21 Сентября 2017
$58.13
69.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Гордость земли Тверской 02.04.2012

Алексей КУДИНОВ. Понять Россию разумом

Фотограф: Архив семьи Кудиновых

Почетный ректор Тверского государственного университета. Доктор наук. Профессор. Академик ряда российских и международных академий. Кавалер многих высочайших наград. Он из породы тех людей, кому очень идут юбилеи. И в свои 75 он выглядит впечатляюще: подтянут, от природы гордо посаженная голова в венце мудрой седины; богатый баритон полон готовности петь и смеяться, особенно над собой.

Почетный ректор Тверского государственного университета. Доктор наук. Профессор. Академик ряда российских и международных академий. Кавалер многих высочайших наград.

Он из породы тех людей, кому очень идут юбилеи. И в свои 75 он выглядит впечатляюще: подтянут, от природы гордо посаженная голова в венце мудрой седины; богатый баритон полон готовности петь и смеяться, особенно над собой.

Шла к нему, словно на экзамен, который никогда бы не сдала, потому что о сути тех наук, которыми занял свой светлый ум этот человек, автор строк умеет только слушать. А потому поверим вместе: вклад Алексея Никифоровича в исследование механики деформируемого твердого тела и математического моделирования сложных систем и явлений – этот вклад существенно приблизил решение множества проблем в самых разных отраслях науки, в том числе космической. Теперь, когда мы с большинством читателей на равных в понимании основ деятельности нашего земляка, самое время с умным видом спросить:

А МОЖЕТ ЛИ СЫН НЕ-РЕКТОРА СТАТЬ РЕКТОРОМ?

– Еще как может. Но только не сразу, – не без иронии ответил собеседник. Управитель (лат. rector) – синоним ректора. Наш управитель жизни и повелитель мысли родом из крепкой крестьянской семьи. Сибиряк. Овеянный легендами Алтайский край его родина. Природные наклонности проявились очень рано. Когда отец Никифор Ермолаевич в сорок первом уходил на фронт, Алеше было четыре года. Тут надо было поднатужиться, управлять собой и ничем не огорчать маму Марию Максимовну. Вскоре стал помогать ей по хозяйству, а еще смотреть, чего бы не набедокурили младшие братья и сестра. В школу пошел как на праздник, ведь учить его будет Галина Леонтьевна. Все село знало, как интересно ведет уроки интеллигентная и красивая женщина, что приехала из блокадного Ленинграда. Когда много лет спустя Алексей бывал в городе на Неве, он узнавал все улицы, мосты и музеи по ее рассказам. И выбор книг любимых тоже от нее. И музыка, звучавшая с пластинок. Четыре первых года стали фундаментом. Он научился учиться. И терпеть голод.

ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ РАЗВЕДЧИКА УТКИНА

По судьбе каждому из нас предназначена какая-то задача. Не все слышим ее, оттого порой и не можем воплотить себя. Фронтовой разведчик Николай Александрович Уткин, к тому же выпускник ленинградского вуза, с ходу увидел в пареньке, что за семь верст ходил в школу, не только математический склад ума, но и ту внутреннюю собранность, которая позволяла проявиться лидерству, естественному чувству заботы – как в хорошей семье. Когда после семилетки, которую Кудинов окончил с отличием, он засобирался в Семипалатинск, в геологоразведочный техникум, Уткин, понятно, огорчился: голова у Алексея для науки лучше пригодилась бы. Но фактор выбора уважил. Голодновато жила многодетная семья Кудиновых, а тут и стипендия хорошая, и дело по душе. «И вот сдал я на пятерки все экзамены. Вызывает меня директор техникума: «Ты имеешь право на меня пожаловаться. Я обязан взять тебя. Но те ребята, что в математике послабже, они же войну прошли, а тут у меня плачут. Так мечтали на фронте уцелеть и потом именно здесь учиться! Прости, Леша, ты, может, еще не понял, к чему свой ум приложить, поучись в школе». Так в Михайловской школе, где теперь работал директором Николай Александрович Уткин, во главе ученического комитета стал Алексей Кудинов. И порой не к директору или классному руководителю приходили родители двоечников за помощью. Толк от вполне мирных переговоров был. А за то, что не дал свернуть на кривую дорожку, подросшие сверстники не раз говорили спасибо. Кстати, успешными многие стали, даже коллегами по ученому миру. Потому что не одного Кудинова шкурил труднейшими задачками учитель от Бога Уткин. Лучшие из его питомцев с лету брали барьеры ведущих вузов. Алексей сразу после школы стал студентом Томского университета, выбрав физический факультет, где в ту пору работали выдающиеся ученые, быть может, сами того не осознавая, они наряду с коллегами столичных вузов закладывали в студенчестве основы знаний для освоения Пятого океана. В пятьдесят девятом Алексей Кудинов, передав бессменное председательство в студсовете, окончил специальное (как говорили полушепотом, космическое) отделение и был приглашен на физтех родного вуза, пока ассистентом. Затем по логике таланта – аспирантура, защита кандидатской, а в тридцать восемь лет – докторской диссертации. Еще десять лет профессор Кудинов – проректор по учебной работе, на его счету немало прорывных трудов, в учениках семеро докторов и почти сорок кандидатов наук. Созданная им научная школа математического моделирования сложных ядерных систем по праву пионерных исследований считается ведущей не только на сибирском научном горизонте. Но час уж близится.

«И ХОРОШО, ЧТО ЖЕНА ТОГДА БЫЛА ПРИ МНЕ»

Надеюсь, не обидится на такие слова Людмила Ивановна, но, право же, хорошо для нашего города, что в один из теплых предосенних дней 1986 года в нашем городе проходил международный семинар, в работе которого принимал участие профессор Кудинов. И вот после его доклада подъезжает к драмтеатру черная «Волга», Алексею Никифоровичу объявляют верховно-партийную волю, то бишь делают предложение с непременным ответом через три часа. При этом добавляют: «А университет мы пока вам не покажем». Но если бы и показали… Трудно представить вариант отказа. В гостинице «Центральная», где остановились супруги, они могли только предположить, какова в этом назначении роль Александра Петровича Бычкова, ректора Томского университета, и Ивана Филипповича Образцова, ректора МАИ. Они прекрасно знали Кудинова и столь же хорошо понимали, насколько вуз нуждается в сильной личности, – оба родом тверские, им дорога была судьба одного из старейших вузов страны, они высоко оценивали научный и гражданский потенциал Алексея Никифоровича, которому, по их разумению, пришла пора стать фигурой коренной. Как всегда, супруги Кудиновы решили: вместе мы устоим.

ПРОВЕРКА НА УСТОЙЧИВОСТЬ

Нового ректора жизнь проверила сразу. Буквально в первый рабочий день на филфаке обвал потолка, только чудом обошлось без трагедии (и, что вполне предсказуемо, без вполне реальной тюрьмы для ректора). Слава Богу, когда в коридоре грохнуло, словно из пушки, шли занятия. Это было той еще прелюдией. Первый же обход выявил: корпуса А и Б – полуразвалины. Библиотеку заливает. В аудиториях неопрятно и холодно. Первый из корпусов, построенный на Соминке, оказался и вовсе без коммуникаций… Так уж совпало: государственная поддержка вузов стала проявляться более существенно. Спасибо и областному руководству, а особенно Владимиру Антоновичу Суслову, Михаилу Александровичу Шестову – они во многом помогли вузу. Перво-наперво были проложены все коммунальные сети, причем с запасом. Что позже позволило вести тут интенсивное строительство учебно-научных корпусов и общежитий современного типа. На особом счету закладка главного корпуса и напротив него – храма в честь святителя Николая с двумя приделами. Современный облик и комфорт обретали здания в центре города. Но мы забежали вперед. Вернемся в те, первые годы руководства Алексея Никифоровича, когда финансирование вуза велось по принципу «ни жив ни мертв». Средств хватало на студенческую стипендию и неполную зарплату персоналу. Даже на бумагу не было денег. Их надо было учиться зарабатывать, не в ущерб, скорее, на пользу образовательному процессу. Хоздоговорная деятельность дополнялась участием в гос­программах, в ФЦП, а также работой Инноцентра, созданного по идее замечательного ученого Ефима Александровича Лурье, другими разрешенными законом проектами. Наверное, только такой многомерный ум мог держать в поле влияния одновременно массу задач, от которых зависят репутация вуза и судьбы его выпускников. Это подбор качественно безупречных сотрудников всех специальностей и рангов, содействие в создании научных школ, рост интеллектуальной основы вуза в лице кандидатов и докторов наук. Во времена Кудинова в ТвГУ впервые создано десять диссертационных советов, эффективно проявили себя научные школы ведущих ученых вуза, росли международные научно-культурные контакты. Все это придавало университету дополнительный плюс в рейтинге. И все задуманное воплощалось. Так не Кудинов считает – его просвещенные коллеги. Жаль, не удастся рассказать сегодня даже о самых именитых, но всему свое время.

Ветераны вуза хорошо помнят, как почти из небытия при настойчивости инженера-физика Клавдии Смирновой начал возрождаться Ботанический сад, имеющий завидную историю. И одновременно команда Кудинова, в которой с азартом работал инженер по информационным технологиям Федор Гиренко, вела по-настоящему новаторские работы по обеспечению коммуникационной составляющей учебно-научного процесса. Что позволило, скажем, придать работе библиотеки новое качество – информационно-исследовательской структуры, крайне полезной не только для вуза, но и для других пользователей региона, для создания нового интеллектуального качества жизни.

ПОГОВОРИМ? ОТ БОЛЬШОГО АНДРОННОГО ДО PUSSY RIOT

Спасибо юбилею собеседника, это отличная возможность для того, чтобы в разговоре с ним узнать еще и о том…

– Алексей Никифорович, а действительно ли делает сумма знаний человечество в целом и отдельных его особей сильнее духом, умнее? Почему большая наука в образе большого андронного коллайдера в мире людей соседствует с плясками в святом храме на солее панк-группы pussy riot, а проще сказать, с Бого- и человекохулительницами?

Профессор отвечает не сразу. Это и понятно, слишком далеко на первый взгляд отстоят эти понятия:

– Так, говорите, какая мне польза от того, что где-то там разгоняют по-новому частицы материи? Видите ли, хотим мы или не хотим, но только наука определяет и формирует прогресс. Свет, радио, телевидение – все это начиналось с парадокса или хулы. Человека страшит и одновременно притягивает неизвестность. Отторжение от познания опасно. Только наука может предвидеть многие процессы. К сожалению, в мире прогресс неразрывно связан со стратегией взаимного уничтожения людей. Потому одна из кардинальных задач современности – перенаправить вектор познания на самого человека. На сохранение и развитие его творческих, благородных духовных качеств. Мы пока что находимся у истоков процесса, пока что познано не более пяти процентов окружающей нас материи, включая самого человека. Недавно в одной из публикаций мне встретилась необычайно современная мысль философа Ивана Ильина о том, что творческий потенциал человека можно представить как напряжение (разность потенциалов) между двумя полюсами, которые на конфессиональном языке и именуются горним и дольним, небесным и земным. Быть может, это умозаключение объясняет не все, но дает ключ к пониманию процессов, происходящих в современном, терзаемом внутренними противоречиями мире. Больше всего опасна ситуация, при которой люди не способны к диалогу, даже жесткому, но аргументированному, а единственным способом победить соперника считают банальный и грубый крик. Да, не бывает победителей без побежденных, но спросим: ради чего победа? В большинстве своем диспуты на государственных телеканалах оставляют чувство даже не разочарования. Только не подумайте, что я против дискуссий. Но за дискуссии, которые не разрушают ментальности, простите, не вводят зрителя в сферу сатанизма.

– Панк-группы вряд ли смотрят такие передачи.

– Но они живут не в безэмоциональном пространстве.

– И что вы, как практикующий педагог, готовы противопоставить тем, для кого не писаны никакие законы?

– Если мы говорим конкретно о том прискорбном сюжете, то и тогда скажу определенно: и с этими молодыми женщинами надо прежде всего разговаривать. Иначе беседы с ними же будут вести другие люди, возможно, небескорыстно, но явно антироссийски и античеловечно.

– Чтобы не завершать диалог на столь тревожной ноте, давайте раскроем небольшой секрет: а Почетный ректор Кудинов, лауреат Государственной премии, Почетный гражданин Тверской области и города Твери и обладатель множества других титулов, достойный отец и дед, чему-то он учится у своего студенчества?

– Часто приходит на память простая в своей гениальности мысль поэта: «Умом Россию не понять». Не споря с истиной, хочу добавить: одного ума тут мало, нужно участие разума, что сродни душе, – таковы уж мы, русские, по сути своей. А если говорить о студенчестве… Это мой любимый народ. Учусь у него, еще как, и каждый день! Потому что незамутненный родник юности – он по-настоящему свободен, раскрепощен, амбициозен и красив, и верен дружбе, и отважен… Этому нельзя подражать. Но сохранять в себе надо – правда?

Автор: Кира КОЧЕТКОВА
77

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость