10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура05.04.2012

Прошлое и будущее Вышнего Волочка

Фотограф: Наталья Зимина

Формирование нового музея практически «с нуля» – дело весьма долгое и трудоемкое, но безусловно благородное и благодарное. Музей представляется одним из показателей истинной цивилизованности общества, которое, извлекая определенные предметы из обихода и помещая их в музей, создает материальную базу для осознания собственной идентичности. Причем предназначенную прежде всего для последующих поколений.

Формирование нового музея практически «с нуля» – дело весьма долгое и трудоемкое, но безусловно благородное и благодарное. Музей представляется одним из показателей истинной цивилизованности общества, которое, извлекая определенные предметы из обихода и помещая их в музей, создает материальную базу для осознания собственной идентичности. Причем предназначенную прежде всего для последующих поколений.

Одному из самых крупных и интересных городов Тверской области – Вышнему Волочку в этом смысле долго не везло. 22 года без краеведческого музея – в городе успело вырасти несколько поколений, практически не знакомых с историей своего города. Понятно, что у детей интерес к истории начинается не с текстов, а с реальных предметов – собственно, в том числе и для такого воспитания существуют музеи. Потом, однако, дело сдвинулось с мертвой точки, долгострой на Казанском проспекте ожил – и сейчас мы можем говорить о том, что историческая справедливость восторжествовала.

Постоянная экспозиция формировалась постепенно, зал за залом; последним по времени стал археологический отдел: для него заместитель генерального директора Тверского государственного объединенного музея по археологии Игорь Черных и археолог Инна Исланова разработали авторскую концепцию – в частности, пересмотрели с новых позиций процесс расселения на этой территории славянских племен. Экспозиция уже некоторое время была открыта для посетителей, но настоящая презентация случилась, когда Вышний Волочек посетили участники семинара «Тверская земля и сопредельные территории в древности» – люди, на исследованиях которых, собственно, и формируются музейные экспозиции. Они оценили оригинальность авторской концепции и с наслаждением продолжили бурные научные споры уже не на теоретических семинарских заседаниях, а на практическом материале, который в изобилии представлен на стендах. 

Тут стоит заметить, что развитие человечества от доисторических времен до раннего Средневековья – тема узкоспецифическая, требующая особых познаний, так что разговор специалистов между собой для досужего слушателя выглядел сущей китайской грамотой. Но уже сама экспозиция построена так, что некоторые вещи внимательный посетитель может понять и сам, хотя разъяснения экскурсовода, безусловно, необходимы. 

* * *
Очень к месту оказалась первая витрина, в которой на схемах и примерах наглядно показан принцип изготовления каменных орудий – от обыкновенной каменюки (а на самом деле – тщательно выбранного кремня) до не лишенного изящества кремневого лезвия. 

Игорь Черных посетовал, что размеры помещения позволяют лишь выставить в витринах артефакты: для крупных макетов места просто нет. В маленьком зале поместился лишь макет частично раскопанного погребения. Ему, на наш взгляд, определенно не хватает пояснительного стенда, который бы рассказал о том, что это за канавка и серая полоска и почему горшок торчит из стенки раскопа на такой странной высоте. Не удалось разместить в зале и важный сакральный объект – камень-следовик: поднимать здоровенный валун на второй этаж просто не рискнули, так что он поселился в музейном дворике. 

Помимо традиционных витрин в экспозиции обнаружился и интерактивный момент: на подоконнике примостилась коллекция орудий, изготовленных в полном соответствии с технологиями каменного века. Вот в витрине мирно дремлет фатьяновский сверленый топор-молот – изящная и на вид вполне безобидная вещичка. А вот он же (ну то есть точно такой же, сделанный современным умельцем) уже прилажен на ру­коять с очень выразительной волчьей головой. Его можно взять в руки, покрутить, примериться – и понять, что при надлежащей сноровке это более чем грозное оружие. Лопата, скребок, острога, копье, нож – остроумная конструкция из деревянной рукояти и расщепленного коровьего ребра (и пищевые отходы шли в дело!), в щель которого вставлены острейшие кремневые лезвия… Предметы повседневного обихода наших далеких предков. Есть и небольшой сверлильный станочек, которым вертели дырки в тех самых топорах: можно попробовать представить себя на месте древнего человека и прочувствовать суровую правду в словах одного археолога, который на вопрос «Как же, собственно, жили эти люди?» честно ответил: «Не знаю. Я бы умер сразу». 

* * *
Отдав должное обсуждению узкоспециальных вопросов, гости музея не отказали себе в удовольствии осмотреть другие разделы экспозиции. В отделе природы не чуждые охоты мужчины долго любовались эффектной рысью, которая в полете ловит тетерева, а рыболовы дивились на подвод­ный мир вышневолоцких озер. У детей же, как рассказали сотрудники музея, особой популярностью пользуется интерактивная композиция: изображение животного, а рядом в окошке – кусочек соответствующего меха, так что при богатой фантазии можно погладить настоящую лису или куницу. Куний хвост в таком окошке меняли уже несколько раз. Древняя природа тоже представлена не только в застекленных витринах, но и в небольшой «клумбочке» на полу, более всего напоминающей японский сад камней: на песке в художественном беспорядке разбросаны окаменевшие раковины, кусочки кораллов, белемниты. Очень поучительно, поскольку сподвигает внимательнее смотреть под ноги – и в обычной дорожной пыли могут обнаружиться свидетельства ушедших эпох.

Одна из особенностей вышневолоцкого музея заключается в том, что он располагает художественной коллекцией, которая сделала бы честь собраниям далеко не районного уровня. Это понятно: в полутора десятках километров от города находится знаменитая Академическая дача имени Репина, где работают живые классики. Иногда они сами дарят музею свои произведения, иногда коллекцию пополняет уроженец Вышнего Волочка, ныне живущий в Москве, – покупает соответствующие концепции музея вещи и преподносит их в дар родному городу. Вся эта красота размещена на галерее второго этажа, на обширных, хорошо освещенных пространствах.

* * *
Однако главным смысловым центром музея стала Вышневолоцкая водная система – первое в России гидротехническое сооружение такого рода, построенное по указу Петра I для обеспечения нужд строящегося Санкт-Петербурга. Посетителей встречает большой бюст Петра I – модель памятника работы скульп­тора Юрия Злоти. Сам памятник установлен перед зданием местной администрации. Весь первый этаж занимают карты и документы, модели кораблей, макеты и изображения шлюзов, якоря, а в центре зала – большой макет самой системы каналов, благодаря которой город получил наименование «Северная Венеция».

Водный путь определил прошлое города, обозначил вектор его развития – с водой Вышний Волочек связывает и свое будущее. На втором этаже размещена «секретная комната», входя в которую солидные остепененные ученые тут же превращались в резвых детишек. По периметру зала размещена живописная панорама, представляющая город таким, каким он в идеале должен стать в будущем. Вот сверкают куполами восстановленные храмы, вот радует глаз «единая фасада», вот работает возрожденная текстильная фабрика. А вокруг – лодки, катера, яхты… Посредством какого-то зеркального материала авторы композиции искус­но соединили живописное полотно с расстеленным в центре зала искусственным газончиком, на котором тут же с удовольствием разлег­лись гости. Эффект действительно превзошел все ожидания: из мартовской слякоти мы разом перенеслись на летний островок посреди вышневолоцких вод. Пока идиллия существует лишь в отдельно взятом музейном зале. Но почему бы ей в самом ближайшем будущем не воплотиться 
в реальности?
Автор: Наталья ЗИМИНА
45

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию