29 Сентября 2016
$63.95
71.57
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура09.04.2012

Директор «Войны и мира»

Фотограф: Личный архив Вячеслава Воробьёва

К 90-летию со дня рождения.

Его зовут Николай Александрович Иванов. Простые русские имя, отчество и фамилия, которые носят тысячи и даже миллионы людей. Но он такой один, потому что он — директор фильма «Война и мир». Все знают режиссера Сергея Бондарчука и Вячеслава Тихонова в роли князя Андрея, помнят многих актеров, но почти никто не может назвать имя директора картины. А ведь успех фильма наполовину зависел от него.

Николай Александрович родился 5 апреля 1922 года в деревне Песчанка под Осташковом. Говорит, что в мир кино попал случайно: когда ему было 19 лет, просто отправился на «Ленфильм» и на вопрос, кем хочешь работать, сказал наобум: помощником режиссера. Первой картиной был «Валерий Чкалов» Михаила Калатозова.

22 июня 1941 года Николая призвали в армию, он воевал на Ленинградском фронте, был контужен в бою и пять месяцев ничего не видел, не слышал и не говорил, стал инвалидом второй группы, но продолжал воевать, был награжден орденом Красной Звезды. Говорит об этом легко, но можно себе представить всю тяжесть пережитого.

После войны Иванов вернулся на «Ленфильм» и понял, что его призвание — организация кинопроцесса.

На «Ленфильме» Иванов познакомился с Сергеем Бондарчуком и подружился с ним на всю жизнь. Репутацию человека, который умеет все и может все достать и обо всем договориться, наш земляк создал за несколько лет и стал замдиректора студии.

В 1956 году переманивать его на «Мосфильм» приехали независимо друг от друга Станислав Ростоцкий и Иван Пырьев. Пырьев же рекомендовал его и на должность директора фильма «Война и мир», который готовился снимать Бондарчук. Иванов вспоминает, что их приняла министр культуры Фурцева, выслушала и позвонила министру обороны маршалу Малиновскому. Тот поддержал идею и помог защитить ее на заседании ЦК КПСС. Главным консультантом фильма назначили генерала армии Владимира Курасова, замначальника Генерального штаба. Генерал-лейтенант Николай Осликовский, в свое время служивший еще у Котовского, стал консультантом по кавалерии.

Но как раз кавалерии-то и не было. Задействовали дивизион московской милиции и стоявшие на границе с Ираном конные горно-вьючные батареи. В ходе работы над фильмом Иванов вместе с генералом Осликовским сформировал отдельный кинематографический кавалерийский полк, который впоследствии был успешно задействован во многих других фильмах и стал основой нынешнего Президентского полка.

По поводу войск Иванов и Бондарчук пошли к новому министру обороны маршалу Гречко. Тот выделил из разных военных округов 13 тысяч человек на 13 дней, растянувшихся на три месяца. По поводу костюмов Иванов обратился к министру легкой промышленности. Тот встретил просьбу в штыки, но удалось убедить заместителя председателя Госплана СССР Чадаева, и на фильм стали работать 38 фабрик и заводов. Мебель была настоящая, ее Иванов с помощниками искал и находил в комиссионных магазинах. В то время стали строить «хрущевки», и старая габаритная мебель в них не помещалась. Очень помогала Фурцева, которая подключила музеи, нашла специалистов по культуре того времени. Консультантом по этикету стала вышедшая из лагерей жена адмирала Колчака Анна Тимирева.

Старинные костюмы Иванов за наличные купить не мог, это не разрешалось. Но были так называемые лимиты, и Николай Александрович пошел к заместителю председателя Государственного банка СССР, убедив его, чтобы эти лимиты спустили в магазины. Там консультанты фильма отбирали все необходимое, и магазин получал деньги по безналичному расчету. Парчу на платья дамам для бала Наташи Ростовой Иванов покупал в Германии и Польше.
Бородинское сражение снимали в основном под Дорогобужем, в Смоленской области, где когда-то были летние лагеря царской армии. Каждое утро занятым в батальных сценах солдатам-срочникам преподавали курс «молодого бойца» французской или русской армии: учили всему, начиная от облачения в форму того времени и заканчивая строевым шагом.

Командовать армией на съемочной площадке было не проще, чем на фронте. Поле боя было разделено на сектора, и в каждый из них передавались по рации распоряжения с центрального пункта. Использовали и мощную звуковещательную машину военного времени. Однажды она замолчала, и пришлось послать вестового. Тот ехал на коне неспешно, и генерал Осликовский сказал в досаде: «Что ты плетешься, как беременная вошь?» Машина включилась, и фразу услышали все в радиусе 40 километров. Съемочный день был сорван, поскольку все, в том числе Бондарчук, хохотали до вечера.

Под Волоколамском, в Теряеве, снимали пожар Москвы. Поначалу кареты проваливались в мягкой торфяной земле. Иванов обратился к замминистра обороны генералу армии Комаровскому, ведавшему вопросами строительства. Тот прислал десятитонные самосвалы с гравием, и дорогу забутовали. Декорации обливали соляркой. Бондарчук сам вбегал в горящий дом. Не было ни одного несчастного случая.

Бондарчук очень хотел, чтобы князя Андрея сыграл Смоктуновский. Но тот в это время готовился к съемкам в «Гамлете». Иванов вспоминает: «Когда перед пробами я пришел к Кеше в гримерку — а мы с ним подружились еще во время съемок фильма «Солдаты», — он мне сказал: «Если Сергей отдаст мне роль Пьера Безухова, я откажусь от Гамлета». Я попытался отговорить друга: «Кеша, этим шагом ты нанесешь Козинцеву огромный удар. К тому же неужели ты не видишь, что Сергей сам хочет играть Пьера? Он ради этого даже стал поправляться...» Козинцев категорически отказал, и Бондарчук стал просить согласия у Олега Стриженова. Тот претендовал на роль Долохова и играть Болконского не захотел. Мечтал об этой роли Василий Лановой, но его уже утвердили Анатолием Куракиным. В итоге Болконским стал Вячеслав Тихонов, который сыграл блестяще, хотя сам был недоволен.

В фильме было четыре серии — и каждую показывали военным, потому что фильм делался под опекой Минобороны, все надо было согласовывать и утверждать. У Бондарчука на предпремьерном показе не выдержало сердце, наступила клиническая смерть. Его спасла девушка-практикантка из мединститута, которая до сих пор работает в Доме кино. Когда Сергей Федорович очнулся, сказал: «А помирать-то не страшно».

К Бондарчуку Иванов относится трепетно, считая его гениальным режиссером, и говорит: «Бондарчук был личность. Армия его любила. Мне говорили маршалы Конев и Рокоссовский: «Колечка, дорогой, ты береги Бондарчука. Это наше национальное достояние. Это — человек- гигант, огромной силы человек». Он был патриотом, сожалел, что наш народ так бедно живет. Начальство за это его и ценило, и побаивалось».

«Войну и мир» снимали около шести лет, премьера первой серии состоялась 14 марта 1966 года. В том же году фильм стал лауреатом Московского международного кинофестиваля, а в 1969 году получил «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке. В СССР картину посмотрели 135 миллионов зрителей, в советском прокате она собрала около 58 миллионов рублей при бюджете около 8 миллионов.

Николай Александрович после этих съемок стал заместителем директора «Мосфильма» и занимал эту высокую должность почти двадцать лет. Не оставлял Иванов и прежнюю профессию: директорствовал в знаменитых фильмах «Они сражались за Родину» и «Освобождение». Он попал в опалу и был уволен в 1984 году за то, что его приемная дочь вышла замуж за англичанина. После этого наш земляк работал в Союзе кинематографистов, организовывал кинофонд.

Уже много лет Николай Александрович возглавляет Совет старейшин Союза кинематографистов России и Совет по делам ветеранов кино, недавно награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Сейчас вместе с женой он живет в Доме ветеранов кино, который прежде курировал. Он охотно встречается с коллегами и журналистами.

Земляки-тверитяне сердечно поздравляют Николая Александровича с 90-летием! А еще с 200-летием изгнания Наполеона из России, ведь именно Вы, наш Иванов сотоварищи показали во всем ужасе войну Двенадцатого года и во всей красе – великий народный подвиг.

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
274

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Подготовка к зиме – показатель эффективности власти
«Как ни улучшится погода, у нас своя природа-мать. У нас в любое время года задача перезимовать».
28.09.201622:44
Больше фоторепортажей


Сегодня, 28 июля, Президент РФ Владимир Путин и глава тверского региона Игорь Руденя посетили одно из ведущих сельскохозяйственных объединений страны – «АгроПромкомплектацию». 
28.07.201618:42
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию