авиационной техники, опыт руководства конструкторским коллективом, опыт взаимодействия с заказывающими организациями. И все это пригодилось, и довольно скоро.
А «свои чертежики» вместе с соответствующей пояснительной запиской он представил в ИМВТУ как дипломный проект, защитил его и получил звание инженера.

Такая вот история.

Автор: Владимир ИВАНОВ
82

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию