24 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура28.03.2012

Бах был типичным бюргером и не считал себя гениальным

Фотограф: Вячеслав Старостенко

В Тверской академической филармонии продолжается XX Международный фестиваль музыки Иоганна Себастьяна Баха. За два десятилетия форум, организуемый при поддержке комитета по делам культуры области, обзавелся своими традициями.

Одна из них – выступление народного артиста России, солиста Московской филармонии Гарри Гродберга. Специально для Баховского фестиваля маэстро готовит отдельные программы, в которых главное место занимает творчество великого немецкого композитора. Гарри Гродберг вот уже двадцать лет встречает его день рождения, 21 марта, органным концертом в Твери.

На Баховском фестивале благодаря маэстро и его огромному международному авторитету в Твери впервые выступили многие исполнители, состоялись знаковые для областного центра музыкальные премьеры, например, Боннский камерный хор под управлением Хенна исполнил мотеты Мендельсона. Гарри Яковлевич ввел в концертный обиход множество органных сочинений, среди которых произведения Клары Шуман, Фанни Мендельсон, делал органные переложения сочинений Глинки и Лядова. Маэстро сыграл почти всего органного Баха и первым стал выступать с сольными органными концертами.

– Для меня самый большой гонорар – когда я чувствую, что приношу людям счастье от общения с великой сокровищницей классической музыки, когда вижу их радость, – говорит Гарри Яковлевич, непревзойденный интерпретатор и исследователь творчества Баха.

«Йог. Себастьян Бах, младший сын Йог. Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта. Был : (1) придворным музыкантом в Веймаре у герцога Иоганна Эрнста… (2) Органистом в Новой церкви в Арнштадте. (3) Органистом в церкви св. Власия в Мюльхаузене с 1707 года. (4) Камерным и придворным органистом в Веймаре – с 1708 года, (5) при том же дворе с 1714 года одновременно концертмейстером. (6) Капельмейстером и руководителем камерной музыки при великокняжеском ангальт-кетенском дворе – с 1717 года. (7) В 1723 году – как Director Chori Musici и кантор школы св. Фомы – назначен был в Лейпциг, где божьей волею живет и поныне, будучи одновременно капельмейстером вейсенфельсским и кетенским […]»
Из записей И. С. Баха. – 
Лейпциг, 1735 г.

– Мы, признаться, мало знаем, каким человеком был Бах в жизни, – рассказывает музыкант. – Сохранилось несколько его писем, которые связаны в основном с материальными проблемами или взаимоотношениями композитора с церковным начальством. Все это не вполне проливает свет на то, каким же человеком был гениальный Бах. Мы можем догадываться об этом лишь по каким-то косвенным указаниям. Он, конечно, был немцем средней руки и обладал всеми качествами, которыми обладали типичные бюргеры той эпохи; он был простым, в какой-то степени даже приземленным человеком. Абсолютно точно можно сказать: Бах не знал, что является одним из гениальнейших композиторов всех времен. Более того, он не испытывал чувства ревности по отношению к своим коллегам, даже одалживал другим органистам свои партитуры для исполнения в церкви.

Кроме того, что Бах был великим композитором, он считался великим знатоком органов и участвовал в их приемке. Когда строительство органа заканчивалось, нужно было определить, все ли условия контракта выполнены, есть ли погрешности в звучании инструмента. Бах написал целый ряд сочинений, исполнение которых могло бы помочь выявить определенные качества органа. Есть предположение, что знаменитая ре-минорная токката, которая очень популярна, которая звучит и по радио, и по телевидению, которую все знают, сочинена именно с этой целью. По всей видимости, Бах создал ее для проверки «легких» органа. Наполняемость воздухом тогда была самым распространенным дефектом, а изложение в этом сочинении, когда одновременно берутся много нот, давало возможность явственно услышать, «садится» звук или нет. Такие мелочи рассыпаны по всем произведениям композитора.

– Многие из них имеют четкую педагогическую направленность.

– Да, потому что Бах создавал их для своих многочисленных детей от двух браков, которые учились музыке, исполняя то или иное произведение отца.

«У старика Себастьяна было три [(?)] сына. Доволен он был только [Вильгельмом] Фридеманом, большим мастером игры на органе. Даже о Карле Филиппе Эмануэле он говорил (несправедливо!): «Это берлинская лазурь! А она выцветает!» – Говоря о лондонском Бахе, [Иоганне] Кристиане, он всегда приводил геллертовский стишок:
По глупости своей он далеко 
пойдет!

И действительно, из всех троих он сделал самую большую карьеру.— Мне эти суждения [И. С. Баха] известны из уст самого [Вильгельма] Фридемана…»
К.Ф. Крамер, «Человеческая жизнь», Киль, 18.IV. 1792 г.

– Гарри Яковлевич, так ли Бах был озабочен творчеством, как это нам представляется теперь?
– Не думаю, что он придавал творчеству какое-то особое значение, потому как для Баха это было работой. Поэтому он не считал, будто бы делает что-то сверхъестественное. Все органисты, его современники, работали в церквах и обязаны были каждую неделю писать новые произведения для службы. Так что своим сочинениям они не придавали того значения, какое им сейчас придаем мы. Все было проще. Существовали более важные дела и проблемы. Например, Баха очень заботили его взаимоотношения с церковными властями. Все дело в том, что композитор вел тяжбы с церковью, которая ему или недостаточно платила за произведения, или не давала композитору выполнять его обязанности, а Бах параллельно работал в двух и даже трех храмах. У него была очень большая семья, которую нужно было кормить… Так, собственно, протекала жизнь Баха, простая, бюргерская. Он почти никуда не ездил и только несколько раз совершил значительные путешествия в Любек, куда он ездил к Букстехуе, – великому композитору, оказавшему на Баха большое воздействие, – чтобы послушать его импровизации…

«Иоганн Себастьян Бах – титан музыки. Он, тот, с которым ни один смертный – ни до, ни после него – в знании гармонии, в богатстве ее не сравнился (во всяком случае, никто… его не превзошел!), – он тот океан, который вмещал в себя, заключал в себе всю полноту теории контрапункта и при этом был фактически величайшим инструменталистом своего времени, – он, помимо того, был наделен счастливой способностью к оригинальному, неподкупному и самостоятельному суждению об окружавших его вещах и людях и умел быть беспощадным в своих оценках, даже 
[в суждениях] о своих собственных… сыновьях»
К.Ф. Крамер. «Человеческая жизнь», Киль, 26.Х. 1793 г.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
739

Возврат к списку

Поисковики со всей России соберутся в Ржевском районе
В ближайший вторник рядом с деревней Есемово состоится открытие Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт».
21.04.201722:26
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию