21 Февраля 2018
$56.52
69.89
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 10.04.2012

Главный историограф флота

Фотограф: Архив «ТЖ»

Наш земляк Веселаго еще при жизни стал легендой российских моряков.

Тверские дворяне Веселаго владели имениями в разных уездах губернии, в основном на ее северо-востоке. Так, вице-адмирал Иосиф Иванович жил в имении Новотроицком Вышневолоцкого уезда, а генерал Корпуса морских штурманов Феодосий Федорович Веселаго владел усадьбой Лучиха в Заручьевской волости Бежецкого уезда.

Феодосий Федорович родился 8 апреля 1817 года, по окончании Морского корпуса преподавал астрономию и навигацию в гардемаринских классах. Уже через год ему доверили читать аналитическую геометрию в офицерских классах, а в 1846 году назначили заведующим этими классами. В его обязанности входило руководство гардемаринами во время плаваний по Финскому заливу и Балтийскому морю, и к 1853 году он совершил пять таких кампаний.

После этого его в звании майора зачислили в армию и назначили инспектором студентов Московского университета. В 1857 году Веселаго получил производство в полковники и несколько лет был помощником попечителя Казанского учебного округа. Вернувшись в столицу, он в чине действительного статского советника был назначен членом совета Главного управления по делам печати, а затем стал начальником этого управления. Глубокие знания и административный талант способствовали его карьере.

В 1881 году Веселаго назначили директором Гидрографического департамента и председателем учебного отделения Морского технического комитета, а также Комитета морских учебных заведений, произведя в генерал-лейтенанты Корпуса флотских штурманов. Феодосий Федорович был удостоен почти всех российских орденов до Св. Александра Невского включительно, являлся почетным членом Николаевской морской академии и Императорской Академии наук, членом Адмиралтейств-совета, а 1 января 1892 года произведен в полные генералы.

Еще в возрасте 35 лет он выпустил в свет свой «Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет» и был удостоен за это сочинение Демидовской премии. После смерти в 1868 году историка Сергея Елагина государь поручил Веселаго продолжение составления издания «Материалы для истории русского флота». Работа пошла споро, тем более что Феодосий Федорович к этому времени уже много собрал и изучил сам. В 1871 году были изданы его «Краткие сведения о русских морских сражениях за два столетия с 1656 по 1856 год», на следующий год по распоряжению Морского министерства вышел в свет составленный Веселаго «Список русских военных судов с 1668 по 1860 г.» — с постройки на Волге первого русского корабля «Орел» до начала броненосного судостроения в России.

Чуть раньше была создана Комиссия для разбора и описания дел архива Морского министерства с его основания до 1805 года, а также для издания составленных описей. Руководил ею также Веселаго. Капитальным трудом, принадлежащим его перу, является «Общий морской список», содержащий сведения о службе флотских офицеров, морских артиллеристов, корабельных мастеров и других лиц, известных полезной для флота деятельностью. Отдельной книгой был издан в 1869 году написанный Веселаго биографический том «Адмирал Иван Федорович Крузенштерн».

Современный морской историк Петр Головнин, прямой потомок знаменитого русского мореплавателя Василия Михайловича Головнина, пишет: «Ф.Ф. Веселаго принадлежал к так называемой русской военно-исторической школе, представлял официальную военную историографию; впервые опубликовал много новых фактов, подтверждающих передовой характер военно-морского дела в России; утверждал идею самостоятельного пути развития русского военно-морского искусства».

Приведем по изданию 1895 года фрагмент из «Краткой истории Русского флота», касающийся времени его становления.

«Юный царь Петр Алексеевич, имевший врожденную, страстную любовь к морю, от близких к нему образованных иностранцев, его наставников и собеседников, особенно же от голландца Тимермана и швейцарца Лефорта, приобрел первые понятия о морской науке и сознание важности флота для России. Случайно же найденный им в 1688 году старый английский ботик, принадлежавший деду Петра, Никите Ивановичу Романову, познакомил царя с удовольствием плавания под парусами, и такая простая случайность была ближайшим поводом к основанию русского флота.

На этом знаменитом ботике, названном самим Петром Дедушкою Русского флота, царь впервые начал кататься по реке Яузе; но так как она для лавировки была тесна, то Петр, успевший уже пристраститься к «водяной потехе», перенес ботик в находящийся в селе Измайлове Просяной пруд. «Но и там, — замечает венценосный моряк, — немного авантажу сыскал, а охота стала от часу быть более». Плодом этой охоты была закладка в следующем 1689 году трех судов на Переяславском озере, где с своими потешными преображенцами сам государь работал топором наравне с простыми плотниками. На берегу озера построен был дворец, батарея, с которой в торжественных случаях производилась пальба, и пристань для судов. Летом 1692 года здесь у царя прогостили целый месяц царицы: мать и супруга его. В присутствии их происходили сухопутные и морские маневры, во время которых все почести отдавались князю Федору Юрьевичу Ромодановскому, как генералиссимусу и адмиралу.

Скоро и Переяславское озеро показалось тесным пылкому моряку, он пожелал увидать настоящее море, и с этим намерением в 1693 году отправился в Архангельск. Путь до Вологды царь совершил сухим путем, а оттуда водою. В Архангельске, наконец, Петр увидел давно желанное море, иностранные корабли и торговую жизнь приморского города. Все это обратило полное внимание юного царя, и он, с обычною своею энергиею, начал изучать то, что казалось ему полезным. Первым плодом подобного изучения было сознание огромных выгод, получаемых здесь исключительно иностранцами, и горячее желание созданием своего торгового флота обратить эти выгоды на пользу русского купечества. Под влиянием такой мысли Петр немедленно избрал для верфи лежащий подле города Соломбальский остров, на котором и заложил 24-пушечный корабль, поручив строение его надзору тамошнего воеводы, стольника Федора Матвеевича Апраксина. Одновременно с этим царь заказал построить в Голландии и другое 4-пушечное судно. Оба они были небольших размеров и, имея пушки весьма малого калибра, могли служить для военных и торговых целей. В ожидании прибытия царя в Архангельск для него построена была 12-пушечная яхта Святой Петр, на которой он первый раз вышел в Белое море и, конвоируя иностранные купеческие суда, провожал их в море около 300 верст…»

Безыскусный и точный язык этого произведения сделал его любимым чтением и начинающих, и опытных русских моряков нескольких поколений. Его автор скончался в 1885 году, а через четыре года экипаж шхуны «Бакан» при обследовании Новой Земли назвал именем Веселаго остров у ее побережья. В 1913 году участники экспедиции под руководством Георгия Седого присвоили имя знаменитого историографа проливу в этом же полярном архипелаге.

Автор: Михаил СЛАВИН
45

Возврат к списку

Тверской регион взял РИФ
Вчера в Сочи завершился Российский инвестиционный форум (РИФ). Его основная тема в этом году – «Формируя образ будущего».
16.02.201821:15
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость