22 Июня 2017
$60
66.8
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Транспорт29.03.2012

Разруха начинается в головах

…И только потом – на дорогах, – уверен главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Тверской области Валерий Кучерявых. Повод для интервью с руководителем Управления ГИБДД МВД России по Тверской области Валерием Кучерявых был серьезный и, увы, не самый радостный: в январе в регионе случился всплеск аварийности.

…И только потом – на дорогах, – уверен главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Тверской области Валерий Кучерявых.

Повод для интервью с руководителем Управления ГИБДД МВД России по Тверской области Валерием Кучерявых был серьезный и, увы, не самый радостный: в январе в регионе случился всплеск аварийности. За один месяц на дорогах погибло 32 человека. Эта цифра сравнима с показателями четырехлетней давности, когда стражи дорог били в набат, пытаясь достучаться до водителей и пешеходов.

– С чем связан январский «откат» по показателям аварийности на уровень 2009 года? – с такого вопроса мы начали беседу с Валерием Кучерявых.

– Причин, как всегда, много. Но главная лежит на поверхности – это нарушение правил дорожного движения. Разумеется, есть и сопутствующие: состояние дорог, недоработки дорожных служб. Отдельный вопрос – техническое состояние транспорта. Кто-то ведь выпускает на линии автобусы с неисправными дверями и фарами, с заблокированными аварийными выходами. Кто-то же нанимает водителей, к профессиональным навыкам которых есть множество вопросов. Но, повторюсь, анализ ДТП, случившихся в январе и приведших к трагическим последствиям, показывает: все они произошли из-за нарушения правил, чаще всего – нарушения скоростного режима. 

– Если копнуть глубже, становится понятно: речь идет о банальной человеческой безответственности. Можно только посочувствовать стражам дорог, пытающимся переломить ситуацию: ведь бороться им приходится с менталитетом участников дорожного движения…

– Совершенно верно. Перефразируя классика, разруха (в нашем случае – ДТП) начинается не на дорогах, а в головах. Поэтому в списке задач ГИБДД на почетном месте находится пропаганда безопасности. Это регулярные обращения к водителям и пешеходам на страницах печатных изданий и с телеэкранов, это многочисленные акции, носящие пропагандистский характер, это работа с подрастающим поколением, с сотрудниками автошкол и начинающими водителями. Список мероприятий таков, что вряд ли уместится в одну газетную публикацию. Но все они имеют одну цель – изменить сознание участников дорожного движения, напомнить, что автомобиль не игрушка, а средство повышенной опасности. И правила дорожного движения, по сути дела, «написаны кровью» – на основе анализа сотен ДТП. 

– Задача масштабная. Как с ней справиться в условиях сокращения личного состава ГИБДД после реформирования милиции в полицию?

– Не числом, а умением. ГИБДД ждет техническое перевооружение, внедрение новых технологий. Экипажи должны стать более мобильными, и недавно в рамках областной программы ГИБДД нам было вручено десять новых патрульных автомобилей с современной новой «начинкой». Еще десять автомобилей получено по федеральной программе. В помощь сотрудникам ГИБДД – видеофиксаторы, современные алкотестеры, которые позволяют определить состояние водителя на месте и тем самым сэкономить время. О видеофиксаторах (видеорегистраторах) – разговор отдельный. Как показал опыт зарубежных стран, система видеофиксации – эффективный метод борьбы с нарушителями ПДД. Уже в апреле запланирована работа по установке камер видеофиксации в Калининском районе. В планах расширение всей системы автоматической видеофиксации. 

– Но вернемся к так называемым сопутствующим причинам ДТП, одна из которых – состояние дорог. Помню, на одном из совещаний вы призывали дорожников проанализировать статистику ДТП и, выходя на работу, помнить, что от качества ее выполнения зависят жизнь и здоровье людей. 

– Здесь нужно различать две проблемы – состояние дорожного полотна и наличие очагов аварийности. Вторая проблема шире. Пример первый: на дороге, где давно не проводился ремонт, множество ямок и выбоин. Водителю приходится чаще маневрировать, а значит, чаще ошибаться. Проглядел на большой скорости выбоину, упустил руль – и вот уже вынесло на обочину, бросило в бампер идущего впереди автомобиля, оторвалось колесо. А зимой на необработанной специальными смесями скользкой дороге растет тяжесть последствий ДТП. На посыпанной дороге дело бы кончилось помятой машиной и легкими ушибами, а на скользкой – то же самое ДТП приведет к жертвам. 

– Вы упомянули о второй проблеме – очагах аварийности. Что это такое и как с ними бороться?

– Это крутые повороты, где, по статистике, регулярно происходят съезды в кювет, это места, где водители часто выезжают на встречную полосу, это места столкновений автомобилей с общественным транспортом, это перекрестки, где чаще всего сбивают пешеходов… Недавно совместно с региональным министерством транспорта и минздравом мы провели анализ ДТП за последние 6 лет. Так были установлены очаги аварийности на дорогах области. 

Их ликвидация – сложный и затратный процесс, в котором должны принимать участие не только сотрудники ГИБДД, но и представители исполнительной власти на всех уровнях. На участках дорог, где регулярно фиксируются выезды на встречную полосу, должны быть установлены разделительные ограждения, опасные повороты нужно оборудовать не только знаками, но и направляющими столбиками, чтобы водитель видел границы поворота. Там, где чаще всего происходят наезды на пешеходов, нужно установить светофоры. На опасных пешеходных переходах неприметные, неяркие знаки уже сейчас меняются на другие – с желтым, привлекающим внимание фоном. 

Наконец, пора уделить внимание оборудованию самих пешеходных переходов. Разговоры о том, что в Твери пора строить подземные переходы, ведутся давно, но решение вопроса замерло на стадии подготовки документов. Недавно губернатор Тверской области Андрей Шевелев обратил внимание на эту ситуацию и дал тверскому муниципалитету два месяца на доработку документации. Уверен: если будет реализован весь комплекс упомянутых мер, количество ДТП на дорогах региона резко уменьшится. Это стратегическая задача, рассчитанная не на один год. Она даст результат не сразу, но он обязательно будет. Любая систематическая работа рано или поздно приносит плоды. Помню, как несколько лет назад мы перенимали у архангельских коллег опыт проведения операции «Пешеход». Многое не получалось, показатели аварийности на пешеходных переходах поначалу не снижались, но мы делали выводы, вносили коррективы. И получили хороший результат. 

– А какие еще профилактические мероприятия кроме операции «Пешеход» проводит Управление ГИБДД?

– Операция «Пешеход» направлена, как нетрудно догадаться, на снижение аварийности с участием пешеходов. За годы работы мы приучили водителей снижать скорость перед переходами даже тогда, когда поблизости нет людей в форме. В ходе операции «Скорость» сотрудники ГИБДД выявляют водителей, нарушающих скоростной режим. 

Цель «Контроля трезвости» – выявление водителей, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, и предотвращение ДТП с их участием.

Отдельно нужно упомянуть о мероприятиях и акциях, направленных на предотвращение ДТП с участием несовершеннолетних. Это и традиционное «Внимание: дети!», стартующее, как правило, перед школьными каникулами. Это и конкурс «Безопасное колесо» для юных автоинспекторов, это дни открытых дверей для школьников из всех районов области, это постоянная работа с родителями и учителями школ. Да, с учетом сокращения личного состава ГИБДД мы физически не можем охватить все учебные заведения. И очень надеемся на самих педагогов и родителей. Учителя должны добросовестно, а не формально проводить пятиминутки, посвященные безопасности дорожного движения. А родители должны понять: это их обязанность – научить ребенка правилам поведения на дороге. Это несложно – дойти вместе с ребенком до школы и показать ему опасные участки, объяснить, как правильно переходить через дорогу, как работает светофор, почему нельзя играть рядом с проезжей частью. И мы, сотрудники ГИБДД, видим свою задачу не в том, чтобы обойти каждую школу и прочитать лекцию каждому ребенку, а шире – изменить сознание родителей и педагогов. В качестве иллюстрации: недавно в одном из районов области случилась трагедия – ребенок поскользнулся и упал под прицеп. Сейчас врачи борются за его жизнь. Кто виноват? Не в последнюю очередь родители: ребенок гулял рядом с проезжей частью. 

– И вновь мы вернулись к теме разрухи, которая начинается в головах…

– Не хочу сыпать обвинениями – я просто призываю задуматься всех о личной ответственности за происходящее на дорогах. К каждому пешеходу и водителю не приставишь по сотруднику ГИБДД, да и решающие меры, как известно, не самые действенные. Задуматься следует родителям, воспитателям, учителям, работающим с детьми. Задуматься должны сотрудники автошкол, готовящие водителей. Система натаскивания на билеты и упражнения на площадке должна смениться системой полноценного обучения. Кстати, в скором времени появятся автодромы с оборудованием, позволяющим определить уровень подготовки сдающего экзамен без участия сотрудника ГИБДД. А все машины, на которых будет идти сдача экзамена, оснастят видеокамерами. Это прописано в законе, который скоро будет принят на федеральном уровне. 

Свою ответственность должны осознать владельцы транспортных предприятий и все ответственные лица, работающие в сфере пассажирских перевозок. Мы можем проводить хоть сотни проверок – что толку, если нарушения продолжатся, как только закроется дверь за сотрудниками ГИБДД? Не скрою: сознание нужно менять и нам, людям в погонах. Стать полицейским трудно, это долгий процесс: не все пока что поняли, что такое переаттестация, не осознали, что полиция будет избавляться от недостойных сотрудников. Должно меняться и отношение к нам со стороны общества. Пришло время диалога, обмена мнениями, взаимного доверия и совместного решения общих проблем. 

Пользуясь случаем, хочу обратиться со страниц «Тверской Жизни» к читателям – пешеходам и водителям. Пора задуматься. Осознать, что ежегодно на дорогах страны погибает больше людей, чем в военных конфликтах. Вспомнить, что правила дорожного движения – не пустая формальность. Те, кто так думает, рискуют собственной жизнью и здоровьем, рискуют украсть жизнь, здоровье других. А сколько детей ежегодно гибнет на дорогах: они уже никогда не повзрослеют, не станут полноправными членами общества, не порадуют родителей своими успехами, не подарят им внуков! 

Уважаемые водители, пешеходы, лица, ответственные за безопасность пассажирских перевозок, не будьте равнодушными! В ваших силах прекратить не объявленную никем войну на дорогах, уже унесшую тысячи жизней!

Автор: Юлия ОВСЯННИКОВА
21

Возврат к списку

У Обелиска Победы в Твери прошла акция «Памяти павших будьте достойны»
22 июня. Еще ночь, рассвет лишь угадывается. В 1941 году – это время, когда выпускники школ пока не дошли до своих домов, не в силах расстаться с бывшими одноклассниками, без конца вспоминая школьные годы, в которых поставлена точка, и немного волнуясь: что ждет впереди?
22.06.201715:39
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость